|
Главная - Наука - История
Загребельный Павло - Диво Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 233 Размер файла: 1591 Кб Страницы: «« « 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 » »» Даже осел не услышал, когда человек исчез. Слово "триумф" толкнуло Сивоока
в грудь: он вспомнил пережитое им унижение, вспомнил ромейское чванство и
жестокость, вспомнил тесный Амастрианский форум; все отступило перед этим
воспоминанием, все стало мелким и жалким, лишенным какого бы то ни было
смысла: и эта распутная женщина, и ее осел, и работа, которую он бросил, не
дождавшись вечера, и Агапит, который где-то, наверное, беснуется в ярости
от Сивоока. Он сам не знал, что ему сейчас делать, куда податься, хоть
бейся головой о стены, хоть прыгай в море, хоть живым ложись в землю, -
невыносимое воспоминание о жестоком унижении, которому подвергался Сивоок,
гнало его прочь от того места, где он услышал ненавистное слово "триумф".
Что-то кричала ему удивленная Зеновия вдогонку, пыталась бежать за ним, но
осел, спокойно рассудив, что мужчине необходимо одиночество, коль он так
внезапно покинул его хозяйку, не поддавался ни на какие уговоры и разрешил
мужчине скрыться; разъяренная Зеновия соскочила с осла и бросилась за
Сивооком, но запуталась в длинной одежде, с проклятиями вернулась, снова
села на осла и дернула за повод, направляя животное домой.
А Сивоок, убегая от видений давнего позора, столкнулся с оторопевшим
от ярости, брызжущим слюной Агапитом, у которого из-под носа украли первую
и самую лучшую любовницу, а вместе с нею и самого одаренного мастера. И это
тогда, когда он получил от самого патриарха две тавлии на праздничный
скарамангий. Одна тавлия - парчовая, с вышитой по ней круглым жемчугом
богородицей Влахернской с поднятыми в молитве руками, а другая -
перегородчатая на золоте эмаль с изображением креста; тавлии были
вознаграждением за служение Агапита святой церкви своим строительством и
украшением святых обителей; к тавлиям приложен был еще и значительный
апокомбий, но все эти вознаграждения показались Агапиту ничего не стоящими,
когда он обнаружил, что в его отсутствие у него похитили самое ценное и
дорогое.
- В конце концов, - закричал он, брызгая слюной, - я отдал за тебя
золота больше, чем в тебе требухи! Но!.. Ты думаешь, вонючий болгарин, или
кто ты там есть, что я буду терпеть твою неверность?! Твою распущенность?
Нет, н-ет! Я сегодня же отдам тебя палачам епарха! Пускай они отрубят всю
нижнюю часть твоего тела и швырнут ее собакам, сожгут, развеют пеплом! Ну?
Чего молчишь? Отвечай, паршивый антропос!
Сивоок стоял напротив Агапита, нависал над ним, более высокий и
грузный, чем сам ромей, и как-то снисходительно посматривал на него.
- Ты ответишь наконец! - Агапит затопал ногами, и голос его сорвался
на бараний рев. - Ты должен мне ответить за свое паскудное прелюбодейство!
- Человек может совершать разные грехи, - сказал со спокойной
ненавистью Сивоок, - он может богохульствовать, врать, кривить душой,
красть, убивать, но грех прелюбодеяния так велик, что творить его одному не
под силу, нужна еще женщина...
- Ты! - заревел Агапит. - Я отдам тебя, я... Я загоню тебя... Ты
будешь у меня!.. На остров!.. Вот!! Я покажу тебе! На остров!..
Об этом острове тогда никто еще, наверное, и не знал, Агапит тоже
услышал об острове впервые от патриарха, когда тот дарил ему тавлии с
апокомбием, или же от сакеллария - речь шла о сооружении на далеком
острове, заселенном то ли агарянами, то ли вообще каким-то разноязыким
людом, уединенного монастыря; быть может, именно потому и поддабривался
патриарх к Агапиту, ибо кому хотелось бросить полный развлечений и
наслаждений Константинополь и отправиться в далекое море, на забытый богом
и людьми остров, у которого не было, кажется, ни названия, ви божьего
благословения.
- На остров! - в последний раз прокричал Агапит и исчез.
И уже не видел его Сивоок ни в тот день, ни тогда, когда садился на
диеру в Золотом Роге; старшим на остров был послан Гиерон, надоевший
Агапиту своей книжностью и задумчивостью, из-за которой губил любую
порученную ему работу: смальта переваривалась у него; раствор под мозаики
затвердевал, пока Гиерон вспоминал, что нужно класть его на стену; фрески
оставались недорисованными. Однако Гиерон был ромеем, и потому он и
назначался старшим и над Сивооком, и над всеми другими, кому выпал тяжкий
жребий, а все повеления свои Агапит передавал им через Мищилу, который
ухитрился настолько войти в доверие к хозяину, что оставался теперь в
Константинополе, в сущности, первым помощником Агапита.
Где-то в Киеве у Мищилы был отец-торговец. После смерти отца Мищило не
занялся торговлей, а бросился прожигать отцовское добро. Промотал он его
довольно быстро, и, когда уже ничего не оставалось, он, чтобы не подохнуть
с голоду, потому что не приспособлен был ни к какой работе, поехал в
Византию, намереваясь прокормиться хотя бы возле иноков или еще каким-либо
образом. Там охотно принимали таких добровольных предателей и беглецов, их
терпеливо, будто цирковых зверей, дрессировали и обучали, чтобы
впоследствии они возвращались к себе домой и везли дух христианства. Но
Мищило своевременно сообразил, как это будет хорошо, когда привезет он с
собой не один лишь дух церковных канонов, а еще и драгоценное искусство,
которое обеспечило бы ему благосклонность властелинов. Поэтому он поставил
своей целью пробраться к антропосам Агапита и достичь своего, несмотря на
все трудности и собственную бездарность.
Когда у Агапита появился Сивоок, Мищило не на шутку испугался. Он
завидовал своему единоземцу, ненавидел его, пакостил как только мог, ловил
на мелочах, а уж случая с Зеновией не мог пропустить и первым побежал к
Агапиту в тот день, когда Зеновия приехала за Сивооком, не прячась от
людей.
Сивоок удивлялся непостижимому христианскому богу. Ибо если уж тот
берет себе в прислужники такую заплесневевшую нечисть, как Мищило, то что
же это за бог! Быть может, он сам - такая же дрянь, да простят меня мои
предки!
Сивоок сидел на диере, отвернувшись от берега, от Константинополя, от
Мищилы, который пришел провожать их еще с кем-то там, век бы не видеть ни
этого проклятого города, ни людей, которые не стали ему ближе за годы,
проведенные здесь. Вот Гиерон - прекрасный человек, он едет вместе с ним;
еще был обез Дамиан, великий мастер варить разноцветные смальты и жарить
баранье мясо; плыли на остров еще десятка полтора Агапитовых антропосов,
все огромные, с неукротимой силой в руках и во взглядах, а среди них -
маленький высохший, как финик, игумен-эремит, который, кажется, должен был
следить за строительством монастыря, чтобы собрать потом в нем охочую к
уединенной жизни братию.
Собственно, несколько монахов там уже было, имели они и свой евктирий,
слепленный кое-как из неотесанных камней, но рыбаки, жившие на острове с
давних пор, относились к святым отцам довольно враждебно, каждый раз
забрасывали иноков камнями, как только они где-нибудь появлялись,
Страницы: «« « 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |