|
Главная - Наука - История
Иванов В.Д. - Повести древних лет Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 153 Размер файла: 918 Кб Страницы: «« « 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 » »» Горячие головы опомнились. А не вернуться ли к товарищам и не решать
ли всей ватагой, как дальше поступать с чужаками?
- Не любо с чужаками драться для драки, - сказал Одинец. Он до сих
пор молчал. Его кафтан был в крови, разорванное стрелой ухо распухло, как
гриб. - Мы здесь не для того, чтобы, как на льду, тешиться кулаками. Уж
если драться, так чтобы был толк...
Одинец не кончил - в лесу раздался чей-то крик. Прислушались.
- Доброг-га! Доброга!
Что же там за чудо? Кто зовет старосту?
- Э-гей? Кто ревет?
- Доброга! Доброга!
А ведь это голос Биара!
Староста перебрался через засеку и позвал рыболова. Тот выскочил
из-за дерева и спрятался. Боится. Доброга бросил рогатину и меч и пошел
безоружный. Биар выбежал навстречу.
4
Оказалось, что чужаки хотели говорить с повольниками, так Доброга
понял Биара. Как говорить, не хитрят ли? Повольники приготовились к бою.
Биар принес бубен, обтянутый с обеих сторон кожей, разрисованной фигурками
медведей, оленей и собак. На стук биаровского бубна снизу выплыла большая
лодья, полная людей. С нее Биару отвечали на бубне же, а остальные бубны
замолкли, и на реке сделалось тихо. Чужаки были безоружные. Их лодья
медленно и наискосок правила к стану. Гребцы стоя работали тонкими веслами
с широкими лопастями, обтянутыми кожей.
Лодья подошла так близко, что сделались видны жильные швы на кожаных
бортах и лица чужаков. Они были смуглокожие, черноволосые, как Биар, с
редкими бородами. Несмотря на теплый день, чужаки были одеты тяжело. У
одних с плеч свисали плащи из мехов, собранных хвостами вниз, другие
носили шитые собольи шубы. Блестели кафтаны из рыбьей кожи, узорчато
расшитые цветными ремешками. Старшины. Они махали руками и показывали
повольникам пустые ладони.
В дымокурах потрескивали ветки, в лесу одиноко каркал ворон. Над
рекой с писком вверх-вниз, вниз-вверх летали чайки. Около кожаной лодьи
выскочила большая рыбина.
Седой высокий старик, опираясь на длинную бело-желтую кость,
переговаривался с Биаром. Биар, показывая на свои пустые руки и на лодью,
старался объяснить, что не надо оружия.
- Чужаки не боятся, и мы не трусливее их. - Повольники побросали
топоры, луки, рогатины, выбросили ножи из сапогов. Кто был в шлеме, тот
снял железную шапку.
Доброга стащил с себя и кольчугу и вместе с Биаром звал чужаков
руками и голосом. Лодья причалила, и люди попрыгали на берег. На борту
остались гребцы и старик с костяным посохом.
Один из чужаков заговорил. Чудно: Доброга понимал его слова. Он
говорил по-вепси и внятно, хотя ломал слова. Те из ватажников, которые
знали вепсинскую речь, тоже слушали.
- Какие вы суть люди, - спрашивал чужак, - и зачем вы к нам пришли?
Он разговаривал с Доброгой, а знавшие вепсинское наречие, переводили
для остальных.
- Вот оно какое дело. Он говорит, что чужаки узнали о нас от
рыболовов, которые бежали с мыса. Дескать, неведомые люди тех рыболовов,
которые не успели бежать, побили. Понимай, что мы убили Биара с Бэвой и
еще тех двух. Вот и собрались чужаки, чтоб нас наказать и прогнать...
- Когда они узнали от Биара, что мы никому худого не сделали, они
его, Биара, послали к нам.
- Говорят: напрасно мы у вас, а вы у нас людей побили сгоряча...
- Говорят: не нужно убивать людей. А нужно ловить зверя и рыбу. В
лесу и в воде для всех припасено много зверя и рыбы.
- Говорят: хотите, будем еще биться. Не хотите, будем мириться. У вас
горе, у нас горе.
- Человек от бури гибнет, от мороза гибнет, от хворости гибнет, от
старости гибнет. А один другого люди не должны губить...
Кончилась речь вепсина. Доброга со светлым лицом повернулся к
ватажникам:
- Что же, други? Будем судить вечем или сразу решим общим голосом? Я
так считаю: дело простое, нечего головы ломать!
Одинец первым ответил, со всей силой отрубив рукой:
- Чего же нам?! Мы и не хотели входить в чужую часть! На всех хватит
и без того. Быть миру!
- Быть миру? Быть миру и дружбе!
Толмач что-то сказал старику в лодке, и тот махнул костяным посохом.
Чужаки вытолкнули к Доброге какого-то человека, с ног до головы закрытого
черными соболиными шкурками. Толмач пояснил:
- Мы первые пролили вашу кровь. Мы даем вам женщину, чтобы она вам
рожала новых людей.
Из соболиных шкурок высунулась знакомая голова - это же Бэва!
Доброга положил девушке на плечо руку и усмехнулся:
- Девушка добрая, и ее должно принять. У меня есть жена. Пусть же она
сама выбирает из холостых ребят, кого захочет.
Толмач перевел. Путаясь в собольих хвостах, Бэва подошла к Сувору.
Парень ее обнял. Мир закреплен!
Чужаки побежали к повольникам и пустились обниматься. Старик в лодье
поднял костяной посох и потряс им. Повсюду на берегах ударили бубны, и к
стану ватажников побежали кожаные лодьи и лодочки. Кричат чужаки, радостно
кричат, надо думать, одно кричат все люди, которые избавились от мысли о
войне:
- Не будет крови, не будет! Мир!
Новые друзья натащили в стан повольников свежей рыбы, битой дикой
птицы, икры в берестяных и лубяных туесах, угощали, не отставая, совали
прямо в рот.
Толмач рассказывал, что он, сам от рода вепсин, уже давно забрел в
эти места и в них прижился. Народ здесь добрый, живет в низовьях Двины и
на берегах того соленого моря, в которое впадает Двина. Этот народ зовет
себя биарами. Слово же биар значит - человек. Биары - дети Великой Воды,
богини Йомалы.
Вверх по реке на нерест шли сильные косяки рыбы. Гладь Двины рябила
несчетными спинами. В воде было тесно.
Страницы: «« « 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |