Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Льоренте Х.А. - История испанской инквизиции

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 494
Размер файла: 3470 Кб
Страницы: «« « 404   405   406   407   408   409   410   411   412  413   414   415   416   417   418   419   420   421   422  » »»

девять лет [198]. Все другие  процессы  заканчивались  единичными  аутодафе:
осужденного одного приводили в церковь для чтения  приговора,  утвержденного
верховным советом, не дожидаясь большего числа приговоренных для  устройства
частного аутодафе. Некоторые процессы заканчивались малым  аутодафе  в  зале
заседаний трибунала. Таких  было  большинство.  Бесспорно,  позор  благодаря
этому роду кары был менее публичным (хотя присутствовало много  свидетелей),
чем при каком-либо ином наказании, особенно если малое аутодафе  происходило
при закрытых дверях и тайно и  имело  свидетелями  только  служащих  святого
трибунала и ограниченное число лиц, приглашенных присутствовать. Другой, еще
более мягкий способ наказания осужденных состоял в  отправлении  аутодафе  в
присутствии только секретарей инквизиции; снисхождение не могло идти дальше.
     XV. Единичное аутодафе было декретировано в двух  знаменитых  процессах
царствования Карла III. Первый процесс  -  дона  Пабло  Олавиде,  городского
судьи Севильи; второй - дома Франсиско де Леон-и-Луны, священника и кавалера
военного ордена Сант-Яго. В XXVI главе я рассказал историю Олавиде  {Олавиде
умер в Басе в 1804 году, семидесяти пяти лет от роду  согласно  доставленным
мне сведениям.}. Леон был осужден как сильно заподозренный  в  иллюминатской
ереси Молиноса и как виновный в обольщении нескольких женщин,  в  причащении
большим числом гостий по суеверному мотиву  и  в  проповеди  ложной  мистики
монахиням и другим женщинам, которые были одурачены его заблуждением и своей
собственной бесхарактерностью. Он был заключен на три года в монастырь;  ему
было приказано удалиться из Мадрида на семь лет по отбытии первой епитимьи и
отказаться навсегда от обязанностей духовника. Совет орденов  просил  короля
лишить Леона креста и звания кавалера ордена  Сант-Яго,  согласно  статутам,
предписывающим эту меру для тех его членов, которые становятся  виновными  в
проступке, влекущем за собою бесчестие. Но совет должен был знать,  что  для
подведения под эту кару Леон должен был бы быть объявленным виновным в ереси
и  что  подозрения  в  этом  преступлении  не  имелось,  так  как   трибунал
удостоверяет, по просьбе осужденных этого рода, что приговор не препятствует
получению должностей и почетных званий.
     XVI. В Сарагосе маркиз д'Авилес, управляющий Арагона, был обвинен перед
инквизицией в  чтении  запрещенных  книг.  Эта  попытка  не  имела  никакого
последствия. Епископ Барселоны дом  Хосе  де  Клементе  был  оговорен  перед
мадридской инквизицией как янсенист. Трибунал предал забвению этот  донос  и
принял подобное решение по нескольким другим делам того же рода.


