|
Главная - Наука - Экономика
Паршев Андрей - Почему Россия не Америка Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 112 Размер файла: 766 Кб Страницы: «« « 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 » »» -- эти проблемы понятны и тем, кто ни дня не работал на конвейере.
Отсюда следует, что главнейшая проблема правительства реформаторов
должна была состоять в максимальном наполнении государственного бюджета.
Ведь можно было попытаться сохранить хотя бы советский бюджет, но этого не
было сделано.
Проблема в том, что когда в обществе царит стабильность, то каждый
субъект, вообще говоря, сколько получает денег, столько и тратит. В том
числе и государство. Только понятие "государство" надо понимать правильно --
это не "все мы", а некоторая надстройка над обществом, отдельная
организация, как ЖЭК, только побольше.
У государства есть свои траты, оно вынуждено платить зарплаты
бюджетникам, пенсии, пособия и т. д. Чтобы эти выплаты не увеличивали
денежную массу, надо платить не новыми деньгами, а собранными с населения и
других юридических лиц.
А почему же опустел бюджет?
В советское время в приходной части бюджета были "три кита": прибыльные
госпредприятия, прибыль от торговли, главным образом алкоголем, и экспорт.
За счет первых двух дотировались убыточные госпредприятия и другие
потребители бюджета, за счет третьего осуществлялся импорт товаров народного
потребления и уникальных технологий.
Что же было сделано в начале реформ?
Во-первых, были приватизированы прибыльные госпредприятия. Надо
сказать, иностранные специалисты очень этому обстоятельству удивлялись. Ведь
на Западе приватизация -- достаточно обычная процедура, но приватизируют
убыточные госпредприятия, и не для создания мифического "класса
собственников", а для снятия нагрузки на бюджет.
Таким образом, в госбюджет стала попадать не вся прибыль, а лишь ее
часть, взимаемая в виде налогов. Простая задачка на сообразительность: если
раньше вся прибыль перечислялась в казну, то каков должен быть налог с
прибыли приватизированного предприятия, если его рентабельность не
изменилась?
Решили задачку? 100% получилось? Но за счет чего будет жить частный
собственник? Может быть, под управлением частного предпринимателя заводы
будут работать лучше? Ну, например, предположим, что прибыль увеличилась
вдвое. Тогда достаточно взимать 50%, и бюджет не пострадает.
Практика этого не подтвердила. В сфере реального производства
рентабельность не выросла. По той самой причине, о которой уже говорилось. У
нас нет предприятий, занимающихся реальным производством, которые стали
более прибыльны в результате перестройки и реформ. Если мое утверждение вам
покажется сильным, то подумайте: в каких бы денежных единицах мы ни считали
прибыль, она в любом случае отражает вновь созданную стоимость. А эта вновь
созданная стоимость в реальном исчислении у нас все меньше и меньше, по
сравнению с 1990 годом уже в 2-3 раза. Даже при добыче нефти!
Вот поэтому даже если и удастся собрать все налоги с приватизированных
предприятий (а это вряд ли), все равно по первой составляющей прихода в
бюджет произошел резкий спад. И дальше, вместе со спадом экономики, он будет
только увеличиваться.
Вообще, когда описываешь деятельность российских реформаторов, надо
применять "золотое правило", или "бритву Хеллона": "Не усматривайте злого
умысла в том, что вполне объяснимо глупостью". Но для случая отмены
госмонополии на водку такое простое объяснение, по-моему, не подходит.
Эшелоны с импортным пойлом в день отмены госмонополии пошли через границу,
как немцы 22-го июня, примерно с тем же результатом для нашей экономики. Кто
не знает, что эта монополия для госбюджета -- золотое дно, особенно в
специфических условиях нашей страны? А собрать акциз (специализированный
налог на водку) с частного импортера, производителя и продавца немыслимо,
также в силу этих особенностей. Это уже не пробоина в днище госбюджета, как
во времена антиалкогольной кампании, а все днище отвалилось!
Гайдар сам, добровольно, отказался от этого источника финансирования,
как и от всех других прибыльных госпредприятий. Я не могу привести свои
предположения о причинах этих решений, хотя они у меня есть, потому что
такое не для печати. Единственное объяснение, не очень обидное для
"реформаторов" того времени -- что они были использованы для камуфляжа, а
реальные дела делались кем-то совсем не в интересах рыночной экономики.
Если чуть поконкретнее, то в это время у нас в стране самым сильным
слоем были те, кто уже держали в руках прибыльные госпредприятия, в том
числе торговые, и собирались их присвоить. Они-то и были хозяевами
правительства "реформаторов", а о какой-то цельной программе реформирования
страны они и не думали. Им была нужна от правительства только приватизация,
остальное они оставили на усмотрение Гайдара.
В результате и началась гайдарономика, а когда в государстве все
продают негосударственные хозяйственные субъекты, деньги самому государству
не возвращаются, они ходят по цепочкам продавцов и покупателей, не
заглядывая в госказну.
А что касается прибыли от внешней торговли, то. что с ней стало после
отмены госмонополии, и говорить не хочется, и так все ясно. Надо только
пояснить, что вплоть до 1994 года в структуре экспорта еще присутствовала
продукция обрабатывающей промышленности, а сейчас ее почти нет. А экспорт
сырья увеличить нельзя, он уже достиг предела.
Вернитесь к Таблице 1 (структура российского экспорта). Видите, где
крутятся основные деньги? Так, русские меха вряд ли являются источником
особо крупных состояний, чего там -- какие-то 300 млн. долл. Нефть, газ --
это да. Но если про нефтегазовиков все знают, то кто слышал про торговцев
аммиаком или минеральными удобрениями? Оказывается. крупнейшая отрасль,
сплавляют за рубеж на миллиарды, и молчком.
Что-то из этого продается государством, что-то -- частниками, что-то
смешанными предприятиями. Некоторые из них по несколько месяцев не
возвращают в страну выручку, некоторые вообще не показывают прибыли и
поэтому не платят государству ни цента. Способов много.
Начиная с 1995 года в государственной статистике начался период
развала, поэтому цифры, относящиеся к 1995-1998 гг., еще менее достоверны.
Разница между данными Госкомстата и таможенных служб достигает миллиардов
долларов. Но общая тенденция такова -- экспорт продукции обрабатывающей
промышленности резко падает, экспорт сырья также падает, хотя и медленнее. А
ведь это главный источник валюты в госбюджете, даже после того, как туда
стало попадать не более 15% выручки от экспорта.
Как оказался в значительной степени приватизирован экспорт сырья -- Бог
весть. Точнее, известно как -- на основании нескольких президентских указов
1992-1998 годов. Закона о приватизации в нефтегазовых отраслях, например,
нет и не было. Сама процедура приватизации выглядела так, что и не зная
Страницы: «« « 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |