Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
ред. Жирмунский - Легенда о докторе Фаусте

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 186
Размер файла: 1114 Кб
Страницы: «« « 27   28   29   30   31   32   33   34   35  36   37   38   39   40   41   42   43   44   45  » »»

постыднее, чем  жестокосердие  и  вероломство,  когда  еще  и  гордыня  сюда
замешается; но пусть возьмет он теперь ком земли и бросит его в лошадей; они
оживут и поздоровеют, что и случилось. После того  говорит  он  крестьянину:
"Твое вероломство я не могу оставить вовсе без наказания, и отплатится  тебе
полной мерой за то, что показалось столь тяжким делом посадить  человека  на
пустую телегу. За это, гляди, твои колеса лежат у города, у  четырех  ворот,
там ты их и найдешь". Отправился туда крестьянин и нашел их, как ему  доктор
Фауст и предсказал, с  превеликим  трудом  и  стараниями,  промешкав  время,
нужное ему для устройства своих дел. Так его жестокосердие на него самого  и
обратилось.

51
                           О четырех волшебниках,
            которые рубили друг другу головы и снова насаживали,
                  причем и доктор Фауст то же самое сделал

     Доктор Фауст явился во время поста во Франкфурт на ярмарку, и рассказал
ему дух его Мефостофиль, что в одной харчевне  в  еврейском  квартале  живут
четыре колдуна. Они отрубают друг другу головы и посылают их  к  цирюльнику,
чтобы он их побрил, и это многие  люди  видели.  Это  раздосадовало  Фауста,
который думал, что только ему одному сам черт не брат, и отправился он туда,
чтобы тоже посмотреть на это дело. Они, колдуны эти, уже собрались  у  себя,
чтобы рубить головы, а с ними был цирюльник, он должен был их мыть и стричь.
На столе стоял у них стеклянный сосуд с дистиллированной водой. Тут один  из
них, самый важный чародей, который был у них за палача, он  уже  наколдовал,
чтобы в сосуде с водой расцвела лилия, и нарек ее корнем жизни,  после  чего
обезглавил он первого и отдал побрить его голову, и снова насадил ее обратно
на шею; тотчас же лилия исчезла, и приросла голова на свое место. И  так  же
сделал он второму и третьему. Как только их  лилии  появлялись  в  воде,  их
головы брили и сажали на место. Когда же дело дошло до  главного  чародея  и
палача и его лилия также распустилась  и  зазеленела  в  воде,  ему  срубили
голову. И произошло так что его стригли и  брили  в  присутствии  Фауста,  а
Фауста  такое  озорство  за  самое  сердце  задело,  и   раздосадовало   его
высокомерие главаря чародеев, когда он дерзко, смеясь и  богохульствуя,  дал
себе отрубить голову. Тут идет доктор Фауст  к  столу,  где  стоял  сосуд  с
лилией, берет нож, замахивается на цветок и перерезает стебель пополам,  так
что никто этого не видел. Когда же заметили колдуны беду,  превратилось  все
их искусство в ничто, и уж не могли они прирастить своему товарищу голову. И
злодей этот должен был умереть в грехах и погибнуть,  чем  обычно  и  платит
дьявол всем, кто ему служит, и так он с ними разделывается. И никто не  знал
из чародеев, как  это  все  случилось  со  срезанным  стеблем,  и  не  могли
подумать, что это сделал доктор Фауст {61}.

52
                              Об одном старце,
                который хотел отговорить и отвратить Фауста
                от его безбожной жизни и о неблагодарности,
                      которую он снискал в ответ {62}

     Один  христианнейший,  набожный,  богобоязненный  врач   и   почитатель
священного писания, бывший в то же время соседом доктора Фауста, увидел, что
много студентов не выходят из дома доктора  Фауста  и  постоянно  обретаются
там, где вместо господа с его  светлыми  ангелами  поселился  дьявол  с  его
присными. И вот порешил он отговорить доктора Фауста  от  его  дьявольского,
безбожного поведения  и  образа  жизни.  С  этой  целью,  из  одного  только
христианского рвения, пригласил он его в свой дом. Фауст к нему явился, и за
трапезой старик обратился к Фаусту с такими словами:  "Любезнейший  господин
мой и сосед, есть у  меня  до  вас  дружеская,  христианнейшая  просьба,  не
примите же мое искреннее к вам  обращение  во  зло  и  не  побрезгуйте  моим
скудным угощением, но примите благосклонно, как это  нам  господь  велит  со
смирением принимать".
     На это Фауст стал его просить, чтобы он открыл ему свое желание,  а  он
исполнит просьбу его с охотой. Тут его благожелатель начал так: "Любезнейший
господин мой и сосед, Вам ведомо, что Вы за дело затеяли,  что  вы  от  бога
отреклись и от всех  святых  и  предались  дьяволу  и  тем  самым  заслужили
величайший гнев и немилость божию и из доброго христианина  стали  настоящим
еретиком и дьяволом? Ах, к чему стремитесь вы душой? Не о теле одном,  но  о
душе надо подумать, а не то ждет вас вечная мука и  немилость  божия.  Время
еще не ушло, государь мой, если вы только вновь обратитесь на путь истинный,
то испросите у господа себе милости и прощения, как этому видите вы пример в
Деяниях апостолов в гл. 8 о Симоне из  Самарии,  который  тоже  много  людей
совратил, ибо многие почитали его за бога, давая ему такие имена,  как  Сила
Господня или Simon Deus sanctus {Симон, бог святой (лат.).}; однако  и  этот
обратился после того,  как  услышал  он  проповедь  св.  Филиппа,  дал  себя
окрестить, уверовал в господа  нашего  Иисуса  Христа  и  с  тех  самых  пор
постоянно держался Филиппа, и это особенно прославляется в Деяниях апостолов
{63}. Итак, государь мой, пусть и  моя  проповедь  понравится  вам  и  будет
сердечным христианнейшим напоминанием. Надо  обрести  раскаяние,  милость  и
прощение, тому вы имеете много прекрасных примеров, как было с  разбойником,
далее со  св.  Петром,  Матфеем  или  Магдалиной:  ведь  ко  всем  грешникам
обращается  господь  наш  Христос:  "Придите  ко  мне   все   страждущие   и
обремененные, и я успокою вас". И у пророка Иезикиила: "Я  не  желаю  смерти
грешника, но чтобы он обратился и жил, ибо не укоротилась  его  рука,  чтобы
оказать помощь ближнему".  Вот  об  этой  просьбе  прошу  я,  государь  мой,
допустите ее до вашего сердца и испросите  себе  у  господа  прощения,  ради
Христа, отказавшись от  вашего  злого  намерения,  ибо  волшебство  противно
закону божию, который и в Ветхом и Новом завете равно строго это  запрещает,
ибо он говорит: "не должно их оставлять в живых и не должно с ними общаться,
ни к ним приближаться, ибо это мерзость перед богом . И также  называет  св.
Павел  Бар  Иеху  или  Елимаса-волшебника  исчадьем  дьявола,  врагом  всего
праведного и что они не пойдут в царствие божие".
     Доктор Фауст прилежно  ему  внимал  и  сказал,  что  это  поучение  ему
понравилось, и поблагодарил за него  старца,  за  его  доброе  намерение,  и
пообещался следовать ему сколь возможно, с  этим  и  распрощался.  Когда  он
пришел домой,  стал  он  прилежно  обдумывать  это  поучение  и  увещание  и
размышлять о том, что он себе на душу взял, когда предался проклятому черту.
Захотел он покаяться и расторгнуть свой договор с  дьяволом.  Посреди  таких Дьявол
мыслей является ему его дух, хватает его, будто хочет ему голову свернуть, и не теряет
укоряет его, говоря, что предался он дьяволу по собственной дерзости. К тому времени.
же он обещался быть врагом богу  и  всем  людям.  Ежели  он  этого  обещания

Страницы: «« « 27   28   29   30   31   32   33   34   35  36   37   38   39   40   41   42   43   44   45  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. ред. Жирмунский, Легенда о докторе Фаусте