Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Карамзин Н.М. - История государства российского 1-3 т.

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 155
Размер файла: 1041 Кб
Страницы: «« « 58   59   60   61   62   63   64   65   66  67   68   69   70   71   72   73   74   75   76  » »»

слезами, забывая их слабости и помня одни благодеяния.
   Всеволод оставил супругу второго брака, мачеху Владимира, и трех
дочерей, Янку, или Анну, Евпраксию и Екатерину; первые две отказались от
света и заключились в монастыре. Мы знаем, что Император Генрик IV в 1089
году женился на Российской Княжне Агнесе, или Адельгейде, вдове Маркграфа
Штаденского, которая после умерла Игуменьею: она могла быть дочерью
Всеволода. В то же время другая Россиянка, именем Евпраксия, была за сыном
Болеслава, отравленным в цветущей юности; но Историки Польские называют
сию Княжну родною сестрою Святополка Изяславича.
   При Всеволоде был Митрополитом Грек Иоанн, муж знаменитый ученостию и
Христианскими добродетелями, ревностный наставник Духовенства и друг
несчастных.
   "Никогда" (сказано в летописи) "не бывало у нас такого и не будет!" Мы
имеем его сочинение, названное Церковным правилом, в коем он с великою
ревностию осуждает тогдашнее обыкновение Князей Российских выдавать
дочерей за Государей Латинской Веры; доказывает всякому гостю или купцу,
сколь грешно торговать крещеными рабами в земле язычников (Половцев), даже
ездить туда, и для выгод сребролюбия оскверняться их нечистыми яствами;
налагает епитимью на тех, которые совокупляются с правнучатными или
женятся без венчания, думая, что сей обряд изобретен единственно для
Князей и Бояр; отлучает от церкви иереев, благословляющих союз мужа с
третьею женою; велит им и Монахам служить для всех людей примером
трезвости; наконец, в дополнение к гражданским законам, уставляет духовное
покаяние для преступников благонравия и целомудрия. Сей Митрополит,
наименованный от современников Пророком Христа, святил церковь Феодосиева
монастыря Печерского, о коей написано столь много чудесного в Патерике
Киевском.
   Византийские художники, украсив оную, не захотели уже возвратиться в
отечество и кончили жизнь свою в Печерской Обители: доныне показывают там
гробы их. - B 1089 году, когда преставился Митрополит Иоанн, дочь
Всеволодова, Янка, ездила в Константинополь и привезла с собою нового
Митрополита, скопца, именем также Иоанна, но человека весьма
обыкновенного, слабого здоровьем и столь бледного, что народ прозвал его
мертвецом: он через год умер. Третий Митрополит Всеволодова княжения был
Ефрем, Грек, по известию новейших летописцев; другие же называют его
Монахом Печерским. Нестор сказывает только, что Ефрем, скопец подобно
Иоанну, жил в Переяславле, где находилась тогда Митрополия, и что он,
создав многие храмы каменные, первый начал в России строить при церквах
крестильницы. Сей Митрополит, как пишут, уставил торжествовать 9 маия
пренесение мощей Св. Николая из Ликии в Италиянский город Бар: праздник
Западной Церкви, отвергаемый Греками, и доказательство, что мы имели тогда
дружелюбное сношение с Римом. Нестор молчит, но Летописец средних времен
говорит о каком-то Святителе Феодоре, приезжавшем к Великому Князю от Папы
(Урбана II) в 1091 году.
   Властолюбивые Наместники Св. Петра без сомнения всячески старались
подчинить себе Церковь Российскую.



                                 Глава VI

               ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ СВЯТОПОЛК-МИХАИЛ. Г. 1093-1112


   Великодушие Мономаха. Война с Половцами. Брак Святополков. Беспокойный
Олег. Жалкое состояние южной России. Саранча. Победы. Вероломство Россиян.
Междоусобия. Гордость Олегова. Сожжение монастыря Киевопечерского.
Храбрость и добродушие Мстислава. Красноречивое Мономахово письмо.
Вероломство Олегово. Великодушие Мстислава. Съезд Князей. Злодейство Давида
и Святополка. Ослепление Василька. Слезы Мономаховы. Речь Митрополита.
Прекрасная душа Василькова. Месть Ростиславичей. Корыстолюбие Поляков.
Новое коварство Святополка. Умеренность Ростиславичей. Поражение Венгров.
Междоусобия. Новый съезд Князей. Усмирение Давида. Строптивость
Новогородцев. Совет Князей. Счастливая война с Половцами. Война с Мордвою и
с Князьями Полоцкими. Бедствие Россиян в Семигалии. Новые успехи в войне с
Половцами. Поход знаменитый. Имя Тмутороканя исчезает в летописях. Кончина
Святополкова. Евреи в Киеве. Брачные союзы. Митрополиты. Князь Святоша. Св.
Антоний Римлянин. Путешествие Даниила. Россияне в Иерусалиме. Конец
Несторовой летописи. Старец Янь.


   Владимир мог бы сесть на престоле родителя своего; но сей
чувствительный, миролюбивый Князь уступил оный Изяславову сыну и, сказав:
"Отец его был старее и княжил в столице прежде моего отца; не хочу
кровопролития и войны междоусобной", объявил Святополка Государем
Российским; сам отправился в Чернигов, а брат его, Ростислав, в
Переяславль.
   Святополк, княжив несколько лет в Новегороде, еще в 1088 году выехал
оттуда, будучи, как вероятно, недоволен его беспокойными гражданами
(которые тогда же призвали к себе юного Князя, Мстислава, сына
Владимирова) и жил в Турове: он с радостию прибыл в Киев [24 апреля 1093
г.], и народ также с радостию встретил нового Государя, обещая себе мир и
тишину под его властию. Сия надежда не исполнилась, и начало Святополкова
княжения ознаменовалось великими несчастиями.

   Половцы, узнав о кончине Всеволода, изъявили желание остаться друзьями
России.
   Легкомысленный Святополк не посоветовался с Боярами отца своего и дяди:
велел заключить Послов в темницу; но сведав, что мстительные варвары везде
жгут и грабят в его области, вздумал сам просить их о мире. Половцы уже не
хотели слушать сих предложений, и Великий Князь, собрав только 800 воинов,
спешил выступить в поле. Едва благоразумные Бояре могли удержать его,
представляя ему, что вопреки надменному самохвальству молодых людей, нужны
не сотни, а тысячи для отражения врагов; что область Киевская, изнуренная
войнами, истощенная данями, опустела и что надобно требовать помощи от
мужественного Владимира. Князь Черниговский немедленно вооружился и
призвал брата своего, Ростислава. Но Князья, соединив дружины, не могли
согласиться в мыслях; стояли под Киевом и ссорились между собою. Наконец
Бояре сказали им: "Ваша распря губит народ; смирите врагов и тогда уже
думайте о своих несогласиях". Святополк и Владимир, приняв благой совет,

Страницы: «« « 58   59   60   61   62   63   64   65   66  67   68   69   70   71   72   73   74   75   76  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Карамзин Н.М., История государства российского 1-3 т.