|
Главная - Наука - История
Санд Жорж - Маркиз де Вильмер Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 77 Размер файла: 530 Кб Страницы: «« « 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 » »» пьют, бранятся, дерутся и режут друг другу глотки. Это что касается их
инстинктов. Слава богу, с каждым днем они смягчаются, но в нашем 1845 году
от рождества Христова они еще достаточно необузданны, и даже в веселье этих
людей есть что-то дикарское. Женщинам развлекаться возбраняют - священники
запрещают им танцевать и даже прогуливаться с мужчинами. А мужчины поэтому
разнузданы и не питают друг у другу уважения. Большинство не признает
власти священника, считая, что подчиняться ей должны женщины. Зато войны во
имя веры у них в большой чести. За стаканчиком они спорят о догматах веры и
пускают в ход крик. Это что касается истории.
Их привычки порождены буйной и тяжелой жизнью. Грубость представлений
влечет за собой грубость нравов. Человек, плохо понимающий дух религии,
плохо понимает жизнь, и нравственность его извращается. В этой стране, где
большая часть земли ничего не родит, тем не менее есть огромные богатства,
целые плодородные долины, превосходные пастбища, а у жителей - большая тяга
к земледельческому труду. Однако крестьянин (я говорю о том, кто
возделывает собственный участок, нищего бедняка в расчет не беру) живет
безрадостно и даже вроде бы не имеет никаких желаний. Грязь в его жилище
неслыханная. Потолок, грубо покрытый дранкой, служит своеобразной кладовой,
где хранят вместе со съестными припасами старое тряпье. Когда входишь в
дом, то просто задыхаешься от запаха прогорелого сала и тошнотворных
ароматов, которые распространяет вся эта гадость, эдакими люстрами
свешивающаяся с потолка: связки свечей вперемежку с колбасами, грязное
белье, стоптанные башмаки - вместе с хлебом и мясом. Устройством
большинство таких домов напоминает скорей крепость и одновременно походную
палатку, нежели обыкновенное жилище. Дом стоит на высоком фундаменте, как
бы съежившись под плоской крышей, куда залезают по приставной лестнице. В
одном таком доме я случайно увидал образа, окруженные неприличными
картинками. Правда, зашел я на постоялый двор, где порядочные женщины не
появляются. Я прислушался к крестьянам, которые пили и разговаривали. Меня
поразила их речь, которая, подобно странному соседству образов и картинок
на стенах, была диковинной смесью священных клятв и самых грубых
ругательств, что также указывало на сходство здешнего языка с просторечием
римских окраин. Очевидно, жажда богохульства вызвана в них закоренелой
привычкой в божбе.
Покамест я тебе описывал горцев. Те крестьяне, что живут ближе к
городам и к центру этого края, более отесаны. Впрочем, у тех и других, как
у римлян, я вижу не только указанные мною пороки, но и замечательные
достоинства. Они честны и горды, в их обхождении нет и намека на
подобострастие, а в гостеприимстве - большая искренность. В душах их
запечатлены суровость и красота их земли и неба. Те из них, что веруют
искренно, без ханжества, - люди богобоязненные и воистину религиозные;
другие же, которым случилось бывать в разных местах или получить некоторые
практические знания, выражают свои мысли ясно, четко, с известной
заносчивостью, что даже нравится тому, кто лишен этнических предрассудков.
Местные женщины с виду приветливы и неробки. Сердце у них, по-моему,
доброе, а нрав необузданный. Им не столько недостает красоты, сколько
женственности. Когда они молоды, их лица в обрамлении черных фетровых
шапочек, украшенных стеклярусом и перьями, весьма привлекательны, в
старости же они полны сурового достоинства. Только чересчур эти женщины
мужеподобны: широкие, квадратные плечи не соответствуют тщедушному телу, а
одежда так неопрятна, что и смотреть не хочется. Выцветшие тряпки едва
прикрывают длинные грязные голые ноги горянок, и при этом они носят золотые
украшения, даже бриллианты в ушах и на шее - странное сочетание роскоши к
бедности, напомнившее мне нищенок в Тиволи.
Но трудолюбия у них хоть отбавляй. Искусство плести кружева переходит
от матери к дочерям. Едва девочка начинает лепетать, как на колени ей
кладут огромную подушку с роговыми булавками, а в руки дают набор коклюшек.
Если в пятнадцать - шестнадцать лет девушка не становится замечательной
мастерицей, ее считают дурочкой, которая зря ест свой хлеб. Но над этим
прелестным и тонким искусством, которое так подобает терпеливым и ловким
женским рукам, тяготеет уже тирания не священников, а торговцев,
безжалостно обирающих велизианок. Поскольку все обитательницы Веле и
большей части Оверни умеют плести кружева, все они в равной мере страдают
от низких цен - мизерность вознаграждения за их труды просто потрясает.
Здесь скупщик получает на работе ремесленника не те сто процентов барыша,
которые с его точки зрения и законны и необходимы для дальнейшей
торговли, - он зарабатывает впятеро больше. Правда, подчас жадность
скупщиков карает их же самих, так как между ними возникает отчаянное
соперничество, и они разоряют друг друга точно так же, как кружевницы
обесценивают свое искусство, выполняя одну и ту же работу. Таков закон и
проклятие торговли.
Кажется, я сдержал обещание и довольно рассказал тебе об этой стране.
Ты, дорогой брат, просил меня написать длинное письмо, зная заранее, что в
часы одиночества и бессонницы я буду терзаться мыслями о себе, о своей
печальной участи и скорбном прошлом, сидя здесь подле сына, который спит
рядом, пока я пишу тебе. Конечно, присутствие Дидье бередит мои старые
раны, и отвлечь меня от них, заставив заняться обобщением путевых
впечатлений, значит оказать мне большую услугу. Тем не менее я бесконечно
умиляюсь, глядя на него, и в этом умилении есть своя радость. Так как же
можно запечатать письмо, не написав ни слова о Дидье?! Видишь, я колеблюсь,
я боюсь твоей усмешки. Ты не раз говорил, что терпеть не можешь детей. А я,
хоть и не чувствовал подобной неприязни, тоже избегал общаться с ними -
ребяческая невинность страшила мой рассудок. Теперь я переменился, и хотя
ты, должно быть, станешь издеваться надо мной, мне нужно излить тебе душу.
Да, да, друг мой, нужно. Чтобы ты узнал меня до конца, я должен превозмочь
этот ложный стыд.
Понимаешь ли, брат, этого мальчика я обожаю; теперь уже ясно, что рано
или поздно он станет единственной целью моей жизни. Я приехал к Дидье не из
одного чувства долга - всем нутром я рвусь к сыну, стоит мне некоторое
время прожить с ним в разлуке. Ему здесь хорошо, он ни в чем не нуждается,
он крепнет, его любят. Приемные родители - прекрасные люди, которые
заботятся о нем не только из корысти, а и потому, что, как вижу, привязаны
к нему действительно. Живут они в уцелевшей и хорошо восстановленной части
замка. Ребенок вырос среди развалин, на вершине большой скалы, под ясным
небом, дышит чистым, бодрящим воздухом, окружен вниманием чистоплотных и
заботливых людей. Сама хозяйка живала в Париже; она прекрасно знает, какой
уход и сколько сил требуется для воспитания этого ребенка, сложенного не
хуже ее собственных детей, но отличающегося от них более слабым здоровьем.
Словом, я могу ни о чем не тревожиться и спокойно ждать, пока Дидье вступит
в тот возраст, когда нужно будет пестовать и развивать не только его тело.
Страницы: «« « 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |