Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Льоренте Х.А. - История испанской инквизиции

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 494
Размер файла: 3470 Кб
Страницы: «« « 388   389   390   391   392   393   394   395   396  397   398   399   400   401   402   403   404   405   406  » »»

вовлекаются в беспрерывную борьбу из-за  права  вмешательства,  которого  не
существует  в  наших  законах  и  которое  причиняет  столько  раздоров  при
отправлении правосудия...
     XV. Государь, хунта признает,  что  посягательства,  которые  позволяют
себе трибуналы инквизиции, делают необходимыми самые энергичные мероприятия.
Ваше  Величество,  вы  помните  доклады,  доставленные  вам  уже  давно;  вы
ежедневно получаете сообщения насчет новшеств, которые инквизиторы стремятся
ввести и действительно устанавливают во всех владениях  монархии,  и  насчет
беспокойства, в котором они  держат  контрагентов  вашей  власти...  Сколько
несчастий  могло  бы  возникнуть  как  последствие  того,  что  произошло  в
Картахене  Американской,  в  Мексике,  в  Пуэбло,  а  также  в  окрестностях
Барселоны и Сарагосы, если  бы  неутомимое  внимание  Вашего  Величества  не
устранило их самыми действенными мерами.  Однако  инквизиторы  упорствуют  в
своей системе, потому что они уже привыкли  все  позволять  себе  и  считают
повиновение необязательным.
     XVI.  Судам,  которые  являются  свидетелями  этих   незакономерностей,
надлежит  обратить  внимание  Вашего  Величества  на  то,  что  лучше  всего
согласуется со службой вам. Что касается хунты, то она полагает относительно
предмета, предложенного Вашим Величеством на ее обсуждение, что она исполнит
возложенную на нее обязанность,  если  предложит  четыре  следующих  главных
пункта: 1)  чтобы  инквизиция  в  гражданских  делах  не  могла  употреблять
церковных наказаний; 2) чтобы в случае, если она их  применит,  суды  Вашего
Величества были уполномочены воспротивиться этому находящимися в  их  власти
средствами; 3) чтобы привилегии инквизиционной  юрисдикции  были  введены  в
тесные границы по  отношению  к  служителям  и  чиновникам  инквизиции  и  к
родственникам инквизиторов; 4) чтобы были установлены  приемы  для  быстрого
производства дел о подсудности и о взаимных претензиях".
     XVII. Граф Фригильяна, член государственного совета, присовокупил,  что
следовало бы  обязать  инквизиторов  вести  отчетность  сумм,  принадлежащих
святому трибуналу. Будучи наместником королевства Валенсия и желая применить
эту меру к инквизиторам своей области, он не мог ничего добиться; как  будто
имущества, конфискованные ими, не принадлежали королю по тому же  праву,  по
какому принадлежали ему поступившие в государственную казну в  силу  решений
других трибуналов.  Эти  замечания  и  проект,  представленный  чрезвычайной
хунтой, остались без последствий, потому что  главный  инквизитор  Рокаберти
сумел при  помощи  интриг,  поддержанных  королевским  духовником  Фроиланом
Диасом, который был подчинен ему как монах, получить благосклонность короля.
Что произошло бы, если бы хунта добилась  исполнения  суровых  мер,  которые
считала необходимыми?
     XVIII.  Это  совещание,  которое,  по-видимому,   было   устроено   для
возвращения порядка ведения дел  к  истинным  правоосновам,  само  допускает
несколько ошибок  в  юриспруденции.  Так,  например,  оно  утверждает:  если
узурпации инквизиторов, которые они  себе  позволяют  в  отношении  светских
судов, одобрены буллами, то их позволительно совершать.  Но  это  не  должно
удивлять, ибо эпоха, о которой я говорю,  была  временем  господства  крайне
ультрамонтанских мнений в канонической юриспруденции. Следует гораздо  более
изумляться тому, что все вышеизложенное могло быть высказано среди  стольких
заблуждений и что нашлись достаточно сведущие люди для поддержки  принципов,
которые очень немногие из испанских юрисконсультов того века  осмелились  бы
защищать.


       Статья третья

ПРОПОВЕДЬ, СКАЗАННАЯ ИНКВИЗИТОРАМ САРАГОСЫ

     I.  В  1693  году  позволили  напечать   указ   главного   инквизитора,
запрещавший чтение произведений Барклая как содержащих несколько еретических
тезисов, между прочим тот, который  утверждает,  что  папа  не  имеет  права
низлагать королей и освобождать подданных от присяги в верности,  и  другой,
который ставит верховного первосвященника ниже  Вселенского  собора.  Таково
было расстройство, царившее в сфере идей и в состоянии знаний  в  несчастное
царствование Карла II. В подтверждение сказанного я приведу  проповедь  этой
эпохи,  которая  была  сочтена  достойной  чести  напечата-ния.   Она   была
произнесена братом Мануэлем Геррой Рибе-рой, матуринским  монахом,  доктором
богословия,    профессором    Саламанкского    университета,     королевским
проповедником, синодальным экзаменатором Толедской архиепископии и трибунала
апостолической   нунциатуры.   Он   произнес   эту   проповедь   в    церкви
францисканского монастыря в Сарагосе перед арагонскими инквизиторами 1 марта
1671 года, в воскресенье Великого поста, в день чтения  ежегодного  указа  о
доносах. Основой проповеди он  избрал  положенное  на  этот  день  место  из
Евангелия,  которое  повествует  об  изгнании  Иисусом  немого  демона  и  о
негодовании фарисеев,  утверждавших,  что  он  делает  это  именем  и  силою
Вельзевула,  князя  бесовского.  Вся  его   речь   была   рядом   аллегорий,
составленных в похвалу святого  трибунала  и  соединенных  с  возмутительной
непристойностью и с нелепым искажением слов Евангелия.
     II. Пусть судят об этом по следующим выдержкам. Вступление гласит  так:
"В  первый  день   марта   Моисей   открыл   скинию,   Аарон   облачился   в
первосвященнические одежды, и  старейшины  колен  обещали  повиноваться  его
законам, потому что в  первый  день  марта  надлежало  открыть  церковь  Св.
Франциска Ассизского в Сарагосе для обнародования  апостолических  декретов,
повелевающих  доносить  на  еретиков  инквизиторам,  наместникам  верховного
первосвященника; первые жители города должны были дать здесь обещания  верно
исполнять  эти  приказы.  Аарон  был  инквизитором  закона,   и   ныне   его
представляют инквизиторы Арагона. Иисус Христос был обвинен в суеверии - это
преступление инквизиторов. Итак, я сведу свою речь к двум пунктам: первый  -
обязанность доносить; второй - святость службы судьи-инквизитора...
     III. Первый пункт. Религия есть войско; каждый солдат  должен  извещать
своего начальника, если он знает, где находятся  враги;  если  он  этого  не
делает, он заслуживает наказания как изменник. Христианин - воин; если он не
доносит на  еретиков,  он  изменяет;  по  справедливости  он  будет  наказан
инквизиторами. Св. Стефан просил Бога, когда его били  камнями,  не  вменять
его гонителям их греха. Но эти  люди  совершили  два  греха:  они  согрешили
против него, избивая  его  камнями,  и  против  инквизиции,  противясь  Духу
Святому. Он просит милости  у  Бога  к  своим  врагам  за  преступление  его
умерщвления, и он может это делать. Но он  не  старается  получить  для  них
прощения за другой грех, потому что он видит инквизицию и грех уже  объявлен
самому Богу. Иаков покидает дом своего тестя Лавана с Рахилью, не прощаясь с
ним. Почему он не оказывает  уважения,  приличествующего  зятю?  Потому  что
Лаван - идолопоклонник. Когда идет речь о  вере,  надо  предпочесть  религию

Страницы: «« « 388   389   390   391   392   393   394   395   396  397   398   399   400   401   402   403   404   405   406  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Льоренте Х.А., История испанской инквизиции