Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Керам К.В. - Боги гробницы и ученые

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 125
Размер файла: 901 Кб
Страницы: «« « 84   85   86   87   88   89   90   91   92  93   94   95   96   97   98   99   100   101   102  » »»

Можно предположить, что эти пластинки прикрепляли к шесту и несли впереди во
время процессий и шествий. Инкрустированный перламутром и ракушками на синем
фоне  из  ляпис-лазури,  этот штандарт  воспроизводил разные сцены  из жизни
шумеров.  Хотя эти  изображения  были  не  так разнообразны  и подобны, как,
например, стенные рельефы в гробнице вельможи  Ти, которые,  как  мы помним,
помогли  Мариэтту   восстановить   подробности  повседневной  жизни  древних
египтян, они все же представляли достаточный интерес, а принимая во внимание
возраст этих пластинок, значение штандарта трудно переоценить.
     Картина пиршества дает нам  сведения об одежде  и утвари; мы видим, как
ведут  на  заклание  жертвенных  животных,  и  таким образом  узнаем,  какие
животные были  в те  времена домашними;  дальше мы  видим шествие  пленных и
шествие воинов - оно знакомит  нас с  оружием;  видим, наконец, и колесницы,
свидетельствующие  о  том, что  именно  шумеры  первыми  в  конце четвертого
тысячелетия  стали вводить в боевой  арсенал колесницы, которым суждено было
сыграть такую важную роль в создании и уничтожении Вавилонской, Ассирийской,
Персидской и Македонской держав.
     И наконец, Вуллей сделал свое самое поразительное  открытие:  в царских
гробницах Ура были похоронены  не только цари!  Казалось,  в  этих гробницах
происходили  чудовищные  побоища. В одной  из  них  Вуллей  нашел  несколько
стражников; рядом с их трупами так и остались лежать выпавшие из рук копья и
скатившиеся с  голов шлемы.  В углу  другой лежали останки девяти придворных
дам в головных уборах, которые они, вероятно,  надели,  идя  на похороны.  У
входа  в  гробницу  стояли две  тяжелые кареты, а в них - скелеты  возничих;
впереди рядом со скелетами волов, впряженных в кареты, лежали скелеты слуг.
     В гробнице царицы Шуб-ат  убитые придворные дамы лежали в два ряда. Там
же лежал музыкант  - арфист. Кисти его  рук  еще находились на  инструменте,
покрытом  драгоценной  инкрустацией,  на котором он,  очевидно, играл  в тот
момент, когда  его  настиг смертельный  удар. И  даже на  носилках,  где был
установлен гроб  царицы, лежали скелеты двух людей  в той позе,  в  какой их
застала смерть.
     Что означали все эти находки?
     Объяснение могло быть только одно: здесь в честь мертвых была принесена
самая большая жертва, на какую только вообще способны люди,  -  человеческая
жизнь. Здесь имели место человеческие жертвоприношения, и,  вероятнее всего,
их  совершали  фанатики  жрецы.  Положения  скелетов,  а  также  ряд  других
обстоятельств позволили прийти к выводу,  что все  эти придворные, солдаты и
слуги последовали за своими повелителями отнюдь не добровольно, как, скажем,
индийские вдовы, сами  входившие в костры,  на которых  сжигали  останки  их
мужей.  Здесь речь шла об убийстве,  о  настоящей  резне. Это была  кровавая
тризна в честь мертвых правителей!
     Какие выводы сделала из этих находок наука?
     "У   нас   нет  никаких   письменных   упоминаний   о   подобного  рода
жертвоприношениях.  И  если  не  считать  данного случая, то  археологи тоже
никогда не  сталкивались с этим обычаем или с его пережитками  в  позднейшие
времена. Если эти жертвы... находят свое объяснение в  обожествлении  первых
царей, то следует отметить, что в исторические времена ни одному даже самому
значительному божеству  подобных жертвоприношений не совершали, - это лишнее
доказательство чрезвычайной древности гробниц Ура".
     Вуллею  было суждено  сделать  еще  один  шаг  на  пути  изучения  этой
древнейшей цивилизации. Перейдя к систематическим раскопкам, он наткнулся на
глубине двадцати метров под слоем,  в котором находились остатки гробниц, на
слой  глины  примерно  в два  с  половиной  метра  толщины.  Этот  слой  был
совершенно чистый - в нем не было ни черепков, ни мусора, ни каких-либо иных
следов деятельности человека.
     Присутствию здесь этого явно  наносного, аллювиального  слоя можно было
дать  только одно объяснение, причем геологи могли здесь помочь больше,  чем
археологи. Некогда в стране шумеров  произошел настоящий потоп, ибо наносный
слой глины  толщиной  в два с половиной  метра  мог возникнуть  только в том
случае, если в древнем Шумере некогда разверзлись "хляби земные и небесные".
Невиданный  поток, сметающий все на своем  пути,  хлынул на землю; по словам
Библии,  "разверзлись  все  источники  великой  бездны,   и  окна   небесные
отворились, и лился  на  землю дождь сорок дней  и  сорок ночей...  вода  же
усиливалась на земле сто пятьдесят дней.
     Вуллей  пришел  к  поразительному выводу. Он вспоминал об  удивительном
совпадении библейского рассказа о  потопе с  рассказом  о потопе  в  гораздо
более древнем, чем Библия, сказании о Гильгамеше; он вспоминал о том,  что в
так называемых шумерских царских списках было  сказано: "Потом был потоп,  а
после потопа цари  вновь  спустились с небес";  вспоминал  он  и  о том, что
многие древние  легенды и содержащиеся  в Священном писании  сведения  нашли
свое подтверждение во время раскопок в Двуречье. Не свидетельствовало ли все
это  о том,  что  потоп, следы  которого  обнаружил  Вуллей,  был именно тем
потопом, о котором говорится в Библии?
     Разумеется, этот  исторически достоверный потоп, послуживший основанием
для  рассказов о  мифическом  потопе,  не уничтожил  весь  людской  род,  за
исключением  Утнапиштима - Ноя. По всей  вероятности,  это  было чрезвычайно
большое наводнение, хотя  и не столь уж редкое в дельте Евфрата и  Тигра. Те
сведения, которыми мы располагаем о древнейших шумерских царях, живших "до и
после потопа", позволяют  предполагать, что после потопа шумерские поселенцы
остались живы потому, что они в отличие от местных жителей жили в окруженных
крепостными  стенами  городах, возведенных на искусственных насыпях.  Весьма
вероятно,  что  Утнапиштим,  шумерский  Ной, - реально  существовавшее лицо,
какой-либо  поселенец,  колонист,  который  жил  ранее в  аккадской земле, а
потому раньше других узнал, что вода прибывает, и заблаговременно предпринял
соответствующие меры.
     Что  касается  обращенных  к  Утнапиштиму  слов  бога  -  "плодитесь  и
размножайтесь и наполняйте землю",  - то шумерские поселенцы точно выполнили
эту  заповедь.  С  энергией,  которая и  по  сей  день  вызывает  восхищение
археологов,   они   превратили   разрушенную  потопом   страну  в   цветущую
высокоразвитую державу.
     Свои  находки  в  царских  гробницах  Ура  Вуллей  датировал  четвертым
тысячелетием до н. э. До него все наши  сведения об этой эпохе мы черпали из
мифов  и  легенд.  Вуллей  же  сделал  ее  достоянием  истории.  Ему удалось
документально доказать существование одного из царей того времени, одного из
древнейших царей человечества.
     В свое время  существование шумеров было открыто на основании косвенных
данных. Ныне никто не  сомневается в  реальном существовании  этого  народа:
достаточно вспомнить хотя бы о произведениях шумерского искусства и ремесла,
находящихся в наших  музеях. Но о происхождении  народа,  который изготовлял
все эти вещи, мы, по существу, и сейчас еще ничего не знаем. В  этом вопросе
мы  вынуждены  по-прежнему   опираться  лишь   на  косвенные  свидетельства.

Страницы: «« « 84   85   86   87   88   89   90   91   92  93   94   95   96   97   98   99   100   101   102  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Керам К.В., Боги гробницы и ученые