Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Кравчинский Сергей - Подпольная Россия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 127
Размер файла: 892 Кб
Страницы: «« « 69   70   71   72   73   74   75   76   77  78   79   80   81   82   83   84   85   86   87  » »»

выделяет  на  образовательные  цели 4 миллиона, в то время как правительство
из  своего  бюджета  в 360 миллионов расходует на цели просвещения всего 1,5
миллиона.  Притом  из этой суммы 300 тысяч тратится на инспекцию, то есть на
школьную  полицию.  Сельское население - освобожденные крепостные и их дети,
которых  многие  считали безнадежно невежественными, грубыми и не способными
ни   к  какой  гражданской  деятельности,  -  проявляет  почти  патетическое
стремление  обеспечить  своим  детям блага просвещения. Невзирая на свою уже
вошедшую   в  поговорку  бедность,  наши  деревенские  общества  добровольно
собирали  такую  же  сумму  на  содержание  начальных  школ,  как  земство и
правительство,  вместе  взятые.  Из общей суммы - около 7750 тысяч рублей, -
расходуемой  на  содержание школ, крестьяне вносят 41 процент, земство - 34,
правительство  - 14 и частные лица, большей частью помещики, - 11 процентов.
И  весьма  красноречив  тот  факт, что самые чувствительные жертвы для целей
народного  образования  приносятся  как  раз  в тех губерниях, где крестьяне
имеют в земстве наибольшее число депутатов.
     Города,  и  прежде  всего  Петербург, тоже приложили немалые усилия для
распространения  образования среди народа. В столице вместо 13 жалких школ в
1864  году  с  несколькими  десятками  учеников  мы  имеем  в  1882 году 158
отличных  учебных  заведений  с  штатом  дипломированных учителей и с шестью
тысячами  учащихся,  мальчиков  и  девочек.  В  Тамбовской  губернии, где до
создания  земства  было 174 начальные школы с 7700 учениками, теперь имеется
500  школ,  посещаемых в среднем 27 тысячами детей. Нижегородская губерния в
1860  году  имела 28 школ с 1500 учениками; двадцать лет спустя земство этой
губернии  создало  уже  337  школ,  в которых начальное образование получили
почти 12 тысяч детей.
     Достигнутые  успехи  были  бы  замечательными  при  любых условиях, но,
принимая   во  внимание  враждебность  правительства  и  трудности,  чинимые
бюрократией,  они  кажутся  просто  чудом. Правительство отнюдь не относится
благосклонно  к  университетам и к средним школам, но к начальным школам оно
выказывает  еще  гораздо  меньше  симпатии.  Обращение  с  народными школами
просто  недостойно  правителей  великой  страны, и, если бы факты, которые я
хочу  ниже  привести,  нуждались в доказательствах, то есть не были бы взяты
из   официальных   сообщений   и  не  публиковались  бы  в  газетах,  всегда
находящихся  под  дамокловым  мечом  цензуры и запрещения, они показались бы
совершенно   неправдоподобными,   а   я   был  бы  обвинен  в  злонамеренном
преувеличении.


x x x

     Едва  земство  начало  свою  преобразовательную  деятельность,  как оно
натолкнулось    на    противодействие    министерства.    Самой   неотложной
необходимостью  были  хорошие  учителя.  Поэтому  земство  ходатайствовало о
дозволении   -  оно  не  просило  ничего  большего  -  основать  учительские
семинарии.   После   двухлетнего   ожидания  и  множества  петиций  Головин,
тогдашний  министр  народного  просвещения,  казалось,  уже  готов  был дать
требуемое   разрешение.  Но  в  1866  году  произошло  первое  покушение  на
Александра  II,  а  за сим последовало вступление графа Толстого в кабинет и
принятие   им   портфеля  министра  народного  просвещения.  Первым  деянием
Толстого    было    категорически   запретить   предполагавшееся   основание
учительских  семинарий,  и  в докладе царю, опубликованном в 1867 году, граф
ставит   себе   в   особую   заслугу   задушение  в  корне  этого  пагубного
революционного  замысла. По его просвещенному мнению, педагогические училища
не  только  станут центрами демократической пропаганды, но превратятся также
в  орудие  отравления  русских детей порочными идеями. В течение долгих пяти
лет  министр  оставался  глухим  к  увещеваниям  и  мольбам земства, которое
вынуждено  было  доставать учителей, где могло, и сохранять на службе многих
пономарей и отставных солдат, едва ли более грамотных, чем их ученики.
     Но  события  1870 года вызвали поразительные перемены, ибо сказано было
-  и все этому поверили, - что победы под Вертом, Гравелот и Седаном одержал
не  генерал  фон  Мольтке, а прусский народный учитель. Некоторых советников
царя,  и  особенно  военного  министра, внезапно осенило, что солдаты только
выиграют  от  умения  читать  и писать; запрещение основывать педагогические
училища  было  отменено.  Теперь  таких  училищ  имеется шестьдесят. Но граф
Толстой  покорился  необходимости  с неохотой, и некоторые земства, хотя они
не  прекращали  своих  ходатайств,  до  сих пор не получили соответствующего
разрешения.  Эти  превосходные  учебные  заведения с самого своего основания
вызывали  к себе неприязнь и постоянную подозрительность со стороны властей,
и  они  непрестанно  находятся под двойным огнем - государственной полиции и
полиции министерства народного просвещения.
     Но,  по  правде  говоря,  министр  народного просвещения выказал в этой
борьбе  гораздо  большее  рвение,  чем Третье отделение. Судьба наших лучших
педагогических  училищ, созданных усилиями земства и частных лиц, таких, как
Максимова  в  Твери, Дружинина в Торжке, рязанского земства и многих других,
разгромленных  за  "принятие  слишком  большого числа учащихся", за "слишком
большое  расширение  учебной  программы", за "слишком большое снижение платы
за   учение"   и   другие   подобные  же  преступления,  является  наилучшей
иллюстрацией  к  тенденциям,  на  основе  которых наш так называемый министр
народного  просвещения  на  протяжении  последних  пятнадцати  лет руководил
делами   своего   департамента   и  содействовал  распространению  народного
образования в России.


x x x

     Поход  против  университетов  имеет  давнишнюю  историю.  Поход  против
среднего  образования  начался в 1866 году. Что касается народных школ, то в
продолжение  нескольких  лет  они  были  в  какой-то  степени  избавлены  от
вмешательства.  Но в 1874 году наше правительство вдруг осенило: не допуская
заронения  в  детские  души  семян недовольства, можно уничтожить нигилизм в
самом  его  истоке.  Эта идея была вызвана открытием, что несколько учителей
оказались  революционерами.  Как  правило,  революционеры  с целью завоевать
доверие  народа  принимали  вид  простых  рабочих  и  действительно работали
кузнецами,  каменщиками,  строителями  и  чернорабочими. Несколько человек -
вероятно,  не более десятка - стали учителями в деревенских школах, стремясь
вести  пропаганду  среди  крестьян.  Но  они,  безусловно,  не  намеревались
прививать  нигилистические взгляды детям, постигающим азбуку и погруженным в
тайны  умножения.  Удивительное  открытие  привело  к передаче всех 25 тысяч
школ  под  надзор  полиции  и  подсказало властям идею знаменитого Положения
1874  года  о  начальных  народных  школах.  Характер  и  последствия  этого

Страницы: «« « 69   70   71   72   73   74   75   76   77  78   79   80   81   82   83   84   85   86   87  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Кравчинский Сергей, Подпольная Россия