Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Соловьев С.М. - История России с древнейших времен

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 931
Размер файла: 6952 Кб
Страницы: «« « 404   405   406   407   408   409   410   411   412  413   414   415   416   417   418   419   420   421   422  » »»

нии своем из Польши в Литву. Король сдержал слово и подчинил  юго-запад-
ную русскую церковь Ионе, которого видим в Литве в 1451 году.
   Но опасные следствия Флорентийского собора не могли ограничиться  для
Юго-Западной Руси одною попыткою Исидора: папы не любили отказываться от
того, что раз каким бы то ни было образом попадало в их руки, а  литовс-
кий князь, католик, не мог препятствовать намерениям главы  католицизма.
В 1458 году отъехавший в Рим константинопольский патриарх Григорий Мамма
поставил Григория, ученика Исидорова, в митрополиты на  Русь.  В  Москву
дали знать об этом немедленно, и еще до прихода Григория в Литву великий
князь Василий послал сказать королю Казимиру, чтоб тот не принимал  мит-
рополита из Рима, на общего отца. Иону, но вводил  новизны,  не  нарушал
старины. "Старина же наша,- писал Василий,- которая  ведется  со  времен
прародителя нашего Владимира, крестившего Русскую землю, состоит в  том,
что выбор митрополита принадлежал  всегда  нашим  прародителям,  великим
князьям русским, и теперь принадлежит нам, а не великим князьям  литовс-
ким; кто будет нам люб, тот и будет у нас на всей Руси, а от Рима митро-
политу у нас не бывать, такой мне по надобен; и ты, брат, ни  под  каким
видом не принимай его, если же примешь, то ты церковь божию разделишь, а
не мы". Иона, не могший сам отправиться в Литву по  причине  старости  и
болезней, отправил туда двух архимандритов с  посланием  к  православным
епископам, князьям, панам и боярам, чтоб  стояли  за  православную  веру
твердо, помня древнее законоположение, установленное на седми соборах. В
Москве созван был собор из владык Северной Руси, рукоположенных митропо-
литом Ионою: владыки дали здесь обещание -  от  святой  церкви  соборной
Московской и от господина и отца своего Ионы митрополита всея Руси  быть
неотступными и повиноваться во всем ему и преемнику его, кто будет  пос-
тавлен по избранию св. духа, по правилам апостолов и св. отцов, по пове-
лению господина великого князя Василия Васильевича, русского самодержца,
в соборной церкви св. Богородицы, на Москве, у гроба св. Петра  митропо-
лита, русского чудотворца; к самозванцу же Григорию, ученику  Исидорову,
от которого произошло разделение московской соборной церкви  с  киевскою
церковию, не приступать, грамот от него никаких не принимать и совета  с
ним ни о чем не иметь. Это обещание, обнародованное в соборной  грамоте,
важно для нас в том отношении, что здесь впервые указано на  Москву  как
на престольный город русской митрополии: владыки клянутся  не  отступать
от московской соборной церкви св. Богородицы; до сих пор митрополит  на-
зывался киевскими всея Руси, в этой же грамоте он называется просто мит-
рополитом всея Руси, или русским; потом в этой грамоте  определен  и  на
будущее время образ поставления митрополита русского: законный  митропо-
лит русский отныне есть тот, который будет поставлен без всякого отноше-
ния к Византии в Москве по повелению московского князя.  Владыки  север-
ные, бывшие на соборе, - ростовский, суздальский,  коломенский,  сарайс-
кий, пермский - отправили также грамоту к литовским - черниговскому, по-
лоцкому, смоленскому, туровскому и луцкому - с  увещанием  не  принимать
митрополита от латин; Иона послал от своего имени  окружное  послание  к
литовским епископам в том же смысле, писал и отдельно  епископам  черни-
говскому и смоленскому, увещевая не принимать Григория, в случае принуж-
дения приглашал их в Москву как в безопасное убежище от латинских  наси-
лий; в противном случае грозил великою тягостию церковною; наконец,  пи-
сал и всему остальному  православному  народонаселению  литовско-русских
областей; обещался посетить свою литовскую паству,  как  только  получит
облегчение от болезни, увещевал не принимать Григория,  не  слушать  его
учения, которое подобно Македониеву, страдать за православие даже  и  до
смерти, потому что таким страдальцам готов венец  мученический.  Но  все
эти меры остались тщетными: Казимир не мог не принять митрополита из Ри-
ма; он даже присылал уговаривать и великого князя Василия признать  Гри-
гория общим митрополитом по той причине, что Иона уже устарел.  Московс-
кий князь, разумеется, не согласился, и митрополия  русская  разделилась
окончательно. Иона не долго пережил это печальное для него  событие:  он
умер в 1461 году, назначив себе преемником Феодосия,  архиепископа  рос-
товского, который и был поставлен, по новому обычаю,  в  Москве  собором
северных русских владык.
   Таковы были главные явления истории русской церковной иерархии в опи-
сываемое время. Мысль, естественно явившаяся впервые тогда, когда Андрей
Боголюбский задумал дать Северной Руси  отдельное,  самостоятельное  су-
ществование и даже господство над Южною Русью, -  эта  мысль  осуществи-
лась, когда обе половины Руси разделились под две равно могущественные и
враждебные одна другой династии: вследствие этого разделения разделилась
и митрополия, причем посредствующими явлениями опять вследствие  явлений
политических было образование отдельной Галицкой митрополии и  перенесе-
ние киевского митрополичьего стола на север. Это  перенесение,  бедствия
Византии, смуты, Флорентийский собор, наконец, падение империи  высвобо-
дили московскую митрополию из непосредственной зависимости от константи-
нопольского патриархата. Флорентийский собор и поведение  Исидора  имеют
важное значение в нашей истории потому, что  заставили  Северо-Восточную
Русь окончательно и резко высказаться насчет соединения с Римом;  понят-
но, что решительность  московского  правительства  держаться  отеческого
предания, древнего благочестия и не допускать никаких  новизн  в  церкви
принадлежит к числу явлений, определивших будущие судьбы Восточной Евро-
пы. В поведении русских митрополитов при всех этих важных и  решительных
обстоятельствах, действовавших в продолжение описанного  периода,  всего
лучше можно заметить великое влияние византийских  отношений,  характера
восточной церкви. Митрополиты русские не  стараются  получить  самостоя-
тельное, независимое от светской власти существование. Пребывание в Кие-
ве, среди князей слабых, в отдалении от сильнейших, от главных сцен  по-
литического действия, всего лучше могло бы дать им такое  существование;
но Киев не становится русским Римом: митрополиты покидают его и стремят-
ся на север, под покров могущества гражданского; и на  севере  не  долго
остаются во Владимире, который, будучи покинут сильнейшими князьями, мог
бы иметь для митрополитов значение Киева, но переселяются в стольный го-
род одного из сильнейших князей и всеми силами  стараются  помочь  этому
князю одолеть противников, утвердить единовластие.  Борьбами,  сопровож-
давшими это утверждение, значением, которое получают здесь  митрополиты,
значением, которое придают им сами князья, митрополиты вовсе не  пользу-
ются для утверждения своего влияния, своего господства над князьями,  за
свою помощь не выговаривают себе особых прав и для упрочения  этих  прав
не стараются раздорами уменьшить силу князей,  не  стараются  для  князя
сильнейшего, опаснейшего для их прав возбуждать соперников  и  усиливать
их своим влиянием, как то делывалось на западе; напротив, стараются  как
можно скорее усилить одного князя на счет всех других,  вследствие  чего

Страницы: «« « 404   405   406   407   408   409   410   411   412  413   414   415   416   417   418   419   420   421   422  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Соловьев С.М., История России с древнейших времен