|
Главная - Наука - История
Иванов В.Д. - Русь Изначальная 1-3 Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 492 Размер файла: 3212 Кб Страницы: «« « 445 446 447 448 449 450 451 452 453 454 455 456 457 458 459 460 461 462 463 » »» словах слышался не то упрек, не то наивное сожаление - пораньше б умереть
бывшему духовнику...
Ехали берегом реки, то удаляясь, то приближаясь к мутноватой от
дождей быстрине. Иногда, показывая то в одну сторону, на дальнее устье
лесистого оврага, то в заречье, где тоже, как путники, отходили и опять
приближались горы, служка поминал о людях. Там скрыто живут будто бы,
хозяйничают, кормятся какие-то. "Кто?" - "Да христиане. Говорят, выходят
иной раз, меняются с купцами, берут товары на воск, на мед, на шкурки
куниц. Горная куница подороже лесной. Иной раз и в город приходят - для
торговли. Но троп от себя не протаптывают, ходят лесом, без следа".
Объяснением служила сама местность со следами былой жизни. Здесь
виднелся фундамент здания в виде угла из замшелых серых камней. Там кроны
деревьев намечали прямую линию, недоступную природе. Некогда населенная
земля была опустошена вековыми войнами империи с наступленьем мусульман и
теперь отдыхала, ожидая победителя и хозяина, безразличная к тому, кто
выиграет спор.
Остатки, живые обломки таились в горах. "Не еретики ли?" - спрашивал
новый священник. "Бог знает, - отвечал служка. - Христиане, однако же". -
"Но как же без богослуженья, без исповеди? Без отпущенья грехов?" - "Бог,
видно, так решил". - "Как же без бога-то!" - "Да вот так, будут в аду,
если бог не простит, не зачтет земную тяготу".
Для глаз недавнего жителя Константинополя - даже для них - была
великолепной долина между не слишком высоких, но сильных резкостью гор в
безыскусственной окраске осенних лесов, в переходах от пепельно-сизых
оттенков к ярко-глянцевой зелени вечнозеленых лавров и дубняка, с россыпью
цветенья листьев, тронутых порфиром и золоченой медью, цветенья
особенного, которое, пусть увядая, могло поспорить с весенним.
"То-то хорошо, величественно, как в храме, - говорил служка, - а по
весне здесь бело, одеты горы белым, дички яблонь цветут, груш, да и
сладких не мало".
Однако ж усопший отец Иероним вещал: более красоты в осени, ибо она,
душу возвышая, скорее подходит отрекшимся мира. Он, весенний цвет, мало
полезен человеку. Вызывает стремленье к земной любви, говорил преподобный
отец. Надо воздерживаться. Ибо бедствия происходят от людского множества,
в тесноте пробуждается злоба, от нее грех человекоубийства. В древние годы
о сарацинах слуха не было. А как расплодились они, им своего не хватило,
пошли за чужим. Так отец Иероним вещал.
Нравилась пустыня молодому священнику. "А зверь?" - спрашивал он
служку. "Зверь? Что ему? Он безгрешный. Не тронь его - и он тебя не
тронет. Вон, гляди-ка туда! - показывал он на дальние выступы голого
камня. - Вон, видишь, видишь? На лысине!"
Вглядевшись, преподобный различил черное пятно на серой площадке. Не
верил. Постой-ка! Было - и не стало ничего.
"Вот, вот! - радовался чему-то служка. - Медведь! Поглядел на нас и
ушел к своему делу. А будь человек? Мы бы думали, не замыслил ли чего
против нас, да кто такой он, беды не оберешься с людьми-то".
Незадолго до захода солнца добрались они до развалин большого
селенья. "Отсюда полдня пути до нашего места", - объяснил служка. Убежищем
послужили три стены с остатками свода, который мог укрыть и от дождя.
Четвертую стену заменял завал с узким проходом. "Мы тут всегда колючкой
завешивались с отцом Иеронимом, - сказал служка, - и спокойно, хорошо,
будто дома, в келье".
А в темнеющих горах, да и здесь, поблизости, уже начинались невинные,
но тяжкие для человеческого слуха разговоры сов. Уханье, выкрики, вызовы,
отзывы непонятно зачем, для чего, сплетались с вечерними тенями. "Покричат
да и уймутся, - утешал служка, затаскивая в проход сухие колючие лозы
ежевики. - Вот так-то хорошо, - приговаривал он, - хорошо будет. - И,
уколовшись, высасывал больное место. - Я прежде, грешник, думал, совы
людям сулят недоброе. Отец Иероним осудил за грех на птицу, поучил
веревкой малость, объяснил: языческое суеверие это. Птицы для себя кричат,
так им от бога положено. Объяснение сущему надо искать в священных книгах,
да не обучен я чтению. Псалтырь читаю по памяти, так же и ответы даю в
святой литургии".
Ослы сами зашли под свод и стояли, понурив голову. Колючки были
охраной для них, священник знал, что зверь, осенью безопасный человеку,
может польститься на животных.
Стемнело. Утомленный служка заснул на сухом месте рядом с ослами.
Священник тоже задремал от усталости, но, как ему показалось, тут же
очнулся. Совы молчали, из-под зазубренного края каменного свода глядела
ярко-синяя звезда, воздух был холоден и неподвижен. Преподобный слышал
глубокое, спокойное дыханье служки и тревожное, чуть слышное похрапыванье
рядом с собой. Он сел и коснулся плечом осла. Поднявшись на ноги,
священник почувствовал, как осел сунул голову ему под мышку. Разбудив
человека, осел замолчал. Зато там, за колючей преградой, что-то было.
По привычке, священник, шевеля губами, прочел молитву господню раз,
второй, третий. Стало легче. Затаившись, он слушал, вспоминая, что, идя в
монахи, искал покоя душе, а покой находят не в бездействии, но в
исполнении долга. Ему было страшно, но не так, чтобы закричать, разбудить
служку. Высечь огня? Нет, нужно терпеть, бог заповедал терпенье. И ему
было бы стыдно перед служкой, которого он разбудил бы. Он затаил дыханье,
чтобы лучше слышать. Ничего. И осел отошел в черную яму тени под сводом.
Священник опустился на землю, зябко кутаясь в грубую шерсть рясы. Спрятав
руки, он прижался спиной к спине служки и очнулся, когда пришел день.
Служил литургию, совершая таинство превращенья хлеба и вина в подобии
алтаря, отделенного занавесом восточного придела ветхой храмины. И ни
одной иконы, ничего, кроме креста, высеченного барельефом на стене. Будто
бы в годы свирепства иконокластов - уничтожителей икон!
Старший - к нему обращался священник, по ошибке именуя старейшиной, а
он был старшим только годами - на упрек отвечал, как все и всегда, отводя
вину на других: сарацины-де, из-за них-де нельзя иконы держать, набегут,
предадут оскверненью, ныне был набег, сами едва успели бежать, покинуть
иконы - грех, мы уж в сердце... И кто-то добавил только два слова: "Им
грех". И пока священник искал глазами, - кто? - еще один голос молвил:
"Свои похуже". И не нужно было искать ни первого, ни второго, в сумрачном
полусвете все будто на одно лицо. Колокол же не благовестил, а жаловался
надтреснутым дребезгом раненого металла. Почему? Священнику показали яму в
Страницы: «« « 445 446 447 448 449 450 451 452 453 454 455 456 457 458 459 460 461 462 463 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |