|
Главная - Наука - История
Иванов В.Д. - Повести древних лет Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 153 Размер файла: 918 Кб Страницы: «« « 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 » »» заматерели, равняются со старыми. Озерная и морская птица оторвалась от
гнездовий, рыскала повсюду, жировала и сбивалась в стаи. Волчьи выводки
учились выть вечерними зорями.
С Ваги, от Доброгиной заимки, с вестями от братьев-повольников
прибежала расшива:
"На новом огнище не пропали хлебные семена. Из трубки выкинули
сильный колос, и сильно наливает зерно. Быть урожаю, а нам быть с
хлебушком".
"Те товарищи, кто ходил вверх по реке от заимки, вернулись живы и
здоровы. Они добрались до истока реки. Там, в озерах и болотах, среди
сильных бобровых гонов, зачинается река. Там живет дикая весь. Весины с
повольниками драться не дрались, но и дружбу не завязали. Повольники не
стали ломать весинов и спустились назад по реке, а на реке весинов нет.
Идя обратно, на хороших местах ставили избушки для охотничьих зимовок.
Пушного зверя много".
"По зимнему первопутку пошлют в Город обоз. С ним приказчик боярина
Ставра повезет все, что дадут в счет долга. Обозу накажут вернуться назад
до весны".
Вестники привезли гостинец - сладкого лесного темного меда в липовых
долбленках.
Ватажники поспешили собрать все пушные меха, которые выменяли у
биарминов и сами добыли. И скорее погнали назад посыльные расшивы с тремя
строгими наказами:
"Чтобы обозные в Новгороде повестили весь народ: шли бы охочие люди
на новые богатые земли, на свободные широкие реки. Шли бы смело люди
всякого рода и племени, кто живет дедовским обычаем и по. Новгородской
Правде".
"Зимнему обозу привезти побольше железа. Железо брать сырое, в
крицах, а не в изделиях. Все нужное из железа сделаем сами".
"Самим же посыльным вместе с расшивами на Доброгиной заимке не
застревать, а возвращаться поскорее, чтобы не попасть в ледостав. И здесь
богатые ловли, и здесь не хватает рук".
Вверх по Двине пошли обе расшивы, высоко груженные пышным "мягким
золотом". Они повезли еще один груз, самый дорогой, хотя гребцам не
прибавилось работы: поясные поклоны друзьям-товарищам, а родным -
земно-любовные:
Поминая Радока, плакали Заренка и Сувор. Еще горше Заренка плакала,
вымаливая теплое родительское прощение девичьего самовольства. А вытерев
слезы, она просила передать отцу и матери, что их дочь счастлива с
нечаянным и негаданным мужем, с ватажным старостой Доброгой, и не желает
себе никакого иного счастья...
2
И Доброга не желает другого счастья. Если бы человек мог заставить
реки течь назад и сумел сам жить сначала, Доброга своей волей выбрал бы и
повольничью жизнь и Заренку. Но в его сердце нет легкой радости.
Где только не кропили храбрые новгородские охотники-повольники густой
алой кровушкой лесные мхи и речные пески! Ничуть не страшно ложиться для
вечного сна, но горько, мучительно-тягостно расставаться с любимой. И
Доброга борол свою болезнь, как никогда не борол никакого недруга.
Тшудд, отец Суворовой жены Бэвы, заметил, что хиреет его сердечный
друг Доброга, и призвал на помощь биарминовских колдунов-кудесников.
Вскоре под вечер на большой кожаной лодье приехало сразу четверо.
Первый, самый молодой, молча два раза обежал пустое место на берегу
Двины перед острожком и ватажником.
Другой вылез на берег и вместе с первым три раза то же место окружил
ногами. Высадился третий, старый. Они проделали втроем тот же обряд, но не
бежали, а шли шагом. И на ходу они носами шумно вынюхивали Зло и
отпугивали его руками.
Покончив со своим делом, три колдуна вытащили из лодьи четвертого -
старого старика, ветхого старца. У него было сухое тело, на плечах еле
держалась большая, как котел, голова с голым черепом. От старости на
бороде росло считанных три волоса. Колдуны подтащили старца к острожку под
руки, всех повольников поставили ниткой и велели не сходить с места, а
Доброге приказали идти за собой.
Колдуны останавливались перед каждым повольником и поднимали за
подбородок бессильную тяжелую голову старца. Древний кудесник всматривался
в человека:
- ...а не этот ли самый по вражде, по черной зависти или просто от
злобы дурного, гнилого сердца навел порчу на Доброгу?
У старца были блестящие, черные, совсем молодые глаза в морщинистых,
как кора, веках. В них, как уголек в золе, теплился красный огонь.
Посмотрит, хлопнет темными веками: нет, не этот! - и дернется: дальше
ведите.
Кудесник чуть задержался перед Одинцом, а добравшись до Заренки,
совсем остановился. Он долго-долго вглядывался в женские глаза, будто
нашел в них что-то, а что нашел - не понимал. Спросил:
- Женщина чья?
- Доброгина.
Кудесник уронил голову: не та... Так и не нашлось среди повольников
Доброгина врага.
Пока кудесники смотрели повольников, начало смеркаться. Они взяли
старосту на близкий морской берег, а остальным повольникам велели стать
поодаль.
Кудесники положили Доброгу ничком на одеяло, сшитое из белых с
голубой подпушью песцов, и обвели вокруг старосты костяными копьями
четверной круг, которым его заперли от лихой силы. А между морем и
Доброгой набросали горку сухого мха.
Чтобы зажечь костер, кудесники не стали высекать искру огнивом,
которое биармины уже заимствовали у новгородцев, и не воспользовались
угольками. Они добыли живого огня от липового полена лучком из твердого
соснового корневища.
За делом на морской берег насела черная густая ночь. Кудесники
запалили моховой костер и набросали на него наговоренной морской травы. В
огне затрещало. Запрыгали синие, желтые, красные звездочки.
Младший кудесник залез в сшитую нерпичью шкуру, а на шею нацепил
ожерелье из восьми моржовых зубов. Невиданные зубы, каждый длиной в руку
от плеча и до конца пальцев! Еще младший кудесник навертел на себя
Страницы: «« « 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |