Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Соловьев С.М. - История России с древнейших времен

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 931
Размер файла: 6952 Кб
Страницы: «« « 418   419   420   421   422   423   424   425   426  427   428   429   430   431   432   433   434   435   436  » »»

Василия с Шемякою, и потому можно думать, что  преступление  этих  людей
состояло в доброжелательстве последнему. Под 1444 годом  говорится,  что
князь Иван Андреевич можайский  схватил  Андрея  Димитриевича  Мамона  и
вместе с женою сжег в Можайске; после мы узнаем, что эти люди были обви-
нены в еретичестве. Старое суеверие, привычка обвинять ведьм  в  общест-
венных бедствиях сохранялись: псковичи во время язвы  сожгли  12  ведьм.
Когда в 1462 году схвачены были дружинники серпуховского  князя  Василия
Ярославича, задумавшие было освободить своего господаря, то Василий Тем-
ный велел их казнить - бить кнутом, отсекать руки, резать носы, а  неко-
торым отсечь головы. Относительно нравов служебных  встречаем  известие,
что Вятка не была взята по вине воеводы  Перфушкова,  который  благопри-
ятствовал вятчанам за посулы. Соблазнительная история о  поясе,  который
был подменен на княжеской свадьбе первым вельможею, не может дать выгод-
ного понятия о тогдашней нравственности. Вспомним и о страшном  поступке
последнего смоленского князя, Юрия. Лишенный волости, он жил в Торжке  в
качестве наместника великокняжеского. Здесь же нашел приют  изгнанный  с
ним вместе князь Семен Мстиславич вяземский. Юрий влюбился  в  жену  Вя-
земского Ульяну и, не находя в ней взаимности, убил ее мужа,  чтоб  вос-
пользоваться беззащитным состоянием жены; но Ульяна схватила нож; не по-
павши в горло насильнику, ранила его в руку и бросилась бежать; но  Юрий
догнал ее на дворе, изрубил мечом и велел бросить в реку.  Но,  к  чести
тогдашнего общества, мы должны привести слова летописца: "И бысть ему  в
грех и в студ велик и с того побеже к Орде,  не  терпя  горького  своего
безвременья, срама и бесчестия". Юрий умер в Рязанской земле, где жил  у
пустынника Петра, плачась о грехах своих. Мы видели, что митрополиты об-
ратили внимание на нравственную порчу в Новгороде и Пскове,  вооружились
против буйства, сквернословия, разводов,  суеверий,  клятвопреступлений.
Летописец новгородский особенно упрекает своих сограждан за  грабежи  на
пожарах: от лютого пожара, бывшего в 1267 году, многие разбогатели; опи-
сывая пожар 1293 года, летописец говорит: "Злые люди пали на грабеж; что
было в церквах, все разграбили, у св. Иоанна сторожа убили над имением";
подобное же известие встречаем под 1311 годом, потом под  1340  и  1342.
Летописец сильно жалуется также на дурное состояние правосудия в  Новго-
роде под 1446 годом. "В то время, - говорит он, - не  было  в  Новгороде
правды и правого суда, встали ябедники, изнарядили четы, обеты и  крест-
ные целования на неправды, начали грабить по селам, волостям и по  горо-
ду, и были мы в поругание соседям нашим, сущим окрест нас; были  по  во-
лости изъезды великие и боры частые, крик, рыдание, вопль  и  клятва  от
всех людей на старейшин наших и на город наш, потому что не было  в  нас
милости и суда правого".
   Страсть к вину в сильной степени выказывается в некоторых  известиях,
как, например, в известии об осаде Москвы Тохтамышем; в описании  похода
Василия Темного против дяди, Юрия, сказано, что великий князь взял с со-
бою из Москвы купцов и других людей, которые были пьяны и везли с  собою
мед, чтобы еще пить. Ссоры, драки, убийства и всякого рода  преступления
по-прежнему всего чаще происходили на пьяных пирах; в 1453 году  великий
князь Василий Васильевич писал своим посельским и приказникам:  "Говорил
мне отец мой Иона митрополит, что ваши люди ездят в митрополичьи села по
праздникам, по пирам и по братчинам незваные и на этих пирах  происходят
душегубства, воровства и других лихих дел много. И я, князь великий, дал
митрополиту грамоту, что в его села по праздникам, пирам и братчинам ни-
кому незваным не ездить". Чем далее к  северо-востоку,  тем  нравы  были
грубее: из послания митрополита Ионы к вятскому духовенству узнаем,  что
в Вятке некоторые брали по пяти, шести, семи и даже  по  десяти  жен,  а
священники их благословляли и приношения от них принимали в церковь; не-
которые жили с женами вовсе без венчания, иные,  постригшись  в  монахи,
расстригались и женились.
   Мы видели, что митрополит уговаривал  новгородцев  воздерживаться  от
суеверий; в 1357 году они утвердились между собою  крестным  целованием,
чтоб играния бесовского не любить и бочек не бить. Но борьбы, кончавшие-
ся иногда убийством, продолжались повсюду: так, в 1390 году в Коломне на
игрушке был убит Осей, сын кормильца, или дядьки, великого князя Василия
Димитриевича.
   Невыгодное мнение о безопасности общественной мы получаем из летопис-
ных известий об ушкуйничестве; известий о  разбоях,  производимых  не  в
столь обширных размерах, мы не находим в летописях, но находим в  житиях
святых. Относительно состояния общества любопытны приведенные нами  выше
известия - о судьбе митрополичьего десятильника, погибшего в  Вышгороде,
и о Луке Можайском, который, разбогатев, не сдерживался  уже  ничем  при
удовлетворении своих желаний.
   Грубость нравов и приведенные причины этой грубости должны  были  за-
держать также и литературное развитие. Мы не встречаем нигде известий об
образованности князей и вельмож: о Димитрии Донском прямо говорится, что
он не был хорошо изучен книгами; о Василии Темном говорится, что он  был
ни книжен, ни грамотен, учились по-прежнему у лиц духовного звания; так,
в житии св. Ионы новгородского говорится, что он  учился  у  дьякона  со
множеством других детей. Хотя Исидор и отзывался  о  русских  епископах,
что они некнижны, однако мы должны принимать  этот  отзыв  относительно:
грамотность сохранялась в сословии духовном;  книги  не  могли  утратить
своего значения как вместилища религиозных сокровищ; учение  книжное  не
могло не оставаться желанною целию для лучших людей, как  сообщавшее  им
познание вещей божественных, дававшее  средства  к  религиозному  совер-
шенствованию. Книга, следовательно, продолжала считаться сокровищем;  во
время Тохтамышевой осады в Москву со всех сторон снесено было  множество
книг; книги усердно переписывались иноками, переводились  с  греческого,
составлялись сборники; вместе с книгами духовного содержания переписыва-
лись и летописи; не одно врожденное человеку любопытство  и  уважение  к
делам предков давали значение летописям; они употреблялись  как  доказа-
тельства в княжеских спорах: мы видели, что князь Юрий Димитриевич дока-
зывал права свои на старшинство летописями. Обычай записывать  современ-
ные события также не прекратился; известия о событиях важных, возбуждав-
ших особенное внимание и сочувствие, записывались с  разными  прибавками
молвы стоустой, украшались по мере сил и знаний.
   Епископы продолжали говорить поучения народу  в  церкви:  о  Кирилле,
епископе ростовском, говорится, что народ из окрестных городов  стекался
слушать его учение от св. книг, и автор этого известия говорит  о  себе,
что он, стоя в церкви в некотором узком и  уединенном  месте,  записывал
слова проповедника. О владимирском епископе Серапионе и тверском Симеоне
говорится, что они были учительны и сильны в книгах божественного  писа-
ния. Под 1382 годом летописец говорит  о  кончине  нижегородского  инока

Страницы: «« « 418   419   420   421   422   423   424   425   426  427   428   429   430   431   432   433   434   435   436  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Соловьев С.М., История России с древнейших времен