|
Главная - Наука - История
Керам К.В. - Боги гробницы и ученые Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 125 Размер файла: 901 Кб Страницы: «« « 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 » »» сознанием или не находят себе в нем места, они продолжают жить. Этот момент
наступает неожиданно, и тогда внезапно начинаешь понимать, какой груз мыслей
и представлений предшествующих поколений тяготеет над человеком; как вечное
наследие вошли они в наше сознание, в большинстве случаев мы даже не отдаем
себе отчета в величине и значении этого наследия, даже не умеем его должным
образом использовать.
Во время раскопок в Вавилоне археологи, как это ни было неожиданно,
буквально с каждым взмахом заступа убеждались в том, что многие из мыслей и
представлений этого древнего народа живут в нашем сознании и подсознании,
оказывая свое влияние на наши чувства и восприятие окружающего мира. Но еще
более неожиданным явилось то открытие, что и вавилонская мудрость была
унаследованной - доказательства тому становились все многочисленнее - и что
своим происхождением она обязана народу еще более древнему, чем
семиты-вавилоняне и даже египтяне.
Существование этого народа было доказано самым необычным путем, поэтому
открытие это, безусловно, является одним из самых блестящих достижений
человеческого духа. Оно было сделано в результате размышлений и рассуждений
дешифровщиков клинописи, вернее, - тут лучше не скажешь - существование
этого народа было... вычислено.
Когда в результате сложнейших вычислений астрономы впервые смогли
предсказать появление в определенном месте, в определенный час никем еще не
виданной безыменной звезды и эта звезда действительно появилась в
предсказанном месте и в предсказанный час, астрономическая наука пережила
величайший триумф.
Аналогичное открытие было сделано русским ученым Д. И. Менделеевым,
который сумел увидеть в кажущемся хаосе известных и, как в то время
считалось, неделимых химических элементов определенную закономерность
свойств, на основе которых он составил таблицу и предсказал существование
целого ряда тогда еще неизвестных элементов.
То же самое произошло и в антропологии: на основании чисто
теоретических умозаключений Геккель предположил существование в прошлом
промежуточной формы между человеком и обезьяной, которую он назвал
питекантропом; мысль Геккеля была блестяще подтверждена Евгением Дюбуа: в
1892 году он нашел на острове Ява остатки черепа получеловека-полуобезьяны,
вполне соответствовавшего геккелевской реконструкции.
После того как стараниями последователей Раулинсона были устранены
трудности в дешифровке, специалисты в области клинописи смогли посвятить
свои труды частным проблемам, в том числе вопросу о происхождении
клинописных знаков, вопросу о вавилоно-ассирийских языковых связях и
взаимосвязях. Пытаясь обобщить некоторые факты, они сделали выводы, которые
в конце концов привели их к одной удивительной мысли.
Многозначность вавилоно-ассирийских знаков не может быть объяснена,
если искать разгадку в них самих. Такая запутанная письменность, такая
причудливая смесь алфавитного, силлабического и рисуночного письма не могла
быть исконной, причем она не могла возникнуть в этом виде именно тогда,
когда вавилоняне появились на арене истории. Она могла быть только
производной, ее характер свидетельствовал о длительном развитии. Сотни
отдельных языковедческих исследований, взаимно дополнявших и исправлявших
друг друга, были сведены учеными воедино, и тогда была выдвинута одна
обобщающая гипотеза, суть которой сводилась к следующему: клинопись была
изобретена не вавилонянами и ассирийцами, а каким-то другим народом, по всей
вероятности не семитского происхождения, пришедшим из гористых восточных
районов, существование которого еще не было в то время доказано ни одной
находкой.
Подобной гипотезе можно было отказать в чем угодно, только не в
смелости. И тем не менее с течением времени ученые так уверовали в свою
правоту, что даже дали этому народу имя, хотя существование его еще не было
доказано и упоминания о нем не сохранилось ни в одной надписи. Некоторые
ученые называли этот народ аккадцами, а немецко-французский ученый Жюль
Опперт назвал его шумерами, и это название привилось: оно было взято из
титула наиболее древних правителей южной части Двуречья, которые именовали
себя царями Шумера и Аккада.
И точно так же, как было когда-то предсказано местоположение планеты,
как были открыты недостающие элементы в таблице Менделеева и найден
питекантроп, так в один прекрасный день были обнаружены и первые следы
неведомого до тех пор народа, который дал письменность вавилонянам и
ассирийцам. Только ли письменность? Прошло еще немного времени, и можно было
с уверенностью сказать: почти все, что относится к культуре Вавилона и
Ниневии, следует отнести за счет предшествовавшей ей культуры таинственных
шумеров.
Мы уже упоминали об Эрнесте де Сарзеке, французском помощнике консула;
до того как попасть в Месопотамию, он не имел ни малейшего понятия о целях и
задачах археологии, но при виде развалин и холмов Двуречья в нем заговорило
то же любопытство, что и в Поле Эмиле Ботта (со времени раскопок Ботта
прошло сорок лет). Счастье сопутствовало де Сарзеку: едва приступив к
раскопкам, которые он вел еще совсем по-дилетантски, он нашел у подножия
одного из холмов статую, не похожую на все до сих пор найденное. Он стал
копать дальше, и, как оказалось, успешно: нашел надписи и первые осязаемые
следы "предсказанного" народа - шумеров.
Статуя местного правителя, князя или царя-жреца Гудеа, сделанная из
диорита и великолепно отполированная, была самой драгоценной из тех
великолепных скульптур, которые были погружены на корабли и отправлены в
Лувр. Какое волнение вызвали они среди ученых! Даже самые рассудительные и
отнюдь не склонные к манипуляциям с датами ассириологи вынуждены были,
принимая во внимание эти находки и данные, почерпнутые из найденных тогда же
надписей, прийти к заключению, что некоторые из обнаруженных памятников и
фрагментов относятся к эпохе третьего-четвертого тысячелетия до н. э., то
есть к цивилизации еще более древней, чем египетская.
Де Сарзек копал в течение четырех лет - с 1877 по 1881 год. С 1888 по
1900 год американцы Хильпрехт, Петере, Хайне и Фишер производили раскопки в
Ниппуре и Фаре. С 1912 по 1913 год в Эрехе вело раскопки Немецкое восточное
общество; в 1928 году оно начало вести раскопки в других местах, а в 1931
году раскопки в Фаре производились вновь, на сей раз американским Обществом
по изучению Востока под руководством Эриха Ф. Шмидта.
В результате раскопок были найдены большие сооружения - ступенчатые
пирамиды-зиккураты, без которых, казалось, тамошние города было так же
трудно себе представить, как, скажем, мечеть без минарета или церковь без
колокольни, были найдены и надписи, позволявшие проследить историю
месопотамского мира далеко в глубь веков. Для истории Месопотамии это было
открытием по меньшей мере такого же значения, как для истории Греции
Страницы: «« « 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |