|
Главная - Наука - История
Керам К.В. - Боги гробницы и ученые Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 125 Размер файла: 901 Кб Страницы: «« « 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 » »» двадцати восьми столетий покоя в далекое путешествие. И прежде чем опять
обрести покой в Британском музее в Лондоне,они проплыли тысячу километров по
Тигру и 25 тысяч километров через два океана - ведь Суэцкого канала тогда
еще не существовало, он был открыт позже, в 1869 году, и изваяния везли
вокруг Африки, мимо мыса Доброй Надежды.
Прежде чем прервать на время свои раскопки, Лэйярд, вероятно, обошел их
с записной книжкой в руках. Вот заключительное описание находок, взятое из
его книги, которая за несколько лет приобрела мировую известность: "Мы
поднимаемся вверх по искусственному холму, но пока еще не видим торчащих из
земли камней: перед нами расстилается обширная платформа. Местами видны
богатые всходы ячменя, местами она бесплодна и суха, если не считать
отдельных кустарников, которые служат пищей верблюдам. Там и сям видны
низкие черные холмики, из середины которых вырывается тонкий столб дыма. Это
палатки арабов, вокруг которых копошатся несколько похожих на нищенок
женщин. Впрочем, вы можете встретить и девушек: выпрямившись, твердо ступая
с кувшином на плече или же со связкой хвороста на голове, они уверенно
поднимаются к вершине холма...
Но с флангов холма то и дело появляются какие-то странные существа: с
развевающимися волосами, полуодетые, в легких широких и коротких рубашках,
они появляются откуда-то из-под земли: вприпрыжку, гримасничая на ходу, они
словно сумасшедшие снуют туда и сюда. Каждый тащит корзину. Едва
поравнявшись с краем холма, они опоражнивают корзину, поднимая при этом кучу
пыли, а потом как можно быстрее возвращаются назад, пританцовывая на ходу,
горланя, подкидывая пустую корзину над головой. Они исчезают так же
внезапно, как и появляются. Потом все повторяется сначала. Это рабочие,
выносящие землю из раскопа.
Спустимся по грубо вырубленным в земле ступеням в главную траншею.
Двадцать шагов в глубину - и мы между двумя крылатыми человекольвами,
образующими портал. В подземном лабиринте беспокойная суета; арабы носятся
повсюду: некоторые несут наполненные землей корзины, другие - кувшины с
водой для своих товарищей. Халдеи в своих полосатых одеждах и остроконечных
шапочках бьют кирками неподатливую кочку, с каждым ударом поднимая целую
тучу мельчайшей пыли. Изредка с какого-нибудь дальнего холма доносятся
мелодии курдской музыки; услышав ее, арабы затягивают хором свой
воинственный клич и с новой энергией берутся за работу.
Миновав львов, мы входим в главную залу. От нее остались лишь руины, но
по обеим ее сторонам стоят гигантские крылатые фигуры, одни с головой орла,
другие - созданные по человеческому подобию. В руках у них какие-загадочные
символические предметы. Налево - еще один портал, который также образуют
крылатые львы. Один из них упал наискосок, загородив дорогу, и нам с трудом
удается проползти под ним. За этим порталом находятся крылатая фигура
человека и две плиты с барельефами, настолько, однако, испорченные, что
почти невозможно разобрать, что на них изображено. Еще далее, вероятно, была
стена, но сейчас от нее ничего не осталось. Исчезла и противоположная стена
залы; мы видим лишь высокую земляную насыпь, и только при внимательном
осмотре удается обнаружить следы облицовки - остатки кирпичей из необожженой
глины, которые уже давно приобрели тот же оттенок, что и окружающая их
земля.
Упавшие алебастровые плиты водворены на место. Так мы попадаем в
настоящий лабиринт маленьких барельефов, на которых изображены повозки,
всадники, сражения и осады. Нам повезло: рабочие поднимают очередной
барельеф. Затаив дыхание, в величайшем нетерпении ждем мы, пока они кончат:
о каком новом событии ассирийской истории узнаем мы? Быть может, речь пойдет
о каком-нибудь еще неизвестном обычае или религиозной церемонии?
Пройдя еще около ста шагов среди этого царства древностей, мы
приближаемся к проходу, охраняемому двумя гигантскими крылатыми
человекобыками из желтого известняка. Один из них еще цел, другой же давно
разбился - большая человеческая голова валяется у самых наших ног.
Мы проходим мимо и идем дальше. Вот еще одна крылатая фигура: в руках у
нее красивый цветок, который она, вероятно в качестве жертвоприношения,
подносит крылатому быку. Рядом с этой фигурой находятся восемь красивых
барельефов. Здесь и царская охота: торжествующий царь рядом со своими
трофеями - львом и диким быком; и осада крепости, к стенам которой подведены
тараны. Но вот мы уже достигли конца залы. Перед нами изысканно красивая
скульптура: два царя в сопровождении крылатых божеств-охранителей перед
фигурой высшего божества. Между ними - священное древо. Впереди этого
барельефа - каменная платформа; в древние времена на ней стоял трон
ассирийских монархов; здесь восседали они во время приемов или когда перед
ними дефилировали пленные враги.
Слева еще один, четвертый проход: он образован двумя львами. Мы
проходим мимо них, и вот мы уже у края глубокой пропасти. Над ее северной
стороной нависают огромные руины; на сохранившихся стенах видны фигуры
пленников, несущих дань: серьги, браслеты, обезьянок. А у самого края стены
валяются два огромных изваяния быка и две крылатые фигуры высотой в
четырнадцать шагов.
Так как с этой стороны руины вплотную подходят к пропасти, возвратимся
к проходу, где стоят быки из желтого известняка. Пройдя через него, мы
вступаем в помещение, окруженное со всех сторон изваяниями божеств с
орлиными головами. На одном конце его находятся охраняемые двумя жрецами,
или божествами, ворота, а в середине другой портал, у которого стоят два
крылатых быка. Куда бы мы теперь ни направили свой путь, мы окажемся в целой
анфиладе комнат: не зная их расположения, можно запутаться. Так как
обыкновенно посреди комнаты лежит мусор, весь раскоп состоит из серии узких
проходов-траншей, с одной стороны ограниченных алебастровыми плитами, а с
другой - высокой земляной насыпью, в которой кое-где виднеются
полузасыпанные разбитые вазы или покрытые разноцветной глазурью кирпичи. Не
меньше часа надо потратить на осмотр этой галереи с ее удивительными
скульптурами и многочисленными рельефами. Мы видим здесь царей в
сопровождении евнухов и жрецов, бесчисленные крылатые фигуры с сосновыми
шишками и символами божества в руках, застывшие в благоговении перед
священным деревом.
Комнаты соединены между собой проходами, которые образуют стоящие
попарно крылатые львы и быки, в каждой из комнат все новые и новые
скульптуры, вызывающие одновременно и удивление и любопытство. Утомленные,
мы наконец выходим из этого царства руин, но не с той стороны, откуда мы
вошли, а с противоположной, и перед нами снова голая платформа".
И Лэйярд, сам потрясенный до глубины души, добавляет: "Напрасно стали
бы мы искать хоть малейшие следы только что увиденных чудес: так и кажется;
что это всего лишь видение, всего лишь рассказанная тебе восточная сказка.
Многие из тех, кто посетит это место, когда руины ассирийских дворцов
Страницы: «« « 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |