Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Экономика
Томилов В.В. - Маркетинг рабочей силы

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 80
Размер файла: 377 Кб
Страницы: « 1   2   3   4  5   6   7   8   9   10   11   12   13   14  » »»

Децентрализация рынка труда усиливает значение региональной сферы занятости
как основной составной части воспроизводства регионального хозяйственного
комплекса, воспринимающего на себя функции регулирования. Соответственно и
система управления (регулирования) рынком труда формируется и нуждается в
укреплении прежде всего на региональном уровне.

Реализация синтезированной модели рынка труда предполагает также включение
в число приоритетов политики занятости создание его инфраструктуры,
адекватной складывающимся рыночным отношениям. В наиболее общем виде ее
можно определить как совокупность учреждений и институтов содействия
занятости (включая государственные и негосударственные структуры,
постоянного и временного характера, общественные организации и кадровые
службы предприятий) в единстве с нормативно-правовой средой их
деятельности, которые призваны в совокупности обеспечить наиболее
эффективным путем эффективность спроса и предложения рабочей силы,
реализацию права на труд и социальную защиту. Создание инфраструктуры рынка
труда - необходимое условие формирования новой культуры трудовых отношений,
отвечающих специфике рыночной системы хозяйства (рис.1).

Характеризуя в целом состояние рынка труда в России, важно знать, как
проявляются на нем отдельные составляющие - спрос и предложение (рис.2.,
рис.3.). Рассматривая первую сторону, отражающую собой емкость рынка труда,
следует отметить одну особенность: спрос на рабочую силу (это в равной
степени относится и к ее предложению) переходит из состояния
"стабильности", характерной для 80-х годов нашей экономики, в стадию
"неопределенности", а если быть более точным, то происходит относительное
сокращение спроса на рабочую силу. Об этом говорят, в частности, данные о
наличии числа вакансий, среди который преобладающая часть связана
непосредственно с физическим трудом (около 90 % вакансий). Естественно, с
развитием новых рыночных структур происходит относительное увеличение
спроса на работников таких сфер, как кредитование, страхование, налоговых
инспекций, нотариальных и юридических служб, но следует заметить, что в
данные сферы, как правило, набираются работники вне служб занятости,
поэтому определить точное число вакансий здесь не представляется возможным.
Одновременно сокращается число занятых, а значит, и вакансий, в науке и
научном обслуживании, проектных организациях, сокращается также спрос на
"женскую" рабочую силу. Не случайно, численность среди последних среди
безработных колеблется около цифры 70 %.

Что касается второй стороны рынка труда- предложения рабочей силы, то оно
растет, о чем свидетельствуют данные регистрации безработных в центрах
занятости. Наметилась четкая тенденция к росту числа официально
зарегистрированных безработных, что говорит об общем росте предложения
рабочей силы, т.е. людей желающих работать и предлагающих свой труд
обществу. По функциональному признаку на рынке труда преобладает
предложение рабочей силы, имеющие профессии физического труда.

    Рис.1. Основные блоки инфраструктуры рынка труда с их внутренними и
                              внешними связями

            Рис.2. Формирование структуры спроса на рабочую силу

                Рис.3. Формирование предложения рабочей силы

Отмеченное состояние российского рынка труда вполне объяснимо, ибо этот
рынок находится пока еще в начальной стадии своего становления и не может
быть отнесен в настоящее время к разряду гибких, а тем более цивилизованных
и регулируемых рынков. То есть для нашего рынка характерны стихийное его
формирование, становление и развитие, пока еще не сложилась единая
инфраструктура рынка труда (равно и других рынков), что же касается бирж
труды (равно и служб занятости), то они занимаются в большей своей части
лишь сбором информации о наличии рабочих мест (хотя в ряде городов, в
частности в Санкт-Петербурге, проводятся так называемые "ярмарки" рабочих
мест для молодежи, что, в общем-то, заслуживает внимания для обобщения
этого опыта), регистрацией незанятого населения, выдачей пособий по
безработице и т.п. При этом важно отметить, что информация, получаемая
данными службами, не всегда полная и всесторонняя, ибо поступает она в эти
организации главным образом со стороны государственных предприятий,
коммерческие структуры пытаются, как правило, решать вопросы набора рабочей
силы, особенно исполнителей интеллектуального труда, посредством своих
внутренних каналов Развитие ситуации на рынке труда показывает, что центры
занятости и биржи труда должны заниматься не только перечисленными выше
проблемами, но также и выработкой стратегии и тактики в области занятости,
прогнозирования занятости в ее профессионально-квалификационном срезе,
регулирование процессов подготовки и переподготовки работников и т.д.

Формирование организованного рынка труда должно опираться на следующие
принципы:

во-первых, наличие условий для добровольного выбора между занятостью и
незанятостью в общественном производстве, свободного выбора профессии, вида
деятельности (кроме тех, что могут нанести ущерб здоровью и безопасности
других граждан) с учетом как индивидуальных интересов, так и общественных
потребностей. Иными словами - свобода предложения рабочей силы;

во-вторых, свобода найма и увольнения всеми работодателями (в лице
государственных предприятий и учреждений, частных предприятий и т.д.) при
обязательном соблюдении норм трудового законодательства, защите интересов
граждан и плане гарантий занятости, условий труда, его оплаты. Иными
словами - свобода спроса на рабочую силу.

в-третьих, свободное движение заработной платы и других законных видов
доходов при соблюдении установленного законом гарантированного минимума.
Регулирование доходов должно происходить только через налоговую систему,
основанную на прогрессивной шкале;

в-четвертых, свободное перемещение рабочей силы в пределах государства и за
его пределами, для чего необходимо создать цивилизованный рынок жилья,
отменить так называемую "прописку".


Страницы: « 1   2   3   4  5   6   7   8   9   10   11   12   13   14  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Томилов В.В., Маркетинг рабочей силы