Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Карамзин Н.М. - История государства российского 1-3 т.

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 155
Размер файла: 1041 Кб
Страницы: «« « 40   41   42   43   44   45   46   47   48  49   50   51   52   53   54   55   56   57   58  » »»

   Нужнейшие Искусства механические, равно как и Свободные, были известны
древним Россиянам. И ныне селянин Русский делает собственными руками почти
все необходимое для его хозяйства: в старину, когда люди менее сообщались
друг с другом, они имели еще более нужды в сей промышленности. Муж
обрабатывал землю, плотничал, строил; жена пряла, ткала, шила, и всякое
семейство представляло в кругу своем действие многих ремесел. Но основание
городов, торговля, роскошь мало-помалу образовали людей особенно искусных
в некоторых художествах: богатые требовали вещей, сделанных удобнее и
лучше обыкновенного. Все Немецкие Славяне торговали полотнами: Русские
издревле ткали холсты и сукна; умели также выделывать кожи, и сии
ремесленники назывались усмарями. Народ, составленный из воинов,
хлебопашцев и звероловов, без сомнения, пользовался искусством ковать
железо: что утверждается самою Несторовою сказкою о мечах, будто бы
предложенных Киевлянами в дань Козарам. - Христианская Вера способствовала
дальнейшим успехам зодчества в России. Владимир начал строить великолепные
церкви и призвал художников Греческих; однако ж и в языческие времена были
уже каменные здания в столице: например, Ольгин терем. Стены и башни
служили для городов не только защитою, но и самым украшением. Вероятно,
что и тогдашние деревенские избы были подобны нынешним; а горожане имели
высокие дома и занимали обыкновенно верхнее жилье, оставляя низ, может
быть, для погребов, кладовых и проч. Клети, или горницы, с обеих сторон
дома разделялись помостом или сенями; спальни назывались одринами. На
дворах строились вышки для голубей: ибо Россияне искони любили сих птиц. -
Несторово описание Перунова истукана свидетельствует о резном и плавильном
искусстве наших предков. Вероятно, что они знали и живопись, хотя грубую.
Владимир украсил Греческими образами одну Десятинную церковь: иконы других
храмов были, как надобно думать, писаны в Киеве. Греческие художники могли
выучить Русских. - Трубы воинские, коих звук ободрял Героев Святославовых
в жарких битвах, доказывают древнюю любовь Россиян к искусству
мусикийскому.
   Что касается собственно до нравов сего времени, то они представляют нам
смесь варварства с добродушием, свойственную векам невежества. Россияне IX
и Х века славились на войне корыстолюбием и свирепостию; но Императоры
Византийские верили им как честным людям в мирных договорах, позволяя
себе, кажется, обманывать их при всяком удобном случае: ибо Нестор
называет Греков коварными.
   Мы видели грабеж, убийства и злодеяния внутри Государства: еще более
увидим их; но чем же иным богата история Европы в средних веках? Одно
просвещение долговременное смягчает сердца людей: купель Христианская,
освятив душу Владимира, не могла вдруг очистить народных нравов. Он
боялся, по человеколюбию, казнить злодеев, и злодейства умножились...
Государство, основанное на завоеваниях, уже доказывает необыкновенную
храбрость народа: она была добродетелию наших предков, и слово любимого
Вождя: станем крепко, не посрамим земли Русской - вселяло в них
решительность победить или умереть. Самые жены их не робели смерти в
битвах. - Дома и в мирное время они любили веселиться:
   Владимир, желая казаться другом народа своего, давал ему пиры и сказал
Магометанским Болгарам: Руси есть веселие пити. Между достопамятными
чертами древних Русских нравов заметим также отменное уважение к старцам:
Владимир слушался их совета; в гражданских Вечах они имели первенство.
Наконец, сей народ, еще грубый, необразованный, умел любить своих добрых
Государей: плакал над телом великого Олега, мудрой Ольги, Св. Владимира и
потомству своему оставил пример благодарности, который делает честь имени
Русскому.


Н.М. Карамзин

                     "История государства Российского"

                                   Том 2

                                  Глава I

                   ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ СВЯТОПОЛК. Г. 1015-1019


   Святополк, похититель престола. Добродетель Бориса. Братоубийства.
Безрассудная жестокость Ярославова. Великодушие Новогородцев. Битва у
Любеча. Союз Ярослава с Императором Немецким. Война с Болеславом Храбрым.
Битва на Буге. Взятие Киева. Вторичное великодушие Новогородцев. Вероломное
избиение Поляков. Болеслав оставляет Россию. Черная река. Битва на Альте.
Бегство и смерть Святополка.

   Владимир усыновил Святополка, однако ж не любил его и, кажется,
предвидел в нем будущего злодея. Современный Летописец Немецкий, Дитмар,
говорит, что Святополк, Правитель Туровской области, женатый на дочери
Польского Короля Болеслава, хотел, по наущению своего тестя, отложиться от
России и что Великий Князь, узнав о том, заключил в темницу сего
неблагодарного племянника, жену его и Немецкого Епископа Реинберна,
который приехал с дочерью Болеслава. Владимир - может быть, при конце
жизни своей - простил Святополка: обрадованный смертию дяди и благодетеля,
сей недостойный Князь спешил воспользоваться ею; созвал граждан, объявил
себя Государем Киевским и роздал им множество сокровищ из казны
Владимировой. Граждане брали дары, но с печальным сердцем: ибо друзья и
братья их находились в походе с Князем Борисом, любезным отцу и народу.
Уже Борис, нигде не встретив Печенегов, возвращался с войском и стоял на
берегу реки Альты:
   там принесли ему весть о кончине родителя, и добродетельный сын
занимался единственно своею искреннею горестию. Товарищи побед
Владимировых говорили ему:
   "Князь! С тобою дружина и воины отца твоего; поди в Киев и будь
Государем России!" Борис ответствовал: "Могу ли поднять руку на брата
старейшего? Он должен быть мне вторым отцем". Сия нежная чувствительность
казалась воинам малодушием: оставив Князя мягкосердечного, они пошли к
тому, кто властолюбием своим заслуживал в их глазах право властвовать.
   Но Святополк имел только дерзость злодея. Он послал уверить Бориса в
любви своей, обещая дать ему новые владения, и в то же время приехав ночью
в Вышегород, собрал тамошних Бояр на совет. "Хотите ли доказать мне
верность свою?" - спросил новый Государь. Бояре ответствовали, что они

Страницы: «« « 40   41   42   43   44   45   46   47   48  49   50   51   52   53   54   55   56   57   58  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Карамзин Н.М., История государства российского 1-3 т.