Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Загребельный Павло - Роксолана

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 251
Размер файла: 1645 Кб
Страницы: «« « 148   149   150   151   152   153   154   155   156  157   158   159   160   161   162   163   164   165   166  » »»

ее рубиновой улыбке. Когда после  покушения  на  его  жизнь  получил  от
Хуррем полную тревоги  газель,  он  написал  ей  в  ответ  свою  газель,
начинавшуюся словами: "Пусть твой рубин от бед меня спасает". Он имел  в
виду  не  тот  рубин,  который  носил  на  своем  тюрбане,  а  рубин  ее
бессмертной улыбки. Верил, что  будет  жить,  пока  живет  на  ее  устах
таинственная улыбка.  Еще  писал  своей  султанше:  "Не  дождусь,  чтобы
увидеть тебя, прекрасную, как божья мудрость".
   Но сам был тем временем далеко и возвратился с войском, так ничего  и
не завоевав, уже поздней осенью, чтобы сразу  же  объявить  новый  поход
против молдавского господаря Петра Рареша. Куда, зачем?  Снова  аисты  в
болотах и войско на дорогах? Чем больше захватывал  султан  земель,  тем
больше изнурял государство, так  как  война  всегда  стоит  дороже,  чем
предполагаемая добыча от нее. Его слух полнился дурными вестями, которым
не было ни счета, ни конца: то засуха, то ливни, то чума, то недород, то
падеж скота, то кто-то убит, то кто-то где-то взбунтовался, то  восстали
племена, то изменил какой-то паша. Но какое до всего этого дело султану,
над которым - целое государство!  И  он  снова  и  снова  отправлялся  в
походы, спасался в этих походах от всех мыслимых бед, страдал каждый раз
от разлуки с Хуррем, но в то же время испытывал  от  этого  необъяснимое
удовольствие, потому что разлуки были подобны горькому дыму  от  опиума,
они опьяняли, одурманивали и каждый раз  обещали  непостижимую  сладость
встречи, когда Хуррем шла к нему, играя своей рубиновой улыбкой,  а  под
тонким шелком ее сорочки круглилась  грудь,  будто  два  больших  теплых
голубя. Вот так начинался когда-то мир, и так будет начинаться он вечно!
   Роксолана знала, что султан снова и снова будет ходить в походы, ведь
он принадлежал не самому себе, а лишь  какой-то  темной  и  дикой  силе,
называвшейся Османским государством, но почему же так быстро он покидает
столицу, только что вернувшись из похода? Задержать его  она  не  могла,
бессильными были тут все газели,  сложенные  величайшими  поэтами  мира,
потому спела султану ночью, когда остались вдвоем,  свою  песню,  поймет
или не поймет, зато услышит: "Привикайте, чорнi очi, сами ночувати: нема
ж мого миленького, нi з ким розмовляти. Нема ж мого миленького, рожевого
цвiту, ой, нема з ким размовляти до бiлого свiту".
   Он почему-то считал, что ее пение осталось где-то позади, в их первых
ночах, к которым теперь не мог пробиться даже памятью. А она  неожиданно
преобразилась, стала  такой  же  юной,  как  тогда,  когда  пела  ему  и
припевала,  согревала  его  взглядом,  словами,  обещаниями,  капризами,
нежностью, вздохами, приглушенным голосом. Время было  бессильно  против
нее. Казалось, будто маленькие женщины вовсе не стареют, время и  стихия
не властны над ними. Маленькая песчинка всегда остается песчинкой, тогда
как даже самые высокие горы разрушаются под действием стихий, и чем выше
они, тем более тяжкие и ужасающие разрушения на их исполинском теле.
   - Ты как грех, у которого никогда нет возраста, - шептал ей Сулейман.
   - За грехи приходится расплачиваться, - точно так же шепотом ответила
ему Роксолана.
   - Я готов заплатить самую высокую цену. Я брошу тебе  под  ноги  весь
мир.
   Она промолчала. Что ей мир, что ей рай и ад? Сама была  целым  миром,
рай и ад носила в своей душе. Родилась доброй, теперь ее хотели  сделать
злой. Кровь этого человека падала на нее и ее детей, и не было спасения.
   Роксолана  тяжко   застонала.   Сулейман   встревоженно   обнял   ее.
Непостижимая женщина, сотканная из пения и стонов.
   - Что с тобой? Ты нездорова? Почему не сказала?
   - У меня изранена душа.
   - Назови мне виновных. Они будут немедленно наказаны.
   - А если виновных нет?
   - Такого не может быть.
   - Мне страшно за своих детей.
   - Пока я жив, они все будут счастливы.
   - Я буду молить аллаха, чтобы вы жили вечно, мой повелитель.
   - Но только вместе с тобой.
   - А вы снова пойдете в поход. И там, где рос хлеб, будет  подниматься
лишь пыль от султанских войск.
   - Щедрые плоды и храбрые воины не рождаются на одной и той же земле.
   - Малое утешение. Мне страшно жить среди руин, ваше величество.
   - Среди руин? Моя Хасеки! Ты живешь в самой роскошной  столице  мира!
Величайший  зодчий   всех   времен   Коджа   Синан   сооружает   джамии,
превосходящие все ранее известное, строит медресе,  которые  соперничают
своими сводами с небесным куполом, ставит минареты, стройные, как  божья
мысль. А наши базары - чаршии, наши дворцы, наши мосты - где еще в  мире
есть нечто подобное?
   - Но и руин таких, как здесь, наверное, нет нигде на свете.  Без  вас
мне было так тоскливо и тяжко, я нередко выезжала  за  стены  Топкапы  и
смотрела на Стамбул. И что же я там видела?
   - Тебя кто-нибудь обидел? Унизил твое султанское достоинство?
   Она тихо засмеялась. Если бы так!  Какая  это  мелочь  -  оскорбление
достоинства или величия. А если что-то другое? Если перед твоими глазами
рушится таинственное равновесие между  духом  и  материальными  массами,
силы природы высвобождаются и в своем неудержимом буйстве погребают  все
бесплодные усилия людей? Природа словно мстит за насилие  духа,  который
заковал ее в свои формы красоты и разума, - и  вражда,  вражда  повсюду,
будто пропасть бездонная. Да, она видела все: и  мечети,  и  медресе,  и
фонтаны, и акведуки, дворцы и античные стены. Но в то же время видела  и
бездомных, ютящихся под стенами, и казалось ей, что и сама она живет  на
руинах, с такой же разбитой душой.
   - Кто осмелился сделать это? - снова не  вытерпел  султан,  хотя  уже
понимал всю бессмысленность своих вопросов.
   Почему бы она должна была ему отвечать? Говорила о своем,  не  думая,
слышит ее Сулейман или нет, будто говорила сама с собой, прислушиваясь к
собственным словам, может, и не соглашаясь с ними.
   Нелепая хаотичность руин и всей ее  жизни.  Только  творение  -  дело
человека, разрушение - это злые дьявольские силы. Одно возносится ввысь,
другое тяготеет книзу и неминуемо  ведет  к  падению  духа.  Мир  больше
никогда  не  расцветет  в  руинах  -  там  только  дьявольские   гримасы
заточенных демонов природы, царство духов,  непрочное,  бесплотное,  без
мягких покровов красоты, жестоко обнаженное в  мертвых  изломах.  Но,  с
другой  стороны,  возможно,  руины  необходимы  для  более  обостренного
ощущения силы и бессмертия жизни?  Ведь  в  конце  концов  всякое  бытие
должно прийти  в  упадок,  чтобы  стать  доступным  тем  силам,  которые
способны его возродить. И, собственно, весь смысл жизни  сосредоточен  в

Страницы: «« « 148   149   150   151   152   153   154   155   156  157   158   159   160   161   162   163   164   165   166  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Загребельный Павло, Роксолана