|
Главная - Наука - История
Загребельный Павло - Диво Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 233 Размер файла: 1591 Кб Страницы: «« « 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 » »» - Ис-са! - прошептала девушка и полезла в гору на раскаленные камни.
Через неделю встреча повторилась. Был праздник середины Пятидесятницы,
день, когда за работу приниматься грех, зато не грех было Сивооку лежать у
своей скалы, погрузив ноги в ласковую воду, смотреть на небо и спокойно
думать. Собственно, он и не думал ни о чем. Иногда окружающая пустыня
вызывает точно такую же пустоту и в тебе самом. Он испытывал удовольствие
от неподвижного лежания, от игры волн, от тишины, от мыслей о том, что в
тени под камнем лежит хорошая краюха ячменного хлеба и кувшин с красным
вином - вещи, о которых Одиссей не мог и мечтать, когда был выброшен на
берег к ногам феакской царевны. Потом Сивоок заметил легкую тень, упавшую
на него, тень передвинулась немного, остановилась у него на лице, снова
передвинулась чуть-чуть, он скосил глаза и увидел девушку.
- Ты снова тут? - сказал Сивоок. - Не иначе, я захватил твое место?
- Ис-са! - сказала девушка. Но обращена она была лицом не к морю, а к
тому затененному камню, у которого лежал хлеб и стоял кувшин с вином.
- Ты, может, голодна? - догадался Сивоок, хорошо зная, что рыбаки на
острове не только не имеют хлеба, но, кажется, даже не представляют, что
это такое. Он ползком дотянулся до камня, взял хлеб и подал его девушке: -
Бери ешь!
Отломил и для себя кусочек, бросил в рот, принялся жевать, чтобы
показать ей, как надо делать. Но девушка, наверное, знала, что такое хлеб,
потому что не стала присматриваться к жестам Сивоока, а поскорее вонзила в
краюху ослепительно белые зубы и, пугливо поглядывая на него, стала есть
быстро и жадно.
Сивоок ждал, пока она утолит голод. С хлебом было покончено в один
миг.
- Плохи же твои дела, - сказал он, - видать, не сладко живется тебе на
острове.
- Ис-са! - покорно улыбаясь, промолвила девушка. Кажется, она больше
ничего и не умела говорить. Немая или безумная?
- Где ты живешь? - спросил Сивоок.
Она, молча глядя на него, снова стала улыбаться. И такая боль была в
ее улыбке, что слезы выступили у Сивоока на глазах.
- Вот горе, - пробормотал он. - Что же мне с тобою делать? Может, ты
заблудилась? Давай я отведу тебя туда, где люди!
Она без сопротивления дала повести себя, несколько раз произнося свое
загадочное "Ис-са!", шла за Сивооком, в селении не отступала от него ни на
шаг; они ходили от хижины к хижине, ходили среди людей, заточенных камнем,
людей твердых и серых, как камень; люди неохотно откликались на расспросы
Сивоока, равнодушно посматривали на девушку, никто ее не признавал своей,
никому она здесь не была нужна, никто не показал ее пристанища, а сама она
тоже его не знала, а может, и не имела вовсе; из отдельных слов и
обрывочных намеков Сивоок наконец сложил себе кое-какую историю этой
девушки. Напоминала она историю его собственного детства: точно так же
исчезли где-то, наверное в море, ее отец и мать (как исчезли они когда-то и
у него), точно так же оказалась одинокой среди жестокой жизни, точно так
же, видно, не имела имени, блуждала тяжело и долго, и никто не протянул ей
руку. В этой истории не хватало начала, да, собственно, самой истории тоже
не было, Сивоок выдумал ее сам, ему хотелось найти в мире еще одну судьбу,
похожую на его собственную; наконец он не чувствовал себя одиноким, мог
стать спасителем этой несчастной, тем самым словно бы спасая и самого себя.
- Раз ты ничья, - сказал он девушке, - так, может, пойдем к нашим? Там
у нас добрые люди.
- Ис-са, - сказала девушка.
- Буду звать Иссой, ладно?
- Ис-са! - Она упорно не говорила больше ничего, хотя казалось
маловероятным, чтобы она не знала никакого другого звука. Даже немые на
большее способны.
- Пошли, что ли? - спросил Сивоок.
Снова, как и на берегу, она послушно пошла за ним. Когда некуда идти,
человек всегда послушен.
Игумен Симеон встретил Иссу криком возмущения.
- Не позволю святотатства в божьем пристанище! - набросился он на
Сивоока. - Ибо сказано же...
Исса с неизменной покорно-болезненной улыбкой смотрела на маленького
старого человека в чрезмерно широком одеянии. Сивоок отстранил игумена
широкой ладонью в сторону.
- Будет пристанище, когда построим, - сказал он Симеону, - а пока не
вмешивайся. Пошли, Исса.
Он показал ей, как нужно умываться, помыл ей руки и ноги. Хотел дать
ей что-нибудь из мужской одежды, но ничего не вышло. Гиерон посоветовал
сшить для Иссы что-нибудь из паруса. Иноки плевались, увидев женщину на
близком расстоянии. Симеон похвалялся отправить Сивоока в Константинополь
на патриарший или императорский суд за произвол и непокорность. Но это были
напрасные слова, поскольку весь монастырь, с его запутанными каменными
катакомбами и будущим каменным собором, был в голове у Сивоока, больше
никто здесь не мог бы быть старшим на этом строительстве, без Сивоока все б
остановилось. Знал это и игумен, но не мог сдержаться в своей ненависти к
приблудной девушке, которая угрожала внести беспокойство в уединенную жизнь
иноков; он каждый день принародно бранил Сивоока за его греховные дела, чем
немало раздражал того. Противно было слушать из уст святого отца слова о
том, о чем Сивоок никогда и не помышлял: для него Исса так и осталась
несчастной девочкой, которую он встретил в темноте и должен был вывести на
освещенный путь. Он терпеливо обучал ее всему простейшему, что необходимо
человеку, - захотел услышать от нее хотя бы несколько слов, но не достигал
в своих стараниях ничего, Исса знала лишь свою горькую улыбку с покорно
наклоненной головой да еще непостижимое, протяженное, тихое, будто молитва,
"Ис-са!". Чтобы не вызывать насмешек, Сивоок обращался к Иссе на своем
родном языке. Тогда все равно никто ничего не понимал, и могли они думать,
что девушка своим "Ис-са" отвечает на его слова. Потом он верно рассудил,
что учить ее нужно с самого начала, так почему бы не попытаться и в самом
деле обучить Иссу своему языку? Быть может, окажется он легче, быть может,
ромейские звуки ненавистны девушке, ибо среди людей этого языка постигли ее
все несчастья, о которых она не умеет рассказать. Так начал он создавать на
каменном острове две странные и удивительные вещи: собор из каменных узоров
и девичью душу в звуках своего далекого прекрасного языка, где хлеб
называется житом, как жизнь, а вода имеет в себе нечто от вожделения, ибо
только попробуй пойти за водой, то уже и вернешься ли; свет же связан с
бесконечностью мира, пронизывая его насквозь, а дружиной называют жену и
вернейших стражей земных владык.
Страницы: «« « 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |