Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Экономика
Орлов А.И. - Инновационный менеджмент

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 54
Размер файла: 251 Кб
Страницы: «« « 31   32   33   34   35   36   37   38   39  40   41   42   43   44   45   46   47   48   49  » »»

Другой  тип  людей  -  оптимисты и авантюристы, они уверены, что им повезет.
Такие  люди надеются разбогатеть, играя в лотерею. Хотя их ожидания часто не
оправдываются,  из  любого  положения  они  умудряются вывернуться и затеять
новое  дело.  В  результате  им  удается  достаточно  долго продержаться "на
плаву", там, глядишь, действительно повезет...

Надо  иметь  в  виду,  что  на  человека выигрыш или проигрыш одной и той же
суммы  могут  оказать совсем разное влияние. Выигрыш приносит радость (но не
счастье),  в то время как проигрыш может означать разорение, т.е. несчастье.
Недаром  в  теории  полезности  [7-8] рассматривают парадоксальное понятие -
полезность  денег  -  приходят  к  выводу,  что  полезность  равна логарифму
имеющейся суммы.

Совсем  с других позиций подошел к делу думец Чибисов. Его подход фактически
предполагает,  что  придется  проводить  не один праздник, а много. Вот он и
рассчитывает  средний доход, исходя из того, что 60 % праздников придутся на
солнечную  погоду,  а  40  %  - на дождливую. Такой подход вполне обоснован,
когда  праздничные  мероприятия  проводятся  каждую  неделю или каждый день.
Например,  к  нему мог бы прибегнуть менеджер, проектирующий свой ресторан -
ориентироваться  ли  на  открытые  столики с видом на живописные окрестности
или  замкнуться  в  четырех  стенах,  отгородившись  от  дождя. Если события
происходят  много  раз,  то  для  принятия  решений естественно использовать
методы  современной прикладной статистики (см. обзор [5]), например, как это
принято  при  статистическом контроле качества продукции и сертификации [6].
Тогда  оценка математического ожидания дохода, проведенная Чибисовым, вполне
корректна.

Однако  Дума  решает  вопрос  об одном-единственном празднике. Поэтому 60% и
40%  -  это не вероятности как пределы частот, что обычно предполагается при
применении   теории   вероятностей,   это   шансы  солнца  и  дождя  (иногда
употребляют  термин  "субъективные вероятности"). Используются эти шансы для
того,   чтобы   в   одном   критерии   свести   вместе   пессимистический  и
оптимистический подходы.

Думец  Куликов  вводит  в  обсуждение  новое  понятие  - "упущенная выгода".
Обратите  внимание  -  средний  доход,  рассчитанный  Чибисовым,  больше при
проведении  праздника  на  открытом  воздухе,  а упущенная выгода, наоборот,
меньше  при  организации  торжеств  в  театре. Эти два критерия противоречат
друг  другу.  Каждому  менеджеру  приходится решать, что для него полезнее -
увеличение  дохода  или  уменьшение  упущенной  выгоды. И в этом ему поможет
теория   полезности,   хорошо   разработанная   в  экономике  ("маржинальная
полезность"  в  теории  поведения  потребителя и др. [7]) и имеющая развитый
математический аппарат [8].

Помните,  чем кончилось заседание в Думе? Критерии противоречили друг другу,
два  из них приводили к выводу о выгодности проведения праздника на открытом
воздухе,  а  две  -  в  театре.  И Дума решила вопрос голосованием. При этом
каждый   из   голосовавших  интуитивно  оценивал  достоинства  и  недостатки
вариантов.  Т.е.  выступал  как эксперт, а вся Дума в целом - как экспертная
комиссия.   Рассмотрим   методы   принятия   решения  с  помощью  экспертов.
По-английски  expert  -  это специалист, в русском языке эти два слова имеют
несколько    различающийся    смысл:   под   экспертом   понимают   опытного
высококвалифицированного  специалиста,  умеющего  использовать  всю интуицию
для принятия решений.



                        3. Методы экспертных оценок

Бесспорно  совершенно,  что  для  принятия  обоснованных  решений необходимо
опираться  на  опыт,  знания  и  интуицию специалистов. После второй мировой
войны   в   рамках   теории   управления   (менеджмента)  стала  развиваться
самостоятельная дисциплина - экспертные оценки.

Методы    экспертных   оценок   -   это   методы   организации   работы   со
специалистами-экспертами   и   обработки   мнений  экспертов,  выраженных  в
количественной  и/или  качественной  форме с целью подготовки информации для
принятия  решений  ЛПР.  Для  проведения  работы по методу экспертных оценок
создают  Рабочую  группу  (сокращенно РГ), которая и организует по поручению
ЛПР  деятельность  экспертов,  объединенных  (формально  или  по существу) в
экспертную комиссию (ЭК).

Существует  масса  методов  получения  экспертных  оценок.  В одних с каждым
экспертом  работают  отдельно, он даже не знает, кто еще является экспертом,
а  потому  высказывает  свое  мнение  независимо  от  авторитетов.  В других
экспертов  собирают  вместе  для  подготовки  материалов  для  ЛПР, при этом
эксперты  обсуждают  проблему друг с другом, учатся друг у друга, и неверные
мнения  отбрасываются. В одних методах число экспертов фиксировано и таково,
чтобы  статистические  методы  проверки  согласованности  мнений  и затем их
усреднения  позволяли  принимать  обоснованные  решения.  В  других  - число
экспертов   растет   в   процессе   проведения   экспертизы,  например,  при
использовании метода "снежного кома" (о нем - дальше).

Не  меньше  существует  и  методов  обработки ответов экспертов, в том числе
весьма  математизированных и компьютеризированных. Многие из них основаны на
достижениях  статистики  объектов  нечисловой  природы  и других современных
методах  прикладной  статистики  [5]. Обзор современного состояния в области
экспертных оценок дан в обзоре [9].





         3.1. Основные проблемы теории и практики экспертных оценок

Что  должна  представить  экспертная  комиссия  в  результате своей работы -
информацию  для принятия решения ЛПР или проект самого решения? От ответа на
этот методологический вопрос зависит организация работы комиссии.


Страницы: «« « 31   32   33   34   35   36   37   38   39  40   41   42   43   44   45   46   47   48   49  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Орлов А.И., Инновационный менеджмент