|
Главная - Наука - История
Загребельный Павло - Диво Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 233 Размер файла: 1591 Кб Страницы: «« « 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 » »» художник должен был покупать только необходимое ему для работы, но не для
перепродажи. Кроме того, он не имел права приобретать материалы для работы
у женщин, а также - под угрозой немедленной конфискации всего имущества -
что бы то ни было из церковной собственности.
______________
внутреннюю жизнь Константинополя, прежде всего деятельность ремесленников и
торговцев. (Прим. автора).
средневековой Европы. (Прим. автора).
Законы были жестокими и непоколебимыми, как и церковные каноны,
повелевавшие рисовать одних святых в хитонах, других - в стихарях, третьих
- в скарамангиях и лорах, и для каждого была своя краска, свое положение, и
все это было заранее заданным, навеки закостеневшее, кичившееся своей
неизменностью, своей непохожестью на то, что было, и, возможно, на то, что
где-то будет, хотя ромейское искусство и не допускало возможности, чтобы
где-то что-то появилось, кроме него, ибо они, ромеи, вершина всего сущего,
они просветили всех варваров: все были дикими, а ромеи принесли им Христа,
и его учение, и его храмы, и его законы.
Вот так оно, видимо, и ведется в истории. Все были дикими, а кто-то
приходил и просвещал их. И те племена Малой Азии, которые строили корабли,
определяли ход небесных светил, открыли заблудницыассирийцы и их просветили.
______________
И те, кто населял Египет, были дикими, а фараоны их просветили и
заставили строить для себя каменные гробницы.
И этруски были дикими, а римляне их просветили, похитив у них и жен, и
искусство, и города.
Не есть ли это величайшая ложь истории? Быть может, под натиском
примитивных головорезов погибли бесценные сокровища человеческого духа, а
потомкам осталась только хвала и слава, которой окружили себя завоеватели;
того же, что было когда-то на самом деле, так никто и не знает.
Кто были те люди, которые пилили у берегов Нила твердый камень
Мокатама, тащили его через реку и складывали рукотворные горы - пирамиды?
Быть может, это их отчаянье, и их горе, и их память на земле - эти
пирамиды? Быть может, это знак грядущим поколениям, которые должны прочесть
все скрытое в строгих линиях поставленных на краю пустыни молчаливых
каменных гробниц?
Никто не знает. Так через тысячи лет будут говорить о его земле.
Соберут целые хранилища греческих книг, напишут еще тысячи своих книг так,
будто от количества книг зависит количество правд. Правд всегда будет мало,
и для их усвоения и освещения нужно очень мало книг и писаний. Быть может,
где-нибудь ныне последний на его земле мудрец, такой, как дед Родим,
старательно собирает сокровища берестяных грамот и свитков, исписанных
старинным письмом русов, где первой буквой была П - поле, правда, путь, а
может, первой буквой была Ж - жизнь, жито, - и имела она форму предивного
эллипса, как зернышко, как солнце, как луна, как детское личико или женский
глаз? Но все будет уничтожено и сожжено в угоду новому богу, как сожгли на
глазах у Сивоока Радогость с его невиданным храмом, с весталкой
Звениславой, с Ягодой, с людьми, которые не покорились. И теперь плодятся
там молитвы, псалмы, апокрифы. А что изменилось? Солнце точно так яге
всходит и заходит, и трава растет, и листья шелестят, и зверь спешит на
водопой, и мать кормит дитя...
Но люди неуклонно будут обрастать новыми вещами, новыми предметами,
навязанными им чужой волей, установленными кем-то вверху, неизвестно зачем,
люди будут задыхаться от этих предметов, сами превратятся в предметы,
бездушные и окаменелые, подобно тому, как жена Лота превратилась в соляной
столб. Вещи когда-нибудь уничтожат человека. Пока их мало - человек их
любит, украшает, они служат человеку и не мешают, а, наоборот, помогают
жить. Потом их станет чрезмерно много. Делать вещи не хватает времени.
Украшать - и тем более. Искусство исчезает, оно отступает на второй план, в
глубины прошлого, а вместе с ним отступает и время, и человек остается
одиноким на берегу океана вечности, и горы ненужных, бессмысленных вещей
громоздятся вокруг него.
Такой представлялась Сивооку Византия после очаровательной простоты
лесных озер и зеленых полей с сочным житом и пением птиц в небесных высотах
над родной землей.
Свободу могло дать одно лишь искусство, но и тут заковывали его в
железные цепи ограничений.
- Главное, - говорил ему Агапит, - это обуздать догматами веры твою
дикую варварскую душу. Бог ловит тебя на цвет, а ты должен научиться
улавливать в цвете бога. Избеган в искусстве всего, что в жизни не есть
прекрасное. Не может быть фигур из самой жизни, ибо тогда ты можешь
представить природу оскверненной, а ты должен прославлять совершенство
божьего творения. Брань же не может быть совершенством, потому-то и избегай
всего, что за пределами хвалы всевышнего. Даны человеку земля и небо,
деревья и цветы, воды и травы, четыре времени года - и каждое прекрасно,
дана разная погода - и каждая из них прекрасна.
- Ага, - отвечал ему Сивоок, - а ежели я раздет в холодную погоду?
- О тебе нет речи. Не тебе служит высокое умение, а богам. Ибо что ты
есть? Ничтожество! Помни, всегда было и будет так: люди делают, а слава -
богу.
Спрашивать у Агапита, почему он забирал себе не только славу, но также
и деньги за их работу, не хотелось. Агапит всегда найдет ответ, позовет в
свой маленький дворец на Влахернах, усадит на целый день перед красиво
переписанной и украшенной Библией, заставит читать апостольские послания
или этот опостылевший псалтырь. А что из этого? Будешь ты знать или нет,
был ли у Евы пуп, и мог ли заговорить змей-искуситель, и что слово "олива"
повторяется в Священном писании двести раз, - от этого еще не станешь
хорошим художником. И дел земных не поправишь чтением этой великой, хорошо
написанной, но одновременно и невероятно запутанной священной книги. На
небо - высохшие, благостные святые великомученики, а на земле - логова
дьяволов, ведьмовский шабаш предательств, отравлений, убийств, подлости.
Как это все совместить? И можно ли это совместить?
- О, темный антропос, - сказал Агапит, - запомни, что двести лет назад
Никейский собор постановил: искусство принадлежит художнику, но композиция
- святым отцам. А что есть композиция? Композиция - это метод, благодаря
Страницы: «« « 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |