Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Карамзин Н.М. - История государства российского 1-3 т.

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 155
Размер файла: 1041 Кб
Страницы: «« « 50   51   52   53   54   55   56   57   58  59   60   61   62   63   64   65   66   67   68  » »»

со двора за господским делом". Итак, владельцы обрабатывали свои земли не
одними холопами, но и людьми наемными. - "Вольный слуга не ответствует за
скотину, уведенную из хлева; но когда растеряет оную в поле или не загонит
на двор, то платит. - Ежели господин обидит слугу и не выдаст ему полного
жалованья, то обидчик, удовольствовав истца, вносит 60 кун пени; ежели
насильственно отнимет у него деньги, то, возвратив их, платит еще в Казну
3 гривны".
   XXI. "Ежели кто будет требовать своих денег с должника, а должник
запрется, то истец представляет свидетелей. Когда они поклянутся в
справедливости его требования, заимодавец берет свои деньги и еще 3 гривны
в удовлетворение. - Ежели заем не свыше трех гривен, то заимодавец один
присягает; но больший иск требует свидетелей или без них уничтожается".
   XXII. "Если купец поверил деньги купцу для торговли и должник начнет
запираться, то свидетелей не спрашивать, но ответчик сам присягает".
Законодатель хотел, кажется, изъявить в сем случае особенную доверенность
к людям торговым, которых дела бывают основаны на чести и Вере.
   XXIII. "Если кто многим должен, а купец иностранный, не зная ничего,
поверит ему товар: в таком случае продать должника со всем его имением, и
первыми вырученными деньгами удовольствовать иностранца или Казну;
остальное же разделить между прочими заимодавцами: но кто из них взял уже
много ростов, тот лишается своих денег".
   XXIV. "Ежели чужие товары или деньги у купца потонут, или сгорят, или
будут отняты неприятелем, то купец не ответствует ни головою, ни
вольностию и может разложить платеж в сроки: ибо власть Божия и несчастие
не суть вина человека. Но если купец в пьянстве утратит вверенный ему
товар или промотает его, или испортит от небрежения: то заимодавцы
поступят с ним, как им угодно: отсрочат ли платеж, или продадут должника в
неволю".
   XXV. "Если холоп обманом, под именем вольного человека, испросит у кого
деньги, то господин его должен или заплатить, или отказаться от раба; но
кто поверит известному холопу, лишается денег. - Господин, позволив рабу
торговать, обязан платить за него долги".
   XXVI. "Если гражданин отдаст свои пожитки на сохранение другому, то в
свидетелях нет нужды. Кто будет запираться в принятии вещей, должен
утвердить клятвою, что не брал их. Тогда он прав: ибо имение поверяют
единственно таким людям, коих честь известна; и кто берет его на
сохранение, тот оказывает услугу".
   XXVII. "Кто отдает деньги в рост или мед и жито взаймы, тому в случае
спора представить свидетелей и взять все по сделанному договору. Месячные
росты берутся единственно за малое время; а кто останется должным целый
год, платит уже третные, а не месячные". Мы не знаем, в чем состояли те и
другие, основанные на всеобщем обыкновении тогдашнего времени; но ясно,
что последние были гораздо тягостнее и что законодатель хотел облегчить
судьбу должников. - "Законы позволяют брать 10 кун с гривны на год" - то
есть сорок на сто. В землях, где торговля, художества и промышленность
цветут из давних времен, деньги теряют цену от своего множества. В
Голландии, в Англии заимодавцы довольствуются самым малым прибытком; но в
странах, подобно древней России, богатых только грубыми естественными
произведениями, а не монетою, - в странах, где первобытная дикость нравов
уже смягчается навыками гражданскими; где новая внутренняя и внешняя
торговля знакомит людей с выгодами роскоши, - деньги имеют высокую цену, и
лихоимство пользуется их редкостию. Следуют общие постановления для улики
и оправдания:
   XXVIII. "Всякий уголовный донос требует свидетельства и присяги семи
человек; но Варяг и чужестранец обязывается представить только двух. Когда
дело идет единственно о побоях легких, то нужны вообще два свидетеля; но
чужестранца никогда нельзя обвинить без семи". Итак, древние наши законы
особенно покровительствовали иноземцев.
   XXIX. "Свидетели должны быть всегда граждане свободные; только по нужде
и в малом иске дозволено сослаться на Тиуна Боярского или закабаленного
слугу".
   (Следственно, Боярские Тиуны не были свободные люди, хотя жизнь их, как
означено в первой статье, ценилась равно с жизнию вольных граждан.) -"Но
истец может воспользоваться свидетельством раба и требовать, чтобы
ответчик оправдался испытанием железа. Если последний окажется виновным,
то платит иск; если оправдается, то истец дает ему за муку гривну и в
Казну 40 кун, Мечнику 5 кун, Княжескому Отроку полгривны (что называется
железною пошлиною). Когда же ответчик вызван на сие испытание по неясному
свидетельству людей свободных, то, оправдав себя, не берет ничего с истца,
который платит единственно пошлину в Казну. - Не имея никаких свидетелей,
сам истец доказывает правость свою железом:
   чем решить всякие тяжбы в убийстве, воровстве и поклепе, ежели иск
стоит полугривны золота; а ежели менее, то испытывать водою; в двух же
гривнах и менее достаточна одна истцова присяга".
   Законы суть дополнения летописей: без Ярославовой Правды мы не знали
бы, что древние Россияне, подобно другим народам, употребляли железо и
воду для изобличения преступников: обыкновение безрассудное и жестокое,
славное в истории средних веков под именем суда Небесного. Обвиняемый брал
в голую руку железо раскаленное или вынимал ею кольцо из кипятка: после
чего судьям надлежало обвязать и запечатать оную. Ежели через три дня не
оставалось язвы или знака на ее коже, то невинность была доказана. Ум
здравый и самая Вера истинная долго не могли истребить сего устава
языческих времен, и Христианские Пастыри торжественно освящали железо и
воду для испытания добродетели или злодейства не только простых граждан,
но и самых Государей в случае клеветы или важного подозрения. Народ думал,
что Богу легко сделать чудо для спасения невинного; но хитрость судей
пристрастных могла обманывать зрителей и спасать виновных.
   Древнейшие законы всех народов были уголовные; но Ярославовы определяют
и важные права наследственности.
   XXX. "Когда простолюдин умрет бездетен, то все его имение взять в
Казну; буде остались дочери незамужние, то им дать некоторую часть оного.
Но Князь не может наследовать после Бояр и мужей, составляющих воинскую
дружину; если они не имеют сыновей, то наследуют дочери". Но когда не было
и последних? Родственники ли брали имение или Князь?.. Здесь видим
законное, важное преимущество чиновников воинских. XXXI. "Завещание
умершего исполняется в точности. Буде он не изъявил воли своей, в таком
случае отдать все детям, а часть в церковь для спасения его души. Двор
отцевский всегда без раздела принадлежит меньшему сыну" - как юнейшему и
менее других способному наживать доход.
   XXXII. "Вдова берет, что назначил ей муж: впрочем она не есть

Страницы: «« « 50   51   52   53   54   55   56   57   58  59   60   61   62   63   64   65   66   67   68  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Карамзин Н.М., История государства российского 1-3 т.