Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Экономика
Томилов В.В. - Маркетинг рабочей силы

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 80
Размер файла: 377 Кб
Страницы: « 1   2   3   4   5   6   7   8  9   10   11   12   13   14   15   16   17   18  » »»

По критерию организации различат организованный и неорганизованный рынки
труда. Организованный рынок труда предполагает два аспекта его качественной
характеристики: по институализации и структуризации. К институтам рынка
труда можно отнести систему отношений партнеров, выступающих на рынке
труда, наличие представительных организаций как работодателей, так и
трудящихся, строящих свои взаимоотношения и с государством на принципе
"трипартизма", т.е. достижения сбалансированности интересов партнеров. Под
структуризацией рынка труда понимается подразделение его на ряд видов,
характеризующихся общими признаками (по демографическим признакам,
профессиональным чертам, сегментам, формам занятости).

Неорганизованный (конкурентный) рынок труда - ни фирмы, ни работники не
имеют сильного контроля над спросом и предложением. Чисто конкурентный
рынок труда характеризуется следующими чертами: 1) большое число фирм
конкурируют друг с другом при найме работников конкретного вида труда; 2)
многочисленные квалифицированные рабочие, имеющие одинаковую квалификацию,
независимо друг от друга, предлагают данный вид труда; 3) ни фирмы, ни
рабочие не осуществляют контроль над рыночной ставкой заработной платы, ни
те, ни другие не "диктуют заработную плату".

На чисто конкурентном рынке труда каждый предприниматель нанимает такое
небольшое количество рабочих, что это не влияет на ставку заработной платы
в целом. Каждая фирма "соглашается на заработную плату" в том смысле, что
она может нанимать так мало или так много труда, сколько ей необходимо по
рыночной ставке заработной платы, как отражено на ее кривой абсолютно
эластичного предложения труда.

Обратимся к случаю, когда в отрасли не функционирует профсоюз, а основным
работодателем является фирма. Это будет представлять классический вид
монопсонии на рынке труда, которой присущи следующие черты:

1. Количество занятых на данной фирме составляет основную часть всех
занятых каким-то конкретным видом труда.

2. Данный вид труда является относительно немобильным либо в силу
географических факторов, либо в том смысле, что если рабочие нашли
альтернативу применения труда, то они вынуждены приобретать новую
квалификацию.

3. Фирма "диктует заработную плату" в том смысле, что ставка заработной
платы, которую фирма должна выплачивать, находится в прямой зависимости от
количества нанимаемых рабочих.

Значит, под монопсонией понимается рыночная ситуация, когда одному
покупателю (нанимателю) противостоит множество продавцов (потенциальных
работников). Монопсонические условия на рынке труда складываются, как
правило, в мелких городах, где существует практически одно предприятие,
нанимающее основную массу рабочих. Монопсония функционирует на рынке труда
строительных рабочих некоторых специальностей, учителей школ, медицинских
сестер.

По критерию интегрированности выделяются понятия интегрированного рынка
труда и локального рынка труда, который может в свою очередь
дифференцироваться в территориальном и профессиональном плане.

По критерию сегментации, например, различают рынок преимущественно
физического труда (рабочие); рынок преимущественно умственного труда
(служащие); рынок преимущественно творческого труда (научная и
художественная интеллигенция); рынок труда менеджеров и специалистов
(техническая интеллигенция, директорский корпус, предприниматели); рынок
крестьянского труда.

По критерию соотношения спроса и предложения труда следует выделить понятие
равновесного (сбалансированного), дефицитного (спрос превышает предложение)
и избыточного (предложение превышает спрос) рынков труда. Эти понятия имеют
региональный и профессиональный срез, отношение как к интегрированному
рынку труда, так и к локальным (региональным, профессиональным) субрынкам
труда.

В условиях перехода от планово-распорядительной системы к рыночной рынок
труда проходит в своем развитии ряд этапов. По этому критерию можно было бы
выделить понятие формирующегося или переходного рынка труда и развитого,
зрелого рынка труда.

По критерию моделирования среды выделяют внешний и внутренний рынки труда.
Внешний рынок предполагает мобильность рабочей силы между государствами,
между предприятиями и фирмами, ибо исходит из наличия у работников
профессий. Внутренний рынок труда основывается, чаще всего, на движении
кадров внутри предприятия либо по горизонтали, когда работник перемещается
на новое рабочее место, исходное прежнему, либо по вертикали, на более
высокие должности или разряды. Внутренние рынки труда формируются на
принципе "ценности" трудовых ресурсов и соответственно привязки их к фирме.
Это проявляется, когда в фирме выделяется "ядро" постоянного
высококвалифицированного персонала, пользующегося льготами и привилегиями,
и "периферия" - работающие по индивидуальным контрактам, на принципах
временной, частичной занятости и т.п. Последняя служит своего рада
"буфером" при резких технологических изменениях и колебаниях конъюнктуры.

Исходя из такого подхода американские исследователи выделяют:

  
    "первичный" рынок, который предлагает работу, обладающую
    характеристиками: высокая заработная плата, хорошие условия труда,
    стабильная занятость, справедливое и корректное отношение со стороны
    администрации, перспективы продвижения по службе;

  

Страницы: « 1   2   3   4   5   6   7   8  9   10   11   12   13   14   15   16   17   18  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Томилов В.В., Маркетинг рабочей силы