Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Экономика
Томилов В.В. - Маркетинг рабочей силы

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 80
Размер файла: 377 Кб
Страницы: « 1   2   3   4   5   6  7   8   9   10   11   12   13   14   15   16  » »»

Кривая спроса на труд в масштабе отрасли является более крутой, чем лежащие
в ее основании кривые спроса на труд отдельных фирм. Общий рыночный спрос
на труд ( в масштабе экономики в целом) представляет собой сумму спроса на
труд во всех отраслях при данном уровне оплаты труда.

Таким образом, любая кривая спроса на труд - в масштабе фирмы, отрасли или
экономики в целом, относящаяся к краткосрочному или долгосрочному периоду -
имеет отрицательный угол наклона, если она построена относительно уровня
заработной платы. Причем обратная зависимость между спросом на труд и
уровнем заработной платы сохраняется в любых рыночных условиях -
совершенной конкуренции, монопсонии или монополии. Количественную сторону
этой зависимости характеризует показатель эластичности спроса на труд
относительно заработной платы. Обобщенные выводы об условиях, определяющих
степень эластичности кривой спроса на труд, содержат четыре правила
(закона) производного спроса Хикса-Маршалла: при прочих равных условиях
эластичность кривой спроса на труд тем выше, чем (1) легче осуществить
замещение труда капиталом и другими производственными факторами, (2) более
эластичной является кривая предложения капитала (и других факторов
производства), (3) более эластичен спрос на конечную продукцию, (4) выше
доля оплаты труда в общих издержках производства.

Моделирование предложения труда осуществляется не непосредственно, а
косвенно - через индивидуальный спрос на досуг. Это дает возможность
применить к анализу предложения труда инструментарий достаточно хорошо
разработанной в теории потребительского спроса - понятие уменьшающейся
предельной полезности благ, кривые безразличия и бюджетные линии.
Предполагается, что индивид вовлечен в процесс потребления благ (доступ к
которым обеспечивает труд, т.е. оплачиваемая занятость) и досуг, а его
целью является максимизация общей величины полезности.

Зависимость объема предложения труда индивида от уровня заработной платы
(при условии неизменности субъективных предпочтений, уровня цен, и
"нетрудовых" доходов) отражает индивидуальная кривая предложения труда. Для
ее построения необходимо ответить на вопрос: каким образом изменение ставки
заработной платы при прочих равных условиях влияет на индивидуальный выбор
между досугом и благами (трудом)?

При увеличении заработной платы индивиду будет выгодно заменить досуг
благами как относительно более дешевыми источниками полезности (ставка
заработной платы отражает "цену досуга"). Таким образом, действует эффект
"замещения", в результате индивидуальное предложение труда увеличивается. В
то же время рост ставки заработной платы делает человека "богаче". Теперь
он может позволить себе больше досуга, даже по возросшей цене: действует
"эффект дохода". Поскольку "эффект замещения" и "эффект дохода" действуют в
противоположных направлениях, невозможно заранее, исходя только из
теоретических соображений, предвидеть реакцию индивида - в смысле его
поведения на рынке труда - на изменение уровня заработной платы. Если
фактически окажется сильнее "эффект замещения", объем предложения труда и
уровень заработной платы будут связаны прямой зависимостью, а
индивидуальная кривая предложения труда будет направлена вверх. Если же
более сильным окажется "эффект дохода", соответствующая зависимость будет
обратной, а кривая предложения труда будет направлена вниз.

Широкое признание в экономической литературе получила концепция вогнутой
назад индивидуальной кривой предложения труда, в основе которой лежит
следующая логика. При относительно низких заработках человек рассматривает
рост заработной платы прежде всего как возможность улучшить материальные
условия жизни, - "эффект замещения" досуга оказывается в этом случае, как
правило, сильнее. При более высоком уровне заработной платы и большей
продолжительности рабочего времени рост заработной платы чаще всего
приводит к сокращению индивидуального предложения труда.

Рыночная кривая предложения труда формируется путем суммирования объемов
предложения труда всех индивидов при каждом данном уровне заработной платы.
Форма кривой предложения труда в конкретной экономической ситуации остается
достаточно неопределенной.

В настоящее время отечественный рынок труда находится в стадии становления,
и вышеизложенная сущность механизма саомнастройки на рынке труда
проявляется слабо.

Рынок труда выполняет различные функции, но прежде всего - функцию
обеспечения сбалансированного распределения рабочей силы в соответствии со
спросом и предложением. В этом своем качестве рынок труда способствует
повышению эффективности производства, стимулируя высвобождение избыточных
резервов рабочей силы. Одновременно он определяет общественную
необходимость количества и качества затраченного труда, воплощенного в
производственном продукте, являясь регулятором трудовой мотивации
высокопроизводительного труда. Только рынок в состоянии определить
действующую цену способности производить полезный эффект и долю каждого
участника производственного процесса. Следовательно, он является способом
справедливого социального распределения. Отношения состязательности между
различными работодателями за привлечение работников нужного профиля и
уровня квалификации, а также между работниками за лучшие рабочие места и
условия найма обеспечивают самонастройку механизма распределения и
перераспределения рабочей силы.

Несмотря на множественность функций рынка труда, механизм его саморегуляции
не в состоянии обеспечить "снятие" всех противоречий, порождаемых движением
рабочей силы. Общее и структурное равновесие спроса и предложения рабочей
силы труднодостижимо, и не существует такой реальной экономической системы,
с помощью которой на рынке труда полностью были бы преодолены как
"избыточный спрос", так и "избыточное предложение". Это тесно
взаимосвязанные явления, совместное существование которых неизбежно.
Поэтому рынок труда, выполняя разнообразные функции и являясь частью всего
рыночного механизма хозяйствования, не предполагает обеспечение полной
занятости в традиционном понимании и ликвидацию безработицы.

2.1.2. Классификация рынков

Страницы: « 1   2   3   4   5   6  7   8   9   10   11   12   13   14   15   16  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Томилов В.В., Маркетинг рабочей силы