|
Главная - Наука - История
Кравчинский Сергей - Подпольная Россия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 127 Размер файла: 892 Кб Страницы: «« « 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 » »» выделяет на образовательные цели 4 миллиона, в то время как правительство
из своего бюджета в 360 миллионов расходует на цели просвещения всего 1,5
миллиона. Притом из этой суммы 300 тысяч тратится на инспекцию, то есть на
школьную полицию. Сельское население - освобожденные крепостные и их дети,
которых многие считали безнадежно невежественными, грубыми и не способными
ни к какой гражданской деятельности, - проявляет почти патетическое
стремление обеспечить своим детям блага просвещения. Невзирая на свою уже
вошедшую в поговорку бедность, наши деревенские общества добровольно
собирали такую же сумму на содержание начальных школ, как земство и
правительство, вместе взятые. Из общей суммы - около 7750 тысяч рублей, -
расходуемой на содержание школ, крестьяне вносят 41 процент, земство - 34,
правительство - 14 и частные лица, большей частью помещики, - 11 процентов.
И весьма красноречив тот факт, что самые чувствительные жертвы для целей
народного образования приносятся как раз в тех губерниях, где крестьяне
имеют в земстве наибольшее число депутатов.
Города, и прежде всего Петербург, тоже приложили немалые усилия для
распространения образования среди народа. В столице вместо 13 жалких школ в
1864 году с несколькими десятками учеников мы имеем в 1882 году 158
отличных учебных заведений с штатом дипломированных учителей и с шестью
тысячами учащихся, мальчиков и девочек. В Тамбовской губернии, где до
создания земства было 174 начальные школы с 7700 учениками, теперь имеется
500 школ, посещаемых в среднем 27 тысячами детей. Нижегородская губерния в
1860 году имела 28 школ с 1500 учениками; двадцать лет спустя земство этой
губернии создало уже 337 школ, в которых начальное образование получили
почти 12 тысяч детей.
Достигнутые успехи были бы замечательными при любых условиях, но,
принимая во внимание враждебность правительства и трудности, чинимые
бюрократией, они кажутся просто чудом. Правительство отнюдь не относится
благосклонно к университетам и к средним школам, но к начальным школам оно
выказывает еще гораздо меньше симпатии. Обращение с народными школами
просто недостойно правителей великой страны, и, если бы факты, которые я
хочу ниже привести, нуждались в доказательствах, то есть не были бы взяты
из официальных сообщений и не публиковались бы в газетах, всегда
находящихся под дамокловым мечом цензуры и запрещения, они показались бы
совершенно неправдоподобными, а я был бы обвинен в злонамеренном
преувеличении.
x x x
Едва земство начало свою преобразовательную деятельность, как оно
натолкнулось на противодействие министерства. Самой неотложной
необходимостью были хорошие учителя. Поэтому земство ходатайствовало о
дозволении - оно не просило ничего большего - основать учительские
семинарии. После двухлетнего ожидания и множества петиций Головин,
тогдашний министр народного просвещения, казалось, уже готов был дать
требуемое разрешение. Но в 1866 году произошло первое покушение на
Александра II, а за сим последовало вступление графа Толстого в кабинет и
принятие им портфеля министра народного просвещения. Первым деянием
Толстого было категорически запретить предполагавшееся основание
учительских семинарий, и в докладе царю, опубликованном в 1867 году, граф
ставит себе в особую заслугу задушение в корне этого пагубного
революционного замысла. По его просвещенному мнению, педагогические училища
не только станут центрами демократической пропаганды, но превратятся также
в орудие отравления русских детей порочными идеями. В течение долгих пяти
лет министр оставался глухим к увещеваниям и мольбам земства, которое
вынуждено было доставать учителей, где могло, и сохранять на службе многих
пономарей и отставных солдат, едва ли более грамотных, чем их ученики.
Но события 1870 года вызвали поразительные перемены, ибо сказано было
- и все этому поверили, - что победы под Вертом, Гравелот и Седаном одержал
не генерал фон Мольтке, а прусский народный учитель. Некоторых советников
царя, и особенно военного министра, внезапно осенило, что солдаты только
выиграют от умения читать и писать; запрещение основывать педагогические
училища было отменено. Теперь таких училищ имеется шестьдесят. Но граф
Толстой покорился необходимости с неохотой, и некоторые земства, хотя они
не прекращали своих ходатайств, до сих пор не получили соответствующего
разрешения. Эти превосходные учебные заведения с самого своего основания
вызывали к себе неприязнь и постоянную подозрительность со стороны властей,
и они непрестанно находятся под двойным огнем - государственной полиции и
полиции министерства народного просвещения.
Но, по правде говоря, министр народного просвещения выказал в этой
борьбе гораздо большее рвение, чем Третье отделение. Судьба наших лучших
педагогических училищ, созданных усилиями земства и частных лиц, таких, как
Максимова в Твери, Дружинина в Торжке, рязанского земства и многих других,
разгромленных за "принятие слишком большого числа учащихся", за "слишком
большое расширение учебной программы", за "слишком большое снижение платы
за учение" и другие подобные же преступления, является наилучшей
иллюстрацией к тенденциям, на основе которых наш так называемый министр
народного просвещения на протяжении последних пятнадцати лет руководил
делами своего департамента и содействовал распространению народного
образования в России.
x x x
Поход против университетов имеет давнишнюю историю. Поход против
среднего образования начался в 1866 году. Что касается народных школ, то в
продолжение нескольких лет они были в какой-то степени избавлены от
вмешательства. Но в 1874 году наше правительство вдруг осенило: не допуская
заронения в детские души семян недовольства, можно уничтожить нигилизм в
самом его истоке. Эта идея была вызвана открытием, что несколько учителей
оказались революционерами. Как правило, революционеры с целью завоевать
доверие народа принимали вид простых рабочих и действительно работали
кузнецами, каменщиками, строителями и чернорабочими. Несколько человек -
вероятно, не более десятка - стали учителями в деревенских школах, стремясь
вести пропаганду среди крестьян. Но они, безусловно, не намеревались
прививать нигилистические взгляды детям, постигающим азбуку и погруженным в
тайны умножения. Удивительное открытие привело к передаче всех 25 тысяч
школ под надзор полиции и подсказало властям идею знаменитого Положения
1874 года о начальных народных школах. Характер и последствия этого
Страницы: «« « 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |