Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Экономика
Томилов В.В. - Маркетинг рабочей силы

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 80
Размер файла: 377 Кб
Страницы: « 1   2   3   4   5  6   7   8   9   10   11   12   13   14   15  » »»


ГЛАВА 2. Методологические основы маркетинга рабочей силы

2.1. Основные характеристики и принципы изучения рынка рабочей силы

2.1.1. Рынок труда как регулятор спроса и предложения рабочей силы

Исследование эволюции взглядов на содержание и форму рабочей силы в связи с
признанием частной собственности и исключительного права гражданина на
распоряжение своей способностью к труду, на свободу выбора вида
деятельности и рода занятий, недопустимости любых (кроме узаконенных) форм
принуждения к труду, приводит к признанию товарной формы рабочей силы.

Запускным "устройством" движения спроса и предложения рабочей силы является
конкуренция на рабочие места, обеспечивающая доход работнику, и конкуренция
между работодателями на квалифицированную рабочую силу. Система
экономических рычагов, правовых норм формирует механизм самонастройки
движения рабочей силы в сфере обращения, а свойственные рыночным отношениям
механизмы саморегулирования отражаются непосредственным образом на
формировании и функционировании рынка труда.

Характерной чертой рынка труда является то, что условия занятости
определяются не отдельным работником и/или работодателем, а общим
взаимодействием многих участников (субъектов) рыночного процесса. Отсюда
вытекает еще одна важная особенность: на рынке труда ставки заработной
платы и другие условия занятости являются взаимосвязанными. Данный подход,
однако, не означает, что рынок труда есть постоянное взаимодействие всех
работников со всеми работодателями. Для реальной взаимозависимости
конкретных условий занятости и ставок заработной платы достаточно
возможности такого взаимодействия, или, другими словами, потенциальной
мобильности субъектов на рынке труда.

Логика построения классической модели рынка труда в самом общем виде
заключаются в следующем. Кривая спроса на труд имеет отрицательный угол
наклона: с ростом уровня заработной платы спрос на труд в масштабе
экономики падает. Кривая предложения труда имеет положительный угол
наклона: с ростом общего уровня заработной платы предложение труда
увеличивается. Пересечение кривых спроса и предложения (так называемый
"принцип ножниц") дает равновесный уровень заработной платы. При данном
уровне заработной платы в экономике наблюдается полная занятость - спрос на
труд равен предложению труда (рис.5).

В условиях конкуренции и беспрепятственного действия рыночных механизмов
(особые требования в этом смысле предъявляются к гибкости заработной платы)
отклонение заработной платы от равновесного уровня не может продолжаться
долго. Рост заработной платы относительно равновесного уровня вызывает
сокращение спроса на труд со стороны фирм и, одновременно, увеличение
предложения труда со стороны индивидов. В результате возникает избыток
предложения труда; безработица оказывает давление на заработную плату в
сторону ее понижения вплоть до равновесного уровня. Когда заработная плата
опускается ниже этого уровня, развертывается противоположный процесс.

Классическая модель рынка труда в ее современной интерпретации строится на
следующих основных допущений:

  
    экономические субъекты, олицетворяющие каждую из сторон рынка труда
    (работники - сторону предложения, фирмы или работодатели - сторону
    спроса), образуют или однородную во всех отношениях совокупность, или
    ряд однородных в определенном отношении групп (например, работники
    различных профессий или возрастов, фирмы, представляющие разные отрасли
    экономики);

  
    поведение экономических субъектов рационально: фирмы стремятся к
    получению максимума прибыли, индивиды - максимума полезности
    (удовольствия, удовлетворения);

  
    структура рынка труда характеризуется совершенной конкуренцией,
    монопсонией или высокой степенью юнионизации.

Моделирование спроса на труд с помощью теории убывающего предельного
продукта доказывает, что в краткосрочном плане кривая спроса на труд
отдельной фирмы имеет отрицательный угол наклона (спрос на труд со стороны
отдельной фирмы является функцией уровня заработной платы) и совпадает с ее
кривой предельного дохода от продукта труда. В условиях конкуренции на
товарном рынке на микроэкономическом уровне действует правило "прибыль
максимизирующей занятости": фирма - работодатель расширяет занятость до тех
пор, пока выручка, приносимая дополнительной единицей труда, не сравняется
с размерами действующей рыночной ставки заработной платы.

В долгосрочном плане фирма реагирует на изменение уровня заработной платы
путем приспособления не только объема используемого труда, но и объема
используемого капитала. Причем механизм такого приспособления включает два
взаимосвязанных аспекта - минимизацию издержек и максимизацию прибыли. Как
показывает графический анализ, в долгосрочном плане, когда фирмы имеют
возможность приспособления объема используемого капитала, как и в
краткосрочном плане, когда такая возможность отсутствует, кривая спроса на
труд для отдельной фирмы направлена вниз: между объемом занятости и уровнем
заработной платы существует обратная зависимость. В то же время
долгосрочная кривая спроса на труд для отдельной фирмы всегда имеет более
пологую форму, чем лежащие в ее основе краткосрочные кривые спроса на труд.
Это является отражением того факта, что долгосрочный сдвиг занятости,
вызванный изменением уровня заработной платы, значительнее, чем
краткосрочный сдвиг.

Страницы: « 1   2   3   4   5  6   7   8   9   10   11   12   13   14   15  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Томилов В.В., Маркетинг рабочей силы