Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Каркейль Томас - Французкая революция

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 303
Размер файла: 2149 Кб
Страницы: «« « 90   91   92   93   94   95   96   97   98  99   100   101   102   103   104   105   106   107   108  » »»

     Вот  какие  сообщения приходится  выслушивать верховному  Национальному
собранию,  в то  время  как  оно  продолжает возрождать  Францию. Грустно  и
тяжело, но  где  выход? Изготовьте  конституцию,  и все  присягнут ей: разве
"адреса о  присоединении" не  поступают уже целыми  возами? Таким образом, с
Божьим благословением и готовой конституцией бездонная огненная бездна будет
покрыта сводом из тряпичной бумаги, и Порядок соединится со Свободой и будет
жить  с нею,  пока обоим не сделается  слишком  жарко.  О Cote Gauche (левая
сторона), ты действительно достойна того, чтобы, как говорится обыкновенно в
сочувственных адресах, "на тебя были обращены взоры Вселенной" - взоры нашей
бедной планеты по крайней мере!
     Однако нужно  признаться, что Cote  Droit (правая сторона) представляет
еще более безрассудную массу: неразумные люди, неразумные, бестолковые  и  с
ожесточенным, характерным для них упрямством; поколение, не желающее  ничему
учиться.  Рушащиеся Бастилии,  восстания женщин,  тысячи дымящихся поместий,
страна,  не дающая  никакой  жатвы, кроме стальных клинков санкюлотов, - все
это достаточно поучительные уроки, но их они ничему не научили. И теперь еще
существуют люди, о которых в Писании сказано: их хоть в ступе  истолки. Или,
выражаясь  мягче, они  настолько срослись со своими  заблуждениями,  что  ни
огонь, ни меч ни  самый  горький опыт  не расторгнут этого  союза  до  самой
смерти!  Над такими  сжалится  Небо,  ибо  земля  с  ее  неумолимым  законом
неизбежности будет безжалостна.
     В то же время нельзя не признать это весьма естественным. Человек живет
Надеждой: когда из  ящика  Пандоры  улетели все дары богов и превратились  в
проклятия, то в нем все же осталась  Надежда.  Может ли неразумный смертный,
когда   его  жертвенник  явно  ниспровергнут  и   он,  неразумный,   остался
беспомощным в жизни, - может ли  он расстаться  с  надеждой, что  жертвенник
будет  снова  восстановлен?  Разве не может все  снова  наладиться?  Это так
невыразимо желаемо и  так разумно, если взглянуть с надлежащей точки зрения!
Бывшее   должно  продолжать  существовать,  иначе  прочное  мировое   здание
развалится.  Да,  упорствуйте,  ослепленные  санкюлоты Франций!  Восставайте
против  установленных  властей,  прогоняйте  ваших законных  повелителей,  в
глубине души так вас любивших и  с готовностью проливавших за вас свою кровь
-  в сражениях за отечество, как при  Росбахе  и других; ведь,  даже охраняя
дичь, они,  собственно,  охраняли вас,  если б вы  только могли понять  это;
прогоняйте их, как диких волков,  поджигайте их замки  и архивы,  как волчьи
ямы; но  что  же потом?  Ну,  потом  пусть каждый поднимет руку на брата!  И
тогда, в смятении, голоде, отчаянии, сожалейте о минувших днях, призывайте с
раскаянием их, призывайте с ними и нас. К покаянным просьбам мы не останемся
глухи.
     Так,  с большей  или  меньшей  ясностью сознания,  должны рассуждать  и
действовать правые. Это была, пожалуй,  неизбежная точка зрения, но в высшей
степени ложная для них. Зло, будь нашим благом - такова отныне должна быть в
сущности их молитва.
     Чем яростнее  возбуждение, тем скорее  оно пройдет, ибо  в конце концов
это только безумное возбуждение; мир прочен и не может распасться.
     Впрочем,    если   правые   и   развивают   какую-нибудь   определенную
деятельность, то это исключительно заговоры  и собрания на черных лестницах;
заговоры,  которые  не могут быть осуществлены и которые, с их  стороны,  по
большей части теоретичны, но за которые  тем не  менее такие, как сэр  Ожар,
сьер Майбуа, сьер Бонн Саварден, то один, то другой, при попытке осуществить
их на практике  попадают  в  беду, в тюрьму,  откуда  спасаются  с  большими
затруднениями. А бедный практичный шевалье Фавравозмущении мира - на виселицу, причем мимолетное подозрение падает на самого
Monsieur.  Бедный  Фавра, он весь  остаток  дня, длинного февральского  дня,
диктует свою последнюю волю в Ратуше и предлагает раскрыть  тайны, если  его
спасут,  но  величественно отказывается  сделать это,  когда  его  не  хотят
спасти; затем умирает при свете  факелов  с благовоспитанной  сдержанностью,
скорее  заметив, чем воскликнув, с распростертыми  руками: "Люди,  я  умираю
невинный,  молитесь  за  меня"8. Бедный Фавра - тип столь  многих
неутомимо бродивших по Франции в поисках добычи в эти уже ушедшие дни, тогда
как  в  более открытом  поле  они могли  бы  заслужить  вместо  того,  чтобы
отнимать, - для тебя это не теория!
     Прованского, был обвинен в  намерении похитить короля;  повешен  на Гревской
площади  19  февраля 1790 г.  Для осуществления своего проекта Фавра  сделал
заем в 2 млн под гарантию графа Прованского.

     В  сенате  правая  сторона вновь занимает позицию спокойного недоверия.
Пусть  верховное  Национальное  собрание   провозглашает  4  августа  отмену
феодализма, объявляет духовенство  наемными слугами государства, голосует за
условные  veto  , новые  суды,  декретирует всякие  спорные вещи; пусть  ему
отвечают одобрением со всех четырех концов Франции,  пусть оно даже получает
санкцию  короля и  всевозможные одобрения. Правая  сторона,  как  мы  видим,
настаивает  с  непоколебимым  упорством   (и  время   от   времени   открыто
демонстрирует), что  все эти  так  называемые  декреты есть  лишь  временные
капризы, находящие себе, правда,  выражение  на бумаге,  но  на  практике не
существующие  и  не  могущие осуществиться.  Представьте  себе какого-нибудь
медноголового  аббата  Мори,  изливающего  в  этом тоне  потоки  иезуитского
красноречия;  мрачный  д'Эпремениль,  Бочка-Мирабо  (вероятно,   наполненная
вином) и многие другие приветствуют его с  правой стороны; представьте себе,
с каким лицом смотрит на него  зеленый  Робеспьер с левой.  Представьте, как
Сиейес фыркает  на  него или  не  удостаивает даже  фырканья;  как  рычат  и
неистово  лают на  него галереи:  ведь при  таких условиях,  чтобы избегнуть
фонаря  при выходе, ему нужны все  его  самообладание и  пара  пистолетов за
поясом. Поистине это один из самых упрямых людей.
     Здесь  явственно  сказывается  огромная  разница   между  двумя  видами
гражданских  войн:  новой,  словесной,  парламентско-логической,  и  старой,
кулачной, на поле сражения, где действовали клинки, - разница во многом не в
пользу  первой. В  кулачной  борьбе, где вы сталкиваетесь  со  своим врагом,
обнажив меч,  достаточно  одного верного  удара,  потому  что  в  физическом
отношении, когда из  человека  вылетают  мозги, он  по-настоящему  умирает и
больше вас  не беспокоит. Но какая разница, если  вы сражаетесь аргументами!
Здесь  никакая  самая  решительная  победа  не  может   рассматриваться  как
окончательная.  Побейте  противника в  парламенте  бранью  до того,  что  он
лишится  чувств, разрубите его на  две части и  пригвоздите одну половину на
один, а другую  - на другой  конец  дилеммы,  совершенно лишив  его на время
мозгов  или мыслительной способности, - все тщетно: он придет в себя, к утру
оживет и  завтра снова  облачится  в свои золотые доспехи! Средство, которое
логически  могло бы уничтожить его, является все еще пробелом в цивилизации,
покоящейся  на  конституции,   ибо   как  может  совершаться   парламентская

Страницы: «« « 90   91   92   93   94   95   96   97   98  99   100   101   102   103   104   105   106   107   108  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Каркейль Томас, Французкая революция