Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Керам К.В. - Боги гробницы и ученые

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 125
Размер файла: 901 Кб
Страницы: «« « 73   74   75   76   77   78   79   80   81  82   83   84   85   86   87   88   89   90   91  » »»

     Этого    человека    звали    Джордж    Смит;    он    тоже    не   был
специалистом-археологом - он был гравером. Родился Смит 26 марта 1840 года в
Челси, близ Лондона.  С удивительным рвением этот самоучка изучал по вечерам
в своей каморке  первые публикации  ассирийских документов и двадцати  шести
лет от роду опубликовал несколько небольших статей о некоторых еще в ту пору
вызывавших различные толкования клинописных  знаках.  Эти статьи обратили на
себя  внимание  ученого   мира.   Через   два  года   он  стал   ассистентом
египетско-ассирийского отделения Британского музея  в Лондоне. Он умер рано,
тридцати шести лет, оставив  нам добрую дюжину своих трудов и прославив свое
имя рядом выдающихся открытий.
     В течение  1872  года этот бывший  гравер  целыми  днями просиживал над
расшифровкой и разбором табличек, присланных в музей Ормуздом Рассамом.
     В   то   время    никто    даже    не   подозревал   о    существовании
вавилонско-ассирийской литературы, достойной занять свое место в ряду других
великих литератур, и Смит, старательный, но, вероятно, чуждый музам  ученый,
вряд  ли ставил  себе  задачу  ее открытия. Но едва  приступив  к дешифровке
текста,  он  увлекся одним рассказом, который заинтересовал  его не  столько
своей формой, сколько содержанием; чем дальше он читал, тем все более близко
принимал к сердцу то, что сообщало ему это повествование.
     Это был рассказ о могучем Гильгамеше; Смит читал о подвигах этого героя
и  лесного  звероподобного  человека  Энкиду, которого привела  в город Урук
священная блудница, жрица богини Иштар, для того чтобы Он победил Гильгамеша
надменного, однако схватка закончилась вничью,  а Гильгамеш  и  Энкиду стали
друзьями,  заключили  вечный союз  и  совершили  вдвоем  немало  героических
деяний: они убили Хумбабу, грозного владыку кедрового леса, а Гильгамеш даже
бросил вызов богам, грубо оскорбив Иштар и отвергнув ее божественную любовь.
     Мучаясь над дешифровкой,  Смит читал  о том, как  скончался от страшной
болезни Энкиду, как оплакивал  его  Гильгамеш  и как  отправился  он,  чтобы
избежать  той же  участи,  на  поиски  бессмертия.  К  Утнапиштиму  идет  он
прародителю,  которому  в  свое время, когда  боги  наслали на  человечество
великую  кару,  единственному  из  всех  людей,  было  даровано  спасение  и
бессмертие. И  Утнапиштим,  прародитель, поведал Гильгамешу  историю  своего
чудесного спасения...
     Я открою, Гильгамеш, сокровенное слово,
     И тайну богов расскажу тебе я.
     Шуруппак - город, который ты знаешь,
     Что лежит на берегу Евфрата;
     Этот город древен, близки к нему боги.
     Задумало сердце богов великих потоп устроить...
     У Смита  загорелись  глаза...  Но  как  раз тогда,  когда его  волнение
сменилось уверенностью в том, что он находится на пороге важного открытия, в
тексте  рассамовских  табличек  все  чаще  стали  попадаться  пропуски.  Как
оказалось, в распоряжении Смита находилась лишь часть текста великого эпоса,
а  наиболее   важная  для  ученого,  последняя   часть,  содержащая  рассказ
Утнапиштима, была представлена только в отрывках.
     Однако то, что Смит сумел к этому времени вычитать из глиняных книг, не
давало ему  покоя; он не мог  молчать. Набожную Англию охватило волнение. На
помощь  Джорджу  Смиту  пришла одна  популярная  газета.  Лондонская  "Дейли
телеграф" объявила, что она  готова снабдить суммой в тысячу гиней того, кто
отправится  в  Куюнджик, чтобы  отыскать  недостающие  фрагменты  сказания о
Гильгамеше.
     Предложение  было авантюристическим,  но  ассистент  Британского  музея
Джордж Смит принял вызов.  И  чтобы осуществить  свой план,  ему  надо  было
совершить поездку в Месопотамию, отделенную от Лондона несколькими  тысячами
километров,  и   там,   в  многослойной   толще   гигантского  холма,   едва
потревоженной  предшествующими   раскопками,  отыскать  несколько   глиняных
табличек, причем  именно  тех, которых  ему недоставало!  Это  была  задача,
которую можно сравнить с поисками водяной блохи, не вообще блохи, а какой-то
совершенно определенной  водяной  блохи в озере,  или же со всем  известными
поисками иголки в стоге сена.
     Джордж Смит принял предложение газеты.
     И  снова   произошло  невероятное:  ему  действительно   удалось  найти
недостающие фрагменты сказания.
     Он  привез домой 384 таблички, в  том числе  недостающую  часть истории
Утнапиштима,  так  взволновавшей его  при  первом  чтении. Это была  история
потопа - не обычного  наводнения,  упоминание о котором можно найти в ранней
мифологии чуть ли не  всех  народов,  а  совершенно  определенного потопа, о
котором впоследствии было рассказано в Библии, ибо  Утнапиштим был Ной - это
с полной очевидностью явствовало из  текста поэмы. Друг людей  бог Эа во сне
открыл  опекаемому им  Утнапиштиму  замысел  богов покарать  людской род,  и
Утнапиштим построил корабль.
     Нагрузил его всем, что имел я,
     Нагрузил его всем, что имел серебра я,
     Нагрузил его всем, что имел я злата,
     Нагрузил его всем, что имел живой я твари,
     Поднял на корабль всю семью и род мой.
     Скот степи, зверей степи, всех мастеров я поднял.
     . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . .
     Сумрак утром, перед ночью полил погибельный ливень.
     Я взглянул на облик погоды -
     Страшно глядеть на погоду было;
     Я взошел на корабль и запер двери.
     За постройку судна корабельщику Пузур-Амурри
     Я отдал чертог и его богатства.
     Едва занялось сиянье утра,
     От основанья небес поднялась черная туча.
     Адад гремит в ее середине,
     Шуллат и Ханиш идут перед нею.
     Идут гонцы горой и равниной,
     Ирагаль вырывает мачту;
     Идет Нинурта, гать прорывает;
     Подняли факелы Ануннаки,
     От их сияния земля озарилась;
     Адада ярость небес достигает,
     Что было светлым - во тьму обратилось,
     [Земля как чаша], черпает [воду].
     Первый день бушует буря,
     Быстро налетела, водой заливая,
     Словно войною людей постигла -

Страницы: «« « 73   74   75   76   77   78   79   80   81  82   83   84   85   86   87   88   89   90   91  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Керам К.В., Боги гробницы и ученые