       Глава XLIII

ОБ ИСПАНСКОЙ ИНКВИЗИЦИИ В ЦАРСТВОВАНИЕ КАРЛА IV


       Статья первая

СОСТОЯНИЕ ПРОСВЕЩЕНИЯ В ИСПАНИИ. НЕКОТОРЫЕ ПРОЦЕССЫ

     I. Карл IV вступил на престол 17 ноября 1788 года. Он отрекся от короны
19  марта  1808  года  вследствие   волнений,   происшедших   в   Аранхуэсе,
процарствовав в Испании двадцать лет. Он думал сохранить свою  жизнь,  жизнь
своей жены-королевы и Князя мира отречением от своих державных прав в пользу
своего старшего сына Фердинанда, принца Астурийского, которого представители
нации признали возможным наследником монархии.
     II. Главными инквизиторами в царствование Карла IV были:  дом  Агостино
Рубин де Севальос, епископ Хаэна,  умерший  в  1792  году;  дом  Мануэль  де
Абад-и-ла-Сьерра, архиепископ Силиврии, бывший епископ Асторги,  который  по
приказанию двора  принужден  был  подать  в  отставку;  кардинал-архиепископ
Толедо дом Франсиско де Лоренсана [199], отказавшийся от своих  обязанностей
в 1797 году; дом Рамон Хосе де Арсе [200], сначала  архиепископ  Бургоса,  а
затем архиепископ Сарагосы и патриарх Индии.
     III. Просвещение начало проникать в Испанию в царствование  Филиппа  V;
оно сделало некоторые успехи при Фердинанде VI и  Карле  III  и  значительно
усилилось в правление Карла IV. Два препятствия, мешавшие  до  сих  пор  его
распространению, не существовали более  со  времени  реформы  шести  больших
коллегий  Кастилии  и  изгнания  иезуитов.  До  этого  переворота  должности
каноников кафедральных  соборов  и  судебные  магистратуры  давались  только
членам или преподавателям этих коллегий, и в то же  время  огромное  влияние
иезуитов отстраняло от должностей и почестей тех, кто не  был  их  учениками
или  светскими  иезуитами  (jesuites  de  robe  courte).  Эти  два   разряда
составляли как бы третье  сословие  Общества  Иисуса.  Маркиз  де  Рода  был
главным виновником этой двойной политической меры, которая навлекла на  него
ненависть членов коллегий и учеников св.  Игнатия.  Но  имя  этого  министра
заслужило почетное место в истории, потому что, давая всем  классам  награду
по заслугам,  он  возбудил  общее  соревнование,  результатом  чего  явилось
распространение просвещения и интереса к наукам. Это позволяет сказать,  что
возрождение  испанской  литературы  было  делом  маркиза  де  Роды,  который
произвел эту удачную перемену в 1770 году применением  мер,  урегулировавших
состояние и способ преподавания в университетах и коллегиях, когда  народное
просвещение в королевстве вышло из-под власти иезуитов. Я думаю, однако, что
можно отнести с большей точностью начало настоящей литературы в  Испании  ко
времени Филиппа V, ибо в это царствование на полуострове  показались  ростки
просвещения, которые произвели вскоре таких  людей,  как  Рода,  Кампоманес,
Флорида-Бланка и многие другие не менее просвещенные испанцы.
     IV. В течение двадцати  лет,  предшествовавших  восшествию  на  престол
Карла  IV,  сформировалось  множество  выдающихся  людей,  действовавших   в
царствование этого государя, и их усилия, бесспорно, привели  бы  Испанию  к
соперничеству с Францией в хорошем вкусе и совершенстве литературных трудов,
если бы одно из самых бедственных событий истории  не  остановило  импульса,
данного  этими  великими  людьми.  Французская  революция   породила   массу
произведений о правах человека, гражданина, народа и наций; эти принципы  не
могли не встревожить короля Карла IV и его министров.  Испанцы  с  жадностью
читали эти произведения, порожденные духом  свободы,  и  новые  идеи  быстро
распространились по всем провинциям. Министерство  боялось  заражения  новым
политическим учением; желая остановить его, оно  заставило  отступать  назад
человеческий дух. Оно поручило главному инквизитору запретить  и  арестовать
все  французские  книги,  листки  и  журналы,  относящиеся  к  революции,  и
рекомендовало   всем    своим    агентам    тщательно    наблюдать,    чтобы
воспрепятствовать тайному ввозу их в королевство. Вторая мера, употребленная
правительством, состояла в упразднении  в  университетах  и  других  учебных
заведениях кафедр естественного и международного права.
     V. Граф Флорида-Бланка был тогда  первым  министром  и  государственным

Страницы: «« « 404   405   406   407   408   409   410   411   412  413   414   415   416   417   418   419   420   421   422  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Льоренте Х.А., История испанской инквизиции