|
Главная - Наука - История
Кравчинский Сергей - Подпольная Россия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 127 Размер файла: 892 Кб Страницы: «« « 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 » »» роковую фигуру - графа Дмитрия Толстого, которого будущие поколения будут
называть бичом России и разрушителем самодержавия.
Этому рыцарю абсолютизма были предоставлены неограниченные полномочия
для очищения школ по всей империи от социальной ереси и политического
недовольства.
Как он расправлялся с высшим образованием, нам уже известно. Однако
там он лишь укрепил и упрочил систему, давно уже применявшуюся его
предшественниками. Но ему одному принадлежит сомнительная честь "очищения"
- в меру сил и возможностей - сначала среднего, а затем и начального
образования.
С наибольшим блеском его изобретательский талант проявился в реформе
гимназического образования. В основе своей идея Толстого была совершенно
верна: чтобы радикально "очистить" университеты, необходимо сначала
обратиться к первоисточнику и очистить гимназии, откуда высшие школы
черпают свое ежегодное пополнение. И вот министр принялся чистить средние
школы, что, разумеется, означало поручение их нежному попечению полиции. И
это совершеннейший факт, что школьники в возрасте от десяти до семнадцати
лет теперь могут быть наказаны за так называемые политические преступления
и за порочные политические взгляды.
Не далее как в сентябре 1883 года министр народною просвещения издал
циркуляр, в котором указывалось, что в тринадцати гимназиях, одной
прогимназии и десяти реальных училищах раскрыты следы преступной
пропаганды, а еще в четырнадцати гимназиях и четырех реальных училищах
имели место "коллективные беспорядки", что бы это там ни означало. Все эти
учебные заведения были переданы под особое наблюдение полиции.
Трудно себе представить, каких размеров достиг шпионаж в наших
гимназиях. Педагоги, обязанные внушать уважение своим питомцам, призванные
вселять в сердца подрастающего поколения чувство чести, превращены в
агентов Третьего отделения. Школьники находятся под постоянным надзором. Их
не оставляют в покое даже в родительском доме. Особым циркуляром классным
наставникам предписывается посещать учеников в семье или где бы они ни
жили. Министр не стеснялся издавать время от времени указы вроде
знаменитого циркуляра от 27 июля 1884 года, в котором он с необычайным
цинизмом обещал награды и выдачу особого вознаграждения классным
наставникам, которые неуклонно и с наибольшим успехом следят за
"нравственным развитием" (читай - политическими взглядами) своих учеников,
и угрожал, что "классные наставники наравне с директорами и инспекторами
подлежат ответственности, если во вверенном им классе обнаружится пагубное
влияние превратных идей или молодые люди примут участие в преступных
деяниях"тех, кто играет роль доносчиков, и немедленное увольнение тех, кто
отказывается поклоняться Ваалу.
______________
Степняка-Кравчинского.)
x x x
Но одних полицейских мер недостаточно, их необходимо подкреплять
предупредительными мерами. Мальчиков следует охранять от всяких влияний,
могущих сделать их восприимчивыми к воздействию порочных идей социализма,
свободы, материализма. Для этой цели Третье отделение выработало правила,
известные под названием Устав гимназии 1871 года, до сих пор еще остающийся
в силе.
В объяснительной записке к Уставу сказано без обиняков, что, "чем
меньше в гимназии будет изучаться история, тем лучше". Граф Толстой предал
анафеме также русскую литературу, а заодно всеобщую географию ввиду ее
"опасных тенденций". Этот предмет может "подсказать противоречивые выводы и
вызвать бесполезные рассуждения". Другими словами, изучение географии может
повести к спорам на политические и социальные темы.
По этой причине Устав 1871 года предусматривал сокращение числа уроков
по истории, географии и русской словесности. Образовавшуюся в результате
пустоту заполнили классическими языками. Панацея была найдена в латыни и
греческом. Гимназия стала классической, и только классической. Уже в первом
классе, где учатся десятилетние мальчики, на латынь отведено восемь уроков
в неделю, в третьем классе - восемь уроков латыни и столько же греческого
языка. Все другие предметы объявлены второстепенными, и если официально не
запрещены, то явно не поощряются. Сколько бы плохих отметок ни получали
ученики по русскому языку, истории, математике, географии, иностранному
языку, даже по закону божьему, они всегда переходят в следующий класс, но
неуспевание по древним языкам наказывается исключением из гимназии.
Однако можно ли считать непреложной истиной, что изучение классических
языков служит гарантией от "порочных", другими словами, вольнолюбивых и
гуманистических, идей? Разумеется, нет. Джон Стюарт Милль говорил и другие
высокие авторитеты это подтвердили, что глубокое изучение жизни и истории
народов античного мира дает для развития моральных и гражданских
добродетелей больше, чем изучение современной истории.
Однако я не имею никакого желания обсуждать преимущества или
недостатки классического образования. В какую бы сторону ни склонялась чаша
весов, совершенно несомненно, что классицизм, изобретенный Толстым,
Катковым и иже с ними, совершенно sui generis и может лишь отуплять умы,
кои он предназначен просвещать. Цель гимназического устава - превратить
грамматику в самоцель, а не в средство. Школьники учат язык, и ничего
более. Их языковые занятия просто лингвистические упражнения.
Педагоги на манер Каткова этого не отрицают. Они только говорят: ничто
так не развивает ум, как изучение мертвых языков. По их выражению, ставшему
очень модным, с этой гимнастикой для ума не сравнятся никакие другие
занятия. И этим невразумительным словом "гимнастика" они опровергают все
доводы своих противников. Вот уже на протяжении семи лет школьная молодежь
не делает ничего другого, кроме "гимнастики", бесполезность которой
признается учителями и глубоко порицается родителями.
Последствия такой системы для учащихся просто губительны. Когда
десяти-одиннадцатилетних мальчиков заставляют по шестнадцать часов в неделю
учить язык, столь отличный от родного языка, как латынь, они в конце концов
возгораются к нему лютой ненавистью, и его изучение становится мучительным
и тщетным. Кроме того, переходные экзамены из класса в класс по особому
указу министра стали настолько трудными, что огромное число мальчиков не в
состоянии их сдать и немедленно исключаются.
По данным, приведенным в отчете министерства народного просвещения и
Страницы: «« « 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |