|
Главная - Наука - История
Загребельный Павло - Диво Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 233 Размер файла: 1591 Кб Страницы: «« « 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 » »» становились рядом на высоких лесах, задирали головы вверх, задыхались от
жары или же коченели от холода, когда в высокий монастырь вплывали зимой
облака и обволакивали их своими хлопьями.
Агапит никогда не торопил их. Сам медлительный и величественный в
жестах, будто фигуры святых, которых учил изображать, он любил это же и в
своих учениках. Мищило в совершенстве заучил все требования Агапита,
наслаждался медлительностью в работе, будто тем самым мог продлить свою
жизнь. А Сивоок набрасывался на работу ожесточенно, ему каждый раз хотелось
выложить все, что умеет, на что способен, над его горячностью смеялись все;
Мищило укоризненно покачивал головой, а потом первый же доносил Агапиту,
как недостойно вел себя его товарищ и как пострадало от этого дело, ибо
из-за его неудержимости нарушен был канон об изображении верхнего женского
убранства, в котором не должно быть ни единой складки, ибо складки
создаются только поясами, которые, как всем известно, присвоены одежде
нижней, перепоясанные патрицианки имеют их лишь в парадной одежде, но носят
через плечо, а не на талии, чтобы не вводить мужчин во искушение
сатанинское.
Удивительно занудливым был этот Мищило, и Сивоок никак не мог понять,
почему наслан был на него такой единоземец, какой силой. Зато Агапит души
не чаял в Мищиле.
- Э-э, - воркующе говорил он Сивооку, который вовсе не чувствовал себя
виновным и небрежно сидел в присутствии своего попечителя, слушал и не
слушал его, - в нашем деле нужны этакие вот неторопливые, рассудительные
люди, которые могли бы подумать не спеша и провести рукою так, чтобы не
ошибиться. Думаешь, ты сделал эту мозаику? Торопился, рвался, а куда и
зачем? Все равно ничего бы не сделал, если бы задолго до тебя не созрело
это в моей голове и душе, а еще раньше - в душах многих достойных людей,
которых уже нет и на свете. Думали они об этой мусии, вынашивали по камешку
каждую краску, каждый изгиб. А твое дело - сделать. Нести традицию. В этом
- устойчивость и вечность державы и ее люда. Кто придерживается традиции,
тот может надеяться, что его тоже когда-то будут ценить. А ежели плюешь
сам, плюнут и на тебя. Только варвары живут без строя и порядка, а у
богочтимых ромеев все установлено точно: и в жизни, и в службе божьей, и в
деяниях царственных императоров. Что есть искусство? В нем точно
установлены средства изображения и композиции, точно так же, как, скажем,
заранее расписан порядок одевания и переодевания императоров и их
приближенных, а также священников. А что может быть главнее для простого
человека, нежели лицезреть своего светского или духовного повелителя в
одежде, которая сразу свидетельствует, кто перед тобой? Император
Константин Багрянородный в тридцать седьмой главе своей первой "Книги
церемоний" говорит, какие облачения надевают цари на праздники и выходы
торжественные. Кто еще не знает, должен запомнить твердо и непоколебимо,
как все, что касается вашего умения. Это великая наука. Ибо что есть жизнь?
Это переодевание, умение подобрать для определенного случая соответствующие
одежды.
И точно так же как каждый знает, когда и по какому поводу и какие
одежды надевают вельможные, искусство наше в каждом случае может
пользоваться только заранее определенными и твердо установленными канонами,
и тот, кто их усвоит и будет нести в себе и сможет передать через себя и
свое умение, этот нам нужен. А все остальные - отступники. Отступников же
следует изгонять, как нечестивых из храма.
- Можешь изгнать меня хоть сегодня, - мрачно говорил Сивоок.
- Нет, нет, человече! - самодовольно смеялся Агапит.
Сивоок пропускал все эти поучения мимо ушей. Земля ромеев? Никогда не
забудет болгарских своих братьев, тяжкий переход через македонские горные
дороги, Амастрианский форум и душераздирающие крики: "Майчице моя! Оче ми
изгорях!"
Земля ромеев? В этой земле, сухой и черствой, всех богов поселили в
храмах, сами же непрестанно возносятся молитвами на небо, а его боги жили в
листве деревьев, в водах, в земле, и никто не помышлял взбираться на небо,
ибо было оно таким высоким, что не взойти на него и по радуге.
Земля ромеев? Жестокость, коварство, лицемерие.
С одной стороны - закостенелые каноны. Ни на шаг нельзя отступить от
них. Все святые в одинаковых одеждах и положениях. Куда бы ни поехал
византиец, он непременно встретится с привычными для его глаза образами. И
сердце его должно наполняться высокомерием. Свои, наемные и купленные
художники рисовали апостолов, императоров, воинственных императорских жен и
кобыл, и целые рисованные фаланги Византии отправлялись на покорение мира,
чтобы засвидетельствовать порядок и непоколебимое единство, которые,
дескать, царили в этой державе. А с другой стороны - незатихающие споры о
благочестии и бесчестии, о том, как верить, как спасти душу свою, и о том,
как складывать персты, сколько раз говорить "аллилуйя", сколько просвирок
употреблять при богослужении, сколько концов должно иметь изображение
креста, как писать имя Иисуса, какими должны быть архиерейские клобуки и
жезлы, как звонить в церквах, не учетвертить ли святую троицу, выделив
четвертый престол для Спасителя; яростные анафемы друг другу, перебранки на
торжищах и в корчмах - никчемность и суета, похвальба своими порядками,
своим первородством, древностью своей державы. Все равно как если бы дед
хвалился перед внуком: "Я родился первым". А внук ответил бы: "Зато я
проживу дольше. Ты умираешь, я набираюсь силы и мощи".
Хотя Агапит на первый взгляд считался вроде бы свободным в своих
поступках и выборе работы, на самом же деле все зависело от патриарха, от
сакеллария, церковь выступала и их работодателем, и их кормильцем, и их
судьей. Церковь держала в руках все каноны, не уступала ни в чем, требовала
послушания и покорности не только в молитвах, но и в украшении храмов,
художники для нее должны были стать первыми рабами, призванными воспевать
могущество божье, прославлять бога и его апостолов в красках.
Так повелось издавна. Пошло еще из Египта: жрец - фараон и раб -
художник. И у древних греков, наверное, точно так же. И у римлян,
наследниками которых считали теперь себя ромеи. Искусство служило пышности.
Подавляло человека, вместо того чтобы возвеличивать его дух, поддерживать в
нем силу и веселье. Русичи не знали такого искусства. Резная ложка, вышитая
сорочка, ковшик, украшенный цветами, выжженными жигалом, посуда со
спокойным узором, миска с изображением рыбы или птицы, красный щит (может,
и называли их греки русскими за эти щиты, потому что по-гречески красный -
русий), кольчуга с блестками. А потом пришел суровый, бесплотный, рожденный
без зачатия и уже потому непостижимый и чужой бог, с аскетизмом, схимой, с
жестокостью, - и нет веснянок, нет зеленых праздников, нет солнцеворота.
Двенадцать и двенадцать, а то еще и больше - вот сумма лет Сивоока, в
течение которых он должен был сталкиваться с этим новым богом, под
Страницы: «« « 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |