|
Главная - Наука - История
Керам К.В. - Боги гробницы и ученые Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 125 Размер файла: 901 Кб Страницы: «« « 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 » »» значительно дальше. Тогда он (вспомним, что ему были хорошо известны
памятники страны на Ниле; он видел их собственными глазами и знал, какой
высокой цивилизации они обязаны своим существованием) заявил, что многие из
тех: монументов, которые он нашел здесь, в джунглях Копана, "выполнены с
гораздо большим вкусом, чем самые красивые монументы египтян, другие же по
своим художественным достоинствам по меньшей мере равны им".
Для того времени это утверждение было чудовищным. Когда в одном из
своих писем Стефенс поделился новостью о находках, его сообщения вызвали не
только недоверие, но и смех. Был ли он в состоянии доказать то, что
утверждал?
"С чего начать?" - спрашивал он себя, смущенный размерами этих
монументов и непроницаемостью зеленых стен, которые их окружали.
"Предприятие почти совершенно безнадежное. Руины разбросаны по всему лесу.
Здесь, правда, есть река; она впадает в тот же океан, на берегу которого
лежит Нью-Йорк, но на реке - стремнины и пороги. Остается одно: распилить ту
или иную статую и таким образом перевезти ее в качестве образца, а с
остальных снять слепки". И добавляет: "Ведь слепки из Парфенона, хранящиеся
в Британском музее, считают ценными памятниками".
Однако впоследствии он отказался от этой мысли. Ведь с ним был
Казервуд, и он обратился к художнику с просьбой приступить к делу. Казервуд,
автор великолепных зарисовок египетских памятников, пришел в замешательство;
хмурясь, он щупал каменные лица изваяний, таинственные иероглифы,
причудливый орнамент, проверял вновь и вновь освещение, смотрел, как ложатся
тени на великолепно изваянные рельефы, и качал головой...
А в это время Стефенс, не успокаиваясь, посылает проводника назад, в
деревню, расспросить, не может ли кто-нибудь сообщить что-либо об этих
таинственных статуях. Таковых не находится. Кто мог создать эти
высокохудожественные произведения? "Quien sabe?" ("Кто знает?") - таков
стереотипный ответ.
Вместе с метисом Бруно, деревенским портным, он забирается все дальше и
дальше в джунгли и находит все новые и новые статуи, стены, ступени и
террасы.
"Огромные корни опрокинули с постамента один из монументов, вокруг
другого обвились ветви, и он висел в воздухе, третий был опрокинут на землю
и весь опутан вьющимися растениями. Еще один, наконец, стоял вместе с
алтарем посреди целой рощицы деревьев, словно охранявших его покой и
защищавших его, как святыню, от солнца. В торжественной тишине леса он
казался божеством, погруженным в глубокий траур по исчезнувшему народу".
К тому времени, когда Стефенс вновь встретился с Казервудом, он
насчитал по меньшей мере полсотни стел-, статуй и других
достопримечательностей, которые необходимо было зарисовать. Но Казервуд,
опытнейший рисовальщик Казервуд, вновь качает головой. Здесь рисовать
нельзя: слишком мало света. Надо сначала наладить освещение. В этом сумраке
из-за теней нечетко видны контуры.
Они решают отложить работу на следующий день. Необходима помощь, а для
этого надо сходить в деревню. Но вот идет какой-то метис, он одет лучше и
ярче, чем их носильщики, да и другие местные жители, с которыми им
доводилось встречаться. Может быть, он хочет им помочь? Однако,
приблизившись, этот смуглый человек неожиданно представляется им как дон
Хосе-Мария и предъявляет документы на право владения всем участком - от реки
Копан и дальше, включая и тот район, в котором находятся найденные Стефенсом
и Казервудом монументы. Стефенс хохочет. Мысль о том, что эти руины в
джунглях могут кому-то принадлежать, кажется ему абсурдной, и, когда дон
Хосе-Мария начинает рассказывать, что ему приходилось уже слышать об этих
монументах. Стефенс прерывает его на полуслове и отсылает назад.
Однако вечером, лежа в своей маленькой хижине, Стефенс вновь
возвращается к этому вопросу. Кому же в самом деле принадлежат эти руины? И,
уже засыпая, он приходит к следующему категорическому выводу: "По всей
справедливости они принадлежат нам; хотя я не знал, как скоро нас могли
отсюда попросить" а все-таки решил, что они должны принадлежать именно нам.
Потом перед моими глазами замелькали какие-то неясные видения, мысли о славе
и благодарности... я натянул на себя одеяло и уснул".
На следующий день в джунглях раздались резкие короткие удары мачете.
Индейцы пометили всего десяток деревьев; когда одно из них срубали, оно,
падая, увлекало за собой остальные, разрывая сеть лиан и других вьющихся
растений.
Стефенс наблюдал за индейцами. Он искал в их лицах следы той творческой
силы, которая могла породить эти каменные изваяния. Этой чуждой, незнакомой
творческой силе были присущи зловеще гротескные черты, однако она нашла свое
выражение в такой высокохудожественной форме, которая не могла возникнуть
вдруг, из ничего: она могла формироваться лишь постепенно и: на
соответствующей почве.
Пока Казервуд устанавливал свой мольберт, чтобы воспользоваться
полученным благодаря стараниям индейцев освещением, Стефенс вновь углубился
в джунгли. Он дошел до стены, находившейся на берегу реки. Она была гораздо
выше, чем ему показалось в первый раз, и ограждала большую площадь; стена
очень сильно заросла, казалось, что на нее нахлобучена огромная шапка из
дикого терна. Пробиваясь сквозь заросли, Стефенс и сопровождавший его метис
услыхали крики обезьян. "Мы впервые встретили здесь .этих человекообразных;
в окружении великолепных памятников они показались нам духами усопших,
принадлежавших к исчезнувшему племени, духами, охранявшими развалины своих
бывших поселений".
Затем Стефенс увидел строение, напоминавшее по форме пирамиду. Он
пробился к широким ступеням лестницы; они были искривлены, сквозь щели
проросли молодые побеги. Лестница вела из сумрака кустарников ввысь, туда,
где зеленели кроны деревьев, к террасе, которая находилась не менее чем в
тридцати метрах над землей. Стефенс почувствовал головокружение. Какому
народу принадлежали все эти сооружения? Когда он вымер? Сколько веков назад
он построил эту пирамиду? В какую эпоху, с помощью каких орудий, по чьему
поручению и в честь кого были изваяны все эти бесчисленные скульптуры? Одно
представлялось несомненным: ни один город, какой бы он ни был, не мог
создать все эти творения обособленно - за ними должен был стоять сильный и
могущественный народ. И когда он представил себе, как много подобных никому
не ведомых городов-развалин еще, быть может, ждут своего исследователя в
джунглях Гондураса, Гватемалы и Юкатана, его бросило в дрожь при мысли о
величии стоявшей перед ним задачи.
Его обуревали тысячи вопросов, и он не мог ответить ни на один из них.
Он взглянул вниз, туда, где сквозь листву виднелись монументы. "Разрушенный
город лежал перед нами, словно потерпевший крушение корабль: мачты его
потеряны, название неизвестно, экипаж погиб, и никто не знает, откуда он
Страницы: «« « 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |