Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Соловьев С.М. - История России с древнейших времен

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 931
Размер файла: 6952 Кб
Страницы: «« « 397   398   399   400   401   402   403   404   405  406   407   408   409   410   411   412   413   414   415  » »»

кончине Кирилла в Переяславле Залесском: здесь мы можем видеть также не-
обходимый по обстоятельствам шаг со стороны митрополита всея Руси, можем
видеть предпочтение города, в котором живет  сильнейший  князь,  городу,
главному только по имени.
   Кирилл не дожил до важного  для  Северной  Руси  события  -  открытия
борьбы между сыновьями Невского: старшим Димитрием и младшим Андреем; но
он оказал участие в одном также значительном событии, именно - в  борьбе
великого князя Ярослава Ярославича с Новгородом: вследствие его  посред-
ничества новгородцы помирились с князем. С другой стороны,  при  Кирилле
определились отношения ордынские; все русские были обложены данью,  иск-
лючая духовенство; другим следствием терпимости татар было то, что в са-
мом Сарае, столице ханов, учреждается православная епископская кафедра в
зависимости от русского митрополита; в 1261 году Кирилл поставил в Сарай
епископом Митрофана; под 1279 годом встречаем  известие,  что  сарайский
епископ Феогност в третий раз возвратился из Царя-града,  куда  посылали
его митрополит Кирилл и хан Менгу-Тимур,  к  патриарху  и  императору  с
письмами и дарами, известие любопытное, показывающее  значение  русского
сарайского епископа для христианского востока.
   Преемником Кирилла был Максим, родом грек; нет известий, чтоб  Кирилл
ездил в Орду, но Максим отправился туда немедленно по приезде в Киев  из
Константинополя. Сначала Максим показал, что столицею митрополии русской
должен остаться Киев; сюда в 1284 году должны были явиться  к  нему  все
епископы русские. В следующем году видим его на севере, даже в Новгороде
и Пскове; но во время знаменитой усобицы на севере между Александровича-
ми мы не слышим о митрополите: он остается в Киеве; быть может, эта усо-
бица и удерживала его на юге, потому что, как скоро она приутихла,  Мак-
сим переселился совершенно из Киева во Владимир,  пришел  с  клиросом  и
совсем житьем своим, по выражению летописца; последний приводит и причи-
ну переселения: митрополит не хотел терпеть насилия от татар в Киеве; но
трудно предположить, чтобы насилия татарские в это время  именно  усили-
лись против прежнего. Таким образом, Максим сделал решительный,  оконча-
тельный шаг, которым ясно засвидетельствовал, что жизненные силы  совер-
шенно отлили с юга на север, и действительно, до сих пор, если Киев  по-
терял прежнее значение и благосостояние, то  значение  и  благосостояние
поддерживалось еще на юго-западе, в Галиции, на Волыни; но по смерти Да-
ниила, Василька и Владимира Васильевича и здесь оставалось мало  надежды
на что-нибудь сильное и прочное.
   Максим не долго прожил на севере: не оказавши нравственного  влияния,
посредничества в усобице между  сыновьями  Невского,  он  хотел  воспре-
пятствовать усобице между князьями московским и  тверским,  но  старания
его остались тщетны; он умер в 1305 году, и преемником ему поставлен был
Петр, родом русский, из Волыни. После  поставления  своего  Петр  только
проездом остановился в Киеве и спешил на север: но и здесь пробыл недол-
го, отправился опять на юг. В Брянске он  уговаривал  князя  Святослава,
чтоб тот поделился волостями с племянником или даже оставил бы ему  все,
бежал бы из города, а не бился. Неизвестно, шел ли Петр далее Брянска на
юг и было ли прекращение брянской усобицы главною целию его поездки  ту-
да; всего вероятнее, что святитель возвратился из Брянска на  север,  во
Владимир, ибо под следующим годом встречаем в летописи известие, что  он
не пустил тверского княжича Димитрия Михайловича идти войною на Новгород
Нижний; впрочем, за правильность порядка годов  в  летописных  сборниках
ручаться нельзя; очень может быть, что митрополит был в Брянске и угова-
ривал тамошнего князя, когда ехал в первый раз  из  Киева  во  Владимир;
после мы не встречаем известий о поездках св. Петра  на  юг.  Митрополит
Кирилл колебался между севером и югом; Максим переехал с клиросом  и  со
всем житьем своим на север; Петр сделал новый шаг: Владимир,  где  посе-
лился Максим, был столицею старшего князя только по имени; каждый князь,
получавший старшинство и великое княжение Владимирское, оставался жить в
своем прежнем наследственном городе, и шла борьба  за  то,  которому  из
этих городов усилиться окончательно, собрать Русскую землю, и  вот  Петр
назнаменует это окончательное торжество Москвы, оставаясь  здесь  долее,
чем в других городах, и выбравши Москву местом успокоения своего на ста-
рости и местом погребения своего. Любопытно видеть, как во все это время
митрополиты, тогдашние представители духовного единства Руси,  не  имеют
постоянного пребывания, странствуют то с юга на север, то с севера на юг
и на севере не пребывают постоянно во Владимире: св. Петр, по словам ав-
тора жития его, проходил места и города и, полюбивши  московского  князя
Иоанна Даниловича, стал жить в Москве долее, чем в  других  местах.  Это
движение митрополитов всего лучше выражает то  брожение,  то  переходное
состояние, в котором находилась тогда Русь, состояние, прекратившееся  с
тех пор, как средоточие государственной жизни утвердилось в Москве,  че-
му, как мы видели, много содействовало расположение св.  Петра  к  этому
городу или его князю. Во сколько этому расположению к Москве способство-
вали неприязненные отношения Твери и ее епископа Андрея к св. Петру,  мы
определить не можем; но мы не должны упускать  этого  обстоятельства  из
внимания. Подобно Максиму, и Петр должен был  отправиться  в  Орду:  это
случилось по смерти хана Тохты, когда со вступлением на  престол  Узбека
все обновилось, по выражению летописца, когда все  приходили  в  Орду  и
брали новые ярлыки, и князья и  епископы.  Петр  был  принят  в  Орде  с
большою честию и скоро отпущен на Русь. Еще в самом начале, когда  опре-
делились татарские отношения, наложена была дань на всех, за исключением
духовенства: последнему дан был ярлык, свидетельствующий об  этом  осво-
бождении. В дошедшем до нас ярлыке Менгу-Тимура именно говорится о жало-
ванных грамотах духовенству первых ханов, которых грамот Менгу-Тимур  не
хочет изменять; следовательно, ярлык Менгу-Тимуров мы имеем полное право
считать одинаковым со всеми прежними ярлыками; в нем  хан  обращается  к
баскакам, князьям, данщикам и всякого рода чиновникам татарским с объяв-
лением, что он дал жалованные грамоты русским митрополитам и всему духо-
венству, белому и черному, чтоб они правым сердцем, без  печали,  молили
бога за него и за все его племя и благословляли их: не надобна с них  ни
дань, ни тамга, ни поплужное, ни ям, ни подводы, ни война, ни  корм;  не
надобна с них никакая пошлина, ни ханская, ни  ханшина,  ни  князей,  ни
рядцев, ни дороги (сборщика податей), ни  посла,  никоторых  пошлинников
никакие доходы; никто не смеет занимать церковных земель, вод, огородов,
виноградников, мельниц, зимовищ и летовищ; никто не смеет брать на рабо-
ту или на сторожу церковных людей: мастеров,  сокольников,  пардусников;
никто не смеет взять, изодрать, испортить икон, книг  и  никаких  других
богослужебных вещей, чтобы духовные не проклинали хана, но  в  покое  за
него молились; кто веру их похулит, наругается над нею, тот без  всякого
извинения умрет злою смертию. Братья и сыновья  священников,  живущие  с

Страницы: «« « 397   398   399   400   401   402   403   404   405  406   407   408   409   410   411   412   413   414   415  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Соловьев С.М., История России с древнейших времен