Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Соловьев С.М. - История России с древнейших времен

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 931
Размер файла: 6952 Кб
Страницы: «« « 410   411   412   413   414   415   416   417   418  419   420   421   422   423   424   425   426   427   428  » »»

других значения в гражданской истории нашей имеет монастырь Белозерский,
основанный св. Кириллом, пострижеником симоновского архимандрита Федора,
ученика и племянника св. Сергия. Мы видели, что в свидетели  клятв  кня-
жеских в последние усобицы вместе с св. Сергием призывался и св.  Кирилл
как один из покровителей Северо-Восточной Руси. От Сергия  осталась  нам
память о делах, память о тихих и кротких речах,  которыми  он  исправлял
братию и умилял озлобленных князей; от Кирилла дошли до нас  послания  к
князьям; так, дошло его послание к великому князю Василию  Димитриевичу.
"Чем более святые приближаются к богу  любовию,  тем  более  видят  себя
грешными, - пишет Кирилл, - ты, господин, приобретаешь себе великое спа-
сение и пользу душевную этим смирением  своим,  что  посылаешь  ко  мне,
грешному, нищему, страстному и недостойному, с просьбою о молитвах... Я,
грешный, с братиею своею рад, сколько силы будет, молить  бога  о  тебе,
нашем господине; ты же сам, бога ради, будь внимателен к себе и ко всему
княжению твоему. Если в корабле гребец ошибется, то малый вред  причинит
плавающим, если же ошибется кормчий, то всему кораблю причиняет  пагубу:
так, если кто от бояр согрешит, повредит этим одному себе; если  же  сам
князь, то причиняет вред всем людям.  Возненавидь,  господин,  все,  что
влечет тебя на грех, бойся бога, истинного царя, и будешь блажен. Слышал
я, господин князь великий, что большая смута между  тобою  и  сродниками
твоими, князьями суздальскими. Ты, господин, свою правду  сказываешь,  а
они свою, а христианам чрез это кровопролитие  великое  происходит.  Так
посмотри, господин, повнимательнее, в чем будет их правда перед тобою, и
но своему смирению уступи им, в чем же будет твоя правда перед ними, так
ты за себя стой по правде. Если же они станут тебе бить челом, то,  бога
ради, пожалуй их по их мере, ибо слышал я, что они до сих пор были у те-
бя в нужде, и оттого начали враждовать. Так, бога ради, господин, покажи
к ним свою любовь и жалованье, чтоб не  погибли,  скитаясь  в  татарских
странах". Кирилл переписывался и с братьями великокняжескими -  Андреем,
в уделе которого находился его монастырь, и Юрием. К Андрею  св.  Кирилл
писал: "Ты властелин в отчине своей, от бога поставленный унимать  людей
своих от лихого обычая: пусть судят суд праведный, поклепов, подметов бы
не было, судьи посулов бы не брали, были  бы  довольны  уроками  своими;
чтобы корчмы в твоей отчине не было, ибо это великая пагуба душам: хрис-
тиане пропиваются, а души гибнут; чтоб мытов не  было,  ибо  это  деньги
неправедные, а где перевоз, там надобно дать за труд; чтобы разбоя и во-
ровства в твоей вотчине не было, и если не уймется от злого дела, то ве-
ли наказывать; также, господин, унимай от скверных слов и брани". К Юрию
Димитриевичу св. Кирилл писал послание утешительное  по  случаю  болезни
жены его; здесь любопытны следующие слова: "А что, господин князь  Юрий,
писал ты, что давно желаешь видеться со мною, то, ради бога, не приезжай
ко мне: если поедешь ко мне, то на меня придет искушение и, покинув  мо-
настырь, уйду, куда бог укажет. Вы думаете, что я здесь добр и  свят,  а
на деле выходит, что я всех людей окаяннее и грешнее. Ты, господин князь
Юрий, не осердись на меня за это: слышу, что  божественное  писание  сам
вконец разумеешь, читаешь и знаешь, какой нам вред приходит  от  похвалы
человеческой, особенно нам, страстным. Да и то, господин, рассуди: твоей
вотчины от нашей стороне нет, и если ты поедешь сюда, то все станут  го-
ворить: "Только для Кирилла поехал". Был здесь брат твой, князь  Андрей,
но здесь его вотчина, и нам нельзя было ему, нашему господину, челом  не
ударить". Князь Юрий Дмитриевич и сын его Димитрий  Шемяка  нашли  более
строгого увещателя в другом святом  игумене,  Григории  вологодском  (на
Пельшме). Когда Юрий, вытеснив племянника Василия, утвердился в  Москве,
Григорий явился к нему сюда с увещаниями удалиться с неправедно приобре-
тенного стола; потом, когда Шемяка овладел Вологдою и наделал много  зла
жителям, Григорий немедленно явился и к нему с обличениями, угрожая  ги-
белью за злодейства над христианами: Шемяка, не терпя  обличений,  велел
сринуть с помосту святого старца, так что тот едва живой  возвратился  в
монастырь свой.
   Монастыри имеют еще другое значение в истории  русской  гражданствен-
ности: по разным направлениям в дремучих лесах и болотах севера пробира-
лись пустынники, ища уединения и безмолвия, но между тем приносили с со-
бою начала новой жизни. Сперва поселится пустынник в дупле большого  де-
рева, но потом скоро собирается братия, и являются от нее послы в Москву
к великому князю с просьбою, чтоб пожаловал, велел богомолье  свое,  мо-
настырь, строить на пустом месте, в диком лесу, братию собирать и  пашню
пахать. Св. Димитрий Прилуцкий поставил обитель свою  на  многих  путях,
которые шли от Вологды до Северного океана, всех странников принимали  в
монастырь и кормили; однажды пришел к преподобному обнищавший купец про-
сить благословения идти торговать с погаными  народами,  которые  слывут
югрою и печорою; в другой раз какой-то богатый человек принес  преподоб-
ному в подарок съестные припасы, но святой велел ему отнести эти припасы
назад домой и раздать их рабам  и  рабыням,  которые  у  него  голодали.
Клопский монастырь кормил странников и людей, стекавшихся в него за  пи-
щею во время голода. Кроме препятствий со стороны дикой  природы  иноки,
основатели монастырей, терпели много и от язв юного,  неустроенного  об-
щества, много терпели от разбойников и от соседних землевладельцев,  ко-
торые но боялись самоуправствовать. Обычай отдавать ближайшие земли  но-
вопостроенным монастырям вел иногда к тому, что окрестные жители  стара-
лись разорить новую обитель из страха, чтоб монахи не овладели их земля-
ми.
   Преподобный Сергий, говорится в житии его, принимал всякого к себе  в
монастырь, и старых, и молодых, и богатых, и бедных, и всех постригал  с
радостию; племянника своего Иоанна (Феодора) преподобный постриг,  когда
тому было 12 лет. Сначала в монастырях каждый инок имел свое особое  хо-
зяйство; но с конца XIV века замечаем старания ввести общее житие;  так,
оно было введено в Троицкий Сергиев монастырь еще при жизни самого осно-
вателя: распределили братию по службам: одного назначили келарем, друго-
го - подкеларником, иного  казначеем,  уставщиком,  некоторых  назначили
трапезниками, поварами, хлебниками,  больничными  служителями,  все  бо-
гатство и имущество монастырское сделали общим, запретили  инокам  иметь
отдельную собственность; некоторым не понравилась эта  перемена,  и  они
ушли тайно из монастыря Сергиева. Основателем общего жития в  собственно
московских монастырях называется Иоанн, архимандрит  петровский,  сопро-
вождавший Митяя в Константинополь, в женских монастырях - игуменья Алек-
сеевского монастыря Ульяна; в уставе общего жития, данном  Снетогорскому
монастырю, читаем: ни игумен, ни братия не должны иметь  ничего  своего;
не могут ни есть, ни пить у себя по кельям, есть и пить должны в трапезе
все вместе; одежду необходимую должно брать у игумена из обыкновенных, а
не из немецких сукон, шубы бараньи носить без пуху, обувь,  даже  онучи,

Страницы: «« « 410   411   412   413   414   415   416   417   418  419   420   421   422   423   424   425   426   427   428  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Соловьев С.М., История России с древнейших времен