|
Главная - Наука - История
Кравчинский Сергей - Подпольная Россия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 127 Размер файла: 892 Кб Страницы: «« « 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 » »» нравится. Правда, губернаторское запрещение не окончательное, оно может
быть обжаловано в Сенате. Но так как земство собирается лишь раз в году, то
мероприятие, приостановленное губернатором, все равно нельзя проводить в
жизнь в течение двенадцати месяцев, даже в том случае, если Сенат сразу же
отменит решение губернатора, а не будет откладывать дело два, а то и три
года. В вопросах местного управления, не терпящих отлагательства, запрет
губернатора практически непреложен.
Чтобы поставить земства в еще более полную зависимость от
правительства, у них отнято право, которым пользовалось дворянское
собрание, - назначать начальников низшей администрации - исправников. Это
право оставлено за губернатором. Кроме того, земство не имеет своей
исполнительной власти. Все дела должны вестись правительственными
чиновниками, а это всегда сопряжено с бесконечными дрязгами, особенно в
финансовых вопросах. Сбор земских налогов поручен земству, но, будучи для
государственных казначеев лишь делом второстепенным, неответственным,
исполняемым, так сказать, из любезности, оно проводится из рук вон плохо.
Недоимки с казенных имуществ и с помещиков непрестанно растут, и общая
задолженность все увеличивается, что причиняет земству бесконечные
неприятности.
Однако вернемся к нашей непосредственной теме - предосторожностям,
принимаемым правительством, чтобы помешать земству вмешиваться в политику.
Одна из предупредительных мер - лишение земства права (если столь скромную
привилегию можно называть правом) обращаться с петициями непосредственно к
императору, хотя дворянские собрания широко им пользовались. Земствам
фактически не позволено брать на себя инициативу ни в каком общественно
полезном начинании. Они нигде не могут возвысить свой голос, кроме как в
приемной министра, своего прямого начальника, и в девяти случаях из десяти
министр даже не удостаивает их ответом.
И все же новое самоуправление, невзирая на его недостатки, имело одно
несравнимое преимущество перед старой системой - оно не было обманом.
Реформа 1861 года уничтожила рабство; дворяне и крестьяне стали
согражданами одной страны и равными перед законом. Невозможно было
ограничить самоуправление одним лишь сословием. Это значило бы оживить
крепостничество в другой форме. Поэтому все сословия участвуют в земстве
предписываемым числом гласных. Но разделение депутатских мест между
сословиями вопиюще неравное.
Земские гласные избираются сословием, ими представляемым. Крестьяне,
дворяне и города избирают своих гласных на отдельных выборных собраниях.
Число депутатов от каждого сословия заранее установлено, и нет ничего более
несправедливого, чем распределение количества гласных в нашем парламенте,
выгодное только дворянству. Крестьян насчитывается в стране 60 миллионов,
они платят 83 процента всех налогов (по подсчетам князя Васильчикова, даже
90 процентов), а имеют в среднем 38,6 процента общего числа депутатских
мест. Помещики насчитывают только 1 миллион человек, их вклад в
национальный доход не превышает 7 процентов, но избирают они 46,2 процента
гласных; участие городского сословия составляет 15,2 процента.
В ряде губерний, особенно в восьми центральных губерниях,
несоответствие еще более значительно. 93 тысячи крупных помещиков
представлены 1817 гласными, а 6 миллионов крестьян - только 1597 гласными.
Так что дворяне в целом имеют в местных парламентах почти половину
всех мест. Но это соотношение еще далеко не точное мерило их влияния,
особенно в губернских земствах, где выборы двухстепенные. Крестьян большей
частью представляют деревенские старосты. Они административно подчинены
предводителю дворянства, который одновременно является земским начальником,
и ему подчинены органы крестьянского самоуправления.
Наконец, с целью исключения из земства наиболее демократических
элементов из мелкопоместных дворян, установлен необычайно высокий
избирательный ценз - владение от 200 до 300 десятин земли в густонаселенных
уездах и 800 десятинами в более редконаселенных местностях. С помощью этой
уловки достигается то, что число избирателей, принадлежащих к наиболее
образованным кругам дворянского сословия, очень невелико.
Таким образом, система самоуправления, введенная в 1864 году, в
сущности, ставит народ под опеку привилегированного сословия, вернее, его
богатой и консервативной верхушки с одновременным отстранением более
либеральной и прогрессивной части - мелкопоместного дворянства. Трудно
вообразить, чтобы Валуеву удалось изобрести что-либо еще менее либеральное,
способное лишь превратить самоуправление в орудие реакции и в препятствие
на пути реформ. Но правительство, в конце концов, все же ошиблось в своих
расчетах. Можно по пальцам сосчитать те случаи, когда дворяне - гласные
земства пытались использовать свое превосходство к выгоде
привилегированного сословия, к которому они принадлежат.
Самые серьезные усилия земства были в первую очередь направлены на то,
чтобы предоставить большее влияние крестьянам, усилия, которым
правительство, всегда клявшееся в своей любви к труженикам полей,
разумеется, воспротивилось. И когда позднее, в 1871 году, правительство
просило совета у земств 34 губерний относительно некоторых изменений в
податной системе, все 34 земства высказались за уничтожение привилегий, за
облегчение тяжелого бремени, возложенного на крестьянство, и предложили
принять податную шкалу, пропорциональную доходам налогоплательщиков.
Тем не менее наше земство заслуживает упрека в чрезмерной
почтительности к властям и в недостатке гражданского мужества. Политические
теории земских деятелей, отважившихся изложить их в печатавшихся за
границей газетах и брошюрах, далеко не являются образцом политической
мудрости. Проекты экономических реформ, кои дозволено было им публиковать,
- чистейшие паллиативы.
Я не имею ни малейшего желания особенно превозносить наши местные
парламенты. Но нельзя отрицать, что они проявили достойную всяких похвал
активность, и в начале своей деятельности, до того как правительство взяло
их за горло, земцы трудились с горячим усердием и преданностью делу, на
благо народа, а не для выгод сословия, к которому большинство из них
принадлежало. В течение немногих лет земство увеличило местные доходы с 4
до 16 миллионов, проявляя также и в других областях глубокое понимание нужд
народа. Их деятельность показывает, что они обладают здравым смыслом и
практическим взглядом на вещи. Они доказали это, приняв близко к сердцу и
поставив во главу угла самое важное дело, от которого зависит благоденствие
России, - народное образование. Ибо только через просвещение массы придут к
тому, чтобы самим судить и действовать. Мы видели, как энергично земцы
взялись за основание начальных школ и с какой рьяностью они защищали свою
деятельность от нападок министра народного просвещения.
Но земские деятели не ограничивались организацией начальных школ. Они
Страницы: «« « 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |