|
Главная - Наука - Экономика
Паршев Андрей - Почему Россия не Америка Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 112 Размер файла: 766 Кб Страницы: «« « 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 » »» отсутствие чувства опасности, отмершего за последние десятилетия спокойной
жизни. А ведь были люди, которые предупреждали -- Юрий Бондарев, например.
Его осмеивали, и, боюсь, не от глупости только. Уже тогда эта
самоубийственная храбрость нашего народа кому-то сулила выгоду, и для
"наркоза" нашего общества не жалели средств.
Если мы окажемся неконкурентоспособны на внешнем рынке, то мы всего
лишь не сможем ничего продавать. Если же будем неконкурентоспособны на
внутреннем -- то, на первом этапе, умрет внутреннее производство, а затем
исчезнет и платежеспособный спрос -- ведь здесь живут не марсиане, и
источником средств к жизни для наших людей служит только работа на
производстве. Кто ничего не производит -- тот ничего и не потребляет, это не
только лозунг коммунистов, это для нас -- непреложная истина, мы в массе
своей не банкиры и не капиталисты.
ЭКСПОРТ ПО МАТРОСКИНУ
Кот Матроскин Э. Успенского -- величайший экономист всех времен и
народов! Даже половина его знаменитой фразы -- это квинтэссенция разумной
внешнеторговой политики.
Итак, вот оно, это изречение кота Матроскина:
"Чтобы купить что-либо нужное, надо продать что-то ненужное..."
Конгениально! Итак, задача упрощается. Мы вспомнили, что внешняя
торговля -- это дорога с двусторонним движением. Мы покупаем (это импорт) и
продаем (это экспорт).
Причем, прежде чем перечислять, что хочется нам, надо сначала
вспомнить, что можем предложить мы. У нас любят говорить, что мы --
неограниченный рынок сбыта. Извините, не надо путать свой аппетит со своей
платежеспособностью. Никого не интересует, сколько мы хотели бы или могли бы
потребить -- и так ясно, что много. Вопрос в том, сколько мы можем оплатить.
Классики марксизма (или их переводчики на русский) оказали всем нам медвежью
услугу, внедрив в массовое сознание термин "рынки сбыта". До сих пор
подсознательно многие считают, что частные предприниматели только тем и
озабочены, как бы побольше произвести и сбыть с рук всем желающим (то есть
нам), чтобы удовлетворить их все возрастающие потребности. Как кочегары,
забрасывающие лопатами уголь в топку.
Вовсе не так. Частные предприниматели контролируют рынки сбыта, потому
что на них получается прибыль. Если частные предприниматели могут вложить
свои капиталы в какое-то дело без производства и сбыта товаров, но
прибыльное, они это делают, не думая. Товары производят и продают (а не
"сбывают"), только когда без этого не получишь прибыли. Это мы ходим на
рынок, чтобы нам сбыли товар -- продавцы ходят туда за зарплатой, а их
хозяева -- за прибылью.
Как говорил, наверно, Конфуций: "И страж у ворот не свободен от
желаний, но его желания можно не принимать во внимание". Даже если он этого
не говорил -- ограничим (пока) наши желания и посмотрим, что можем
предложить мы.
Итак, первая группа: наши товары и услуги, экзотические для
иностранцев. Много ли у нас этого добра? Уральские самоцветы -- не уникум в
современном мире, как некоторые ошибочно думают, и малахитовые шкатулки
режет сейчас не Данила-мастер, а черный, как сапог, умелец из африканской
глубинки. Заирский малахит гораздо лучше остатков уральского, да наш, увы,
уже и порядком поистрачен. Не слишком дорогой, но интересный камень родонит,
который был на колоннах исторической станции метро "Маяковская", в начале
90-х ободрали вандалы, при участии какой-то сволочи из администрации
метрополитена. И что вы думаете? Сейчас его заменяют похожим, но вовсе не
таким мрамором. Нет родонита, кончился он в стране! Янтарь еще есть в
Калининградской области, но он есть и в Германии, и в Прибалтике.
То есть наш список экзотических товаров не очень велик, и он примерно
соответствует экспортным возможностям России 17-го века, а кое в чем и
сильно сократился. Нет у нас сейчас речного жемчуга, маловато кречетов и
черных соболей. А если товар не экзотичен, то нам приходится при его
экспорте конкурировать. Внутри страны мы можем избежать конкуренции просто
-- пошлинами, тарифами, другими способами. А вне -- если мы пытаемся продать
то, что кроме нас продают и другие -- можем только конкурировать, то есть
предлагать свою продукцию того же качества по той же цене, сокращая
издержки.
У нас есть туристические возможности. Хотят молодые японцы (и, наверно,
японские разведчики) участвовать в ралли по таежным дорогам Дальнего Востока
-- почему не торговать этими путевками? Но даже англичане, например,
предпочитают больше принимать туристов, чем ездить сами. Во всех развитых
странах введен такой порядок: турфирма имеет право отправить своего
гражданина за рубеж, только если обеспечила приезд иностранца. Поэтому по
туризму мы сколько получим, столько и потратим. Да и мода на Россию прошла,
и вернется не скоро. Ни гор у нас, ни парковых лесов -- болота, да осины, да
елки.
В Шотландии можно токующего глухаря сфотографировать с десяти метров
(есть такой вид туризма), на Аляске- как медведь лососей из водопада ловит.
А у нас? У нас богатая история, но маловато памятников, слишком часто пылали
наши деревянные города (если кто не знает, то в пределах Садового кольца
Москва до сих пор наполовину деревянная). Судя по московскому метро,
иностранных туристов сейчас здорово поубавилось.Помню, еще до Олимпиады по
"Комсомольской-кольцевой" всегда одновременно гуляло по две-три группы
американских сушеных старушек, щелкая фотокамерами мозаики на потолке, а
сейчас это редкость.
Хотя, конечно, кое-что в России есть. Одна панорама ледохода на наших
реках -- настолько сильная эмоция, что многие не пожалели бы денег, чтобы на
это посмотреть, жаль, что наши турфирмы до этого еще не догадались.
Но это все по государственным масштабам мелочи. Многое у нас
недоиспользуется, но все это в пределах сотен миллионов долларов. А
экспортируем мы ныне на 50 млрд. долл.
На самом же деле только то, что не понадобится ни нам, ни нашим детям и
внукам, или хотя бы то, что в обозримом будущем будет для них доступно,
можно рассматривать в качестве экспортного товара.
"Купил -- нашел, продал -- потерял". Ведь что такое что-то "продать"?
Это значит -- отдать чужому дяде или свои ресурсы, или свой труд. А зачем
нам это нужно? Только если рассчитываешь получить взамен что-то такое, что
тебе нужно больше, чем отдаваемое.
Так давайте и посмотрим, ориентируясь на сложившуюся структуру
экспорта, сколько можно продавать, отняв от нынешнего экспорта то, что
нельзя продавать ни в коем случае.
Страницы: «« « 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |