|
Главная - Наука - История
Кравчинский Сергей - Подпольная Россия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 127 Размер файла: 892 Кб Страницы: «« « 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 » »» так же как исключенные навсегда, были немедленно высланы. А после последних
беспорядков, в декабре 1878 года, ректору предложили сообщить начальнику
полиции имена всех студентов, когда-либо представших перед Советом
университета, даже если на них не было наложено никаких взысканий, с целью
отправить их в ссылку.
Если в других частях России полиция не свирепствует так, как в
Петербурге, тем не менее и там делается все, чтобы помешать студентам,
участвовавшим в университетских волнениях, возобновить свое академическое
образование.
Сам министр берет на себя труд преследовать и клеймить их. Приведу
пример. В одном петербургском еженедельнике 9 ноября 1881 года под
заголовком "Непонятное решение Совета Киевского университета" была
напечатана следующая заметка:
"Студенты, временно исключенные из Московского университета, подали
прошение о принятии их в Киевский университет. Но совет, рассмотрев этот
вопрос, отказал им в приеме. Это фактически означает отягчение по
собственному усмотрению наказания, первоначально наложенного на этих
студентов. Им отказывают в праве, предоставленном им их судьями".
И печать в большей своей части осуждала Совет Киевского университета
за жестокость, которую можно было назвать лишь чрезмерной и необъяснимой.
Однако объяснялось все весьма просто. Министр особым циркуляром запретил
всем университетам принимать исключенных московских студентов. Газетам это
было известно лучше других, и их диатрибы, их резкий тон имели лишь одну
цель: заставить Совет Киевского университета разоблачить двойную игру
правительства, - цель, которая, разумеется, не была достигнута. Подобные же
циркуляры почти неизменно рассылаются после очередных университетских
беспорядков, где бы они ни происходили.
Студенческие волнения и их последствия далеко не единственный повод
для борьбы между министерством и университетами. Эти события носят все же
исключительный характер, они происходят через сравнительно большие
промежутки времени и сменяются периодами кажущегося спокойствия. Но
спокойствие не освобождает студентов от шпионажа и репрессий. Полиция
никогда не прекращает арестов. Когда на политическом небе надвигаются тучи
и правительство по любому поводу или без всякого повода бьет тревогу,
студентов сажают за решетку толпами. В такие времена на долю учащейся
молодежи выпадают, конечно, самые тяжелые испытания, ибо, как я уже
отмечал, наши студенты почти все страстные политики и потенциальные
революционеры. Часть арестованных студентов присуждают, даже после суда, к
различным мерам наказания. Процентов восемьдесят высылают в Сибирь или в
одну из северных губерний и лишь немногим после кратковременного пребывания
в тюрьме разрешают вернуться домой. Небольшой части приговоренных к
определенному сроку тюремного заключения могут даже позволить возобновить
свои занятия вместо высылки их в административном порядке. Но прощать не в
правилах царской полиции, она отнимает одной рукой то, что дает другой.
15 октября 1881 года был издан закон о введении своего рода двойного
судопроизводства и порядка наказания для студентов, попадающих под
указанные категории. Статьи вторая и третья закона предписывают советам
университетов действовать в качестве особых судов для разбора дел
студентов, уже судившихся и оправданных обычным судом или уже искупивших
свою вину, отбыв срок тюремного заключения. Если по удостоверению полиции
студент, дело которого находится на рассмотрении, действовал "по чистому
недомыслию и без злостных намерений", Совет университета по своему
усмотрению волен либо допустить его к занятиям, либо исключить. Если же
полиция вменяет юноше в вину "злонамеренность", хотя бы даже в столь
бесконечно малой доле, что сама она не сочла нужным преследовать его судом,
совет тем не менее должен вынести решение об исключении его из университета
навсегда и лишении права поступать в другие высшие учебные заведения.
Статья четвертая закона поясняет, что предыдущие статьи касаются не только
студентов, подвергавшихся преследованию обычным судом, но и тех, кто спасся
от чрезвычайного "закона об общественной безопасности", то есть закона о
военном положении, превратившегося в одно из постоянных установлений в
России.
Если же юноша попал в руки полиции, то добиться смягчения его участи
изгнанника представляет чрезвычайные и почти непреодолимые трудности.
Прошение о помиловании надо подавать лично императору, а много ли студентов
имеют связи при дворе? И оно удовлетворяется лишь в том случае, если
подавший прошение может доказать, что в течение двух лет после освобождения
или полного искупления своей вины он раскаялся в своих ошибках и
окончательно порвал со старыми товарищами.
Но помимо юридической несообразности, заключающейся в подобном
положении, противоречащем признанной истине, что доказывать надо
преступление, а не невиновность, как, спрашивается, можно доказать свое
раскаяние иначе, как не изменой или предательством или, наконец, оказанием
услуг полиции? И можно с уверенностью сказать, что закон, касающийся
исключения студентов, оправданных судом или уже подвергавшихся наказанию,
несмотря на кажущуюся умеренность, имеет абсолютную силу; полиция никогда
не милует, а если даже сие учреждение и закон о военном положении позволили
бы этим юношам жить свободно в обществе, академическое поприще все же
осталось бы для них недоступным.
Таковы формы, которые приняла настоящая война, уже более двадцати лет
то явно, то скрытно ведущаяся между нашей молодежью в высшей школе и
царским правительством.
x x x
Но все это только паллиативы, полумеры. Чего достигли за четверть века
безжалостных гонений? Ровно ничего. Вопреки арестам и изгнаниям студенты
питают столь же непримиримую вражду к правительству, как и раньше. Судьба
тех, кто погиб в борьбе, нисколько не служит предостережением для тех, кто
выжил. Больше, чем когда-либо, университеты являются рассадниками
недовольства и центрами агитации. Очевидно, есть что-то в природе вещей,
неизбежно приводящее к этим последствиям. Ибо что такое высшее образование,
как не изучение европейской культуры - ее истории, законов, учреждений, ее
литературы? Едва ли можно сохранить в юноше, прошедшем университетский курс
и изучившем все эти предметы, веру в то, что Россия - счастливейшая из всех
стран и ее правительство - вершина человеческой мудрости. Поэтому, чтобы
уничтожить зло в корне, надо ударить не только по людям, но и по
учреждениям. Граф Толстой, как проницательный человек, это давным-давно
понял, хотя обстоятельства лишь недавно позволили ему практически
Страницы: «« « 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |