Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Мельников Г. - В страну Восточную придя...

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 170
Размер файла: 1051 Кб
Страницы: «« « 123   124   125   126   127   128   129   130   131  132   133   134   135   136   137   138   139   140   141  » »»

напряжении.  Строевые учения, зубрежка Уставов, разводы  караулов,
контроль  за  котловым  довольствием, словесность,  раз  в  неделю
учебные  стрельбы на недалеком полигоне в узкой лощине  с  темными
поясными  мишенями  в  полуторастах  саженей,  все  это  почти  не
оставляло времени для прогулок по  городу в личине аборигена.
Вынужденно  томившийся  бездельем  полковник  Генерального   штаба
Путята,  "момент",  как  за  глаза, с  изрядной  долей  зависти  и
уважения  называли  его  офицеры, глядя на  академический  знак  -
серебряного орла в лавровом венке - несколько раз присутствовал на
проводимых  Ивашниковым  занятиях,  остался,  видимо,  не   вполне
удовлетворенным,  а потому и решил преподать ему азы воспитания  и
обучения солдат.  Сын полковника учился в Киевском военном училище
и Ивану Ивашникову казалось, что часть не растраченного отцовского
чувства полковник уделяет ему.
-  Вся  известная нам история цивилизаций - это нескончаемая  цепь
войн, - уютно устроившись на софе с пепельницей на колене и чашкой
кофе  в  руке,  говорил полковник Путята, - поэтому постоянное  их
ожидание и неустанная подготовка к ним наложили свой отпечаток  на
психологию человека.
Прапорщика Ивашникова одолевал зуд более интересно провести вечер,
но и лестно было, что ему уделяет внимание этот пожилой, далеко за
сорок,  бывалый  полковник, и к тому же удерживало желание  самому
набраться   ума-разума,   расти  как  офицеру-воспитателю,   иметь
собственный  багаж  знаний  в такой важной  отрасли,  как  военная
педагогика и психология.
-  Назначение армии любого государства - уничтожение врага. А  так
как  противоборствующие армии едины в своих устремлениях, то воины
знают,  что  их  удел  - гибнуть. И не просто  глупо  гибнуть,  но
стремясь  как  можно больше уничтожить врага.   Это  и  составляет
главную цель обучения военному ремеслу. Результаты такого обучения
сказываются  в  ходе  сражения, когда  видно,  хорошо  ли  усвоили
солдаты  науку,  способны  ли они мужественно  встретить  врага  и
нанести  ему невосполнимый урон, одержать в бою победу. А стержнем
стойкости солдата, его моральной основой является любовь к царю  и
отечеству  и  самоотверженность. Эти важные  качества  достигаются
последовательным,    непрерывным   и    неуклонным    воспитанием.
Воспитанием,  включающим в себя и обучение солдатскому  ремеслу  и
воинскому  искусству, развивающим любовь к ратному  делу,  желание
сразиться  и  победить. Вообще, воинское дело,  как,  может  быть,
никакое  другое,  более волевое, чем умовое,  и  на  этих  началах
qkedser вести воспитание и обучение солдат.
- Как делал это Александр Васильевич Суворов!
-  Совершенно справедливо. Как правило, в сражениях между примерно
равными  и  одинаково вооруженными армиями побеждает  та,  солдаты
которой  дрались  самоотверженно, отважно, не теряя  головы  и  не
суетясь  понапрасну. А  ведь голову потерять в  бою,  когда  твоей
жизни  угрожает прямая и непосредственная опасность, когда  смерть
смотрит  прямо  в лицо, довольно просто. Тут нужны  изрядная  сила
воли и самообладание. То же самое и в походах. Солдатам приходится
одолевать в пешем строю сотни и сотни верст в холод, дождь,  жару,
в  грязь и пыль, мерзнуть и мокнуть, подчас впроголодь... Тут силы
физические  опираются на силы моральные. Но взгляните,  прапорщик,
кто   приходит   в   армию  новобранцами  -   крестьяне,   мещане,
мастеровые... Сил моральных у них иногда бывает маловато.  Поэтому
и  нужно  постоянно  воспитывать чувство долга и  ответственности.
Здесь вы вправе спросить - а как воспитать чувство долга? Отвечу -
развитием  религиозности, любви к царю и отечеству,  ознакомлением
со славными боевыми традициями, которыми так богата русская армия.
И,  что  особенно  важно,  - личным примером.  Генерал  Драгомиров
говаривает так, - Зри в воинской части семью, в начальнике - отца,
в новобранце - родного брата, и тогда все будет ни по чем. Те, кто
руководствуется этим правилом - на добром пути.
-  Уж  больно  семейка у нас разноплеменная. Тут и  латыш,  и  три
украинца, и волжский татарин, и казах, а также двое евреев, Бекоев
-   калмык,   Мамедов   -  азербайджанец,  но   русских,   правда,
большинство. Беда в том, что не все понимают толком русский  язык,
хотя в армии уже по третьему году.
- Я заметил в вас ровность в обращении с подчиненными и внутреннее
спокойствие. Это качества положительные. Но вот излишняя мягкость,
иногда нетребовательность - это большие минусы. Понимаю, офицер вы
молодой,  солдаты  иной раз на год-два старше вас,  что  осложняет
вашу  внутреннюю уверенность на право командования. Да и  излишняя
деликатность,  может  быть,  вам  мешает.  Но  уж  тут,  батенька,
руководствуйтесь высшими соображениями: ваша прямая обязанность  -
сделать  солдата  готовым  на войне -  к  бою,  в  дни  мира  -  к
поддержанию  закона  и порядка. Кроме того,  помните,  что  солдат
отдает  царю  и отечеству лучшие годы своей жизни, во время  войны
кровь  и  самую  жизнь. Поэтому старайтесь как-то  возместить  эти
потери  -  улучшайте его натуру, не растрачивайте  без  нужды  его
силы,  не помыкайте им, боже упаси, и не унижайте его человеческое
достоинство.  Готовьте его к жизни вне армии,  чтобы  и  тогда  он
оставался верным Присяге и не примыкал к бунтовщикам. Более  того,
прошедший  хорошую воинскую выучку, воспитанный в любви к  царю  и
отечеству  религиозный солдат,  вернувшийся  после  службы  домой,
удержит  от  неповиновения  властям и  несознательных  окружающих.
Чтобы  добиться  этой цели, надо глубоко отдаваться воспитательной
работе,  входить в жизнь и быт солдат, помогать во всем, знать  их
заботы  и  тревоги.  Такое отношение отзовется полным  доверием  и
усердием солдата по службе. Оно является обязательным для офицера,
ведь   от   надежности  воинов  зависят  безопасность   и   мирное
существование  граждан.  И  особенно  важно  для  солдат,  которые
проходят   службу  в  чужой  стране,  в  чужом,  часто  враждебней
окружении.
-  Да  уж  какая там жизнь. Казенные мы люди и быт у нас казенный.
Своего почти ничего нет даже у меня, офицера, а что же говорить  о
солдатах,  -  отозвался Ивашников. - И заботы казенные  -  караул,
строевые занятия, чистка оружия, поесть да поспать...
- Э, нет, батенька... А если и так, то очень плохо. У солдата есть
дом, семья, невеста, хозяйство, друзья, свой мир, которым он живет
внутренней жизнью. Поинтересуйтесь, получают ли они письма,  часто

Страницы: «« « 123   124   125   126   127   128   129   130   131  132   133   134   135   136   137   138   139   140   141  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Мельников Г., В страну Восточную придя...