Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Соловьев С.М. - История России с древнейших времен

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 931
Размер файла: 6952 Кб
Страницы: «« « 416   417   418   419   420   421   422   423   424  425   426   427   428   429   430   431   432   433   434  » »»

   При заключении мира князья Северо-Восточной Руси договариваются возв-
ратить всех пленных и все пограбленное во  время  войны,  с  поручителей
свести поруку, с давших присягу свести крестное целование,  все  пограб-
ленное отдается по исправе; если  же  не  будет  исправы,  то  требующие
возьмут по крестному целованью; не возвращается съестное и то, что взято
у неприятеля во время боя. Если в продолжение войны в отнятой у  неприя-
теля земле отнявший князь сажал своих волостелей, то по заключении  мира
обязывался исследовать их поведение - и что взято право, то взять, а что
взято криво, то по исправе отдать. Иногда встречаем условие, что  князья
обязываются отыскать, выкупить и возвратить даже  тех  пленных,  которые
были запроданы за границу; иногда князья уговариваются не требовать друг
с друга ничего взятого во время войны, кроме людей, и тех без взятого  у
них имущества: "Что взято в наше размирье, тому всему погреб", или "тому
всему дерть на обе стороны". В  случаях  столкновения  между  подданными
двух княжеств был общий суд: "Между нами судить суд общий людям  старей-
шим"; если общие судьи не смогут решить дела, то должны передать его  на
решение третьего: на кого третий помолвит, виноватый перед правым покло-
нится и взятое отдаст; чьи же судьи на третий не поедут  или  обвиненный
третьим не захочет исполнить приговора, то  правый  может  силою  отнять
свое, и это не должно считаться нарушением мира; об общем  и  третейском
суде обычное выражение: "Обидному суд без перевода, а судьям нашим  тре-
тий вольный; в суд общий нам (князьям) не  вступаться;  судьям  садиться
судить, поцеловавши крест, что им судить вправду, по  присяге".  Иногда,
впрочем, третий обозначается именно на лице; иногда условливаются:  "Кто
хочет, тот назовет три князя христианских, и  из  этих  одного  выбирает
тот, на ком ищут" или: "Если судьи наши не смогут решить дела, то зовут-
ся на третий, берут себе третьего из моих бояр великокняжеских, двух бо-
яр, и из твоих большого боярина одного; третьего назовет тот, кто  ищет,
а тот берет, на ком ищут; если же не выберут себе третьего из этих троих
бояр, то я им третий, князь великий: пусть придут перед меня, я им  велю
выбирать из тех же троих бояр, и если не захочет тот, на ком ищут, то  я
его обвиню". Относительно суда встречаем  еще  следующий  уговор:  "Если
случится разбой, или наезд, или воровство из твоей отчины на моих  людей
великокняжеских, то суда общего не ждать, отослать нам своих судей и ве-
леть дать управу без перевода; если же ты не дашь мне управы  или  судьи
твои судом переведут, то я свое отниму, и это не будет считаться наруше-
нием мира". Понятно, что условия  изменялись  вследствие  обстоятельств,
при которых заключался договор, вследствие того, между  какими  князьями
он заключался.
   Князья условливались вывода и рубежа не замышлять, а кто замыслит ру-
беж, то рубежника выдавать по исследовании дела: выдавать также но  исс-
ледовании дела холопа, рабу, поручника, должника, вора, разбойника,  ду-
шегубца; кто приедет из одного княжества в другое за холопом или должни-
ком, поймает его сам без пристава, но поставит перед князем, наместником
или волостелем, тот не виноват; но если выведет из волости и  перед  во-
лостелем не поставит, будет виноват; если холоп станет с  кем  тягаться,
но поруки по себе не представит, то холопа обвинить и выдать  господарю,
причем обыкновенно определяется, сколько платить пошлины за одного холо-
па и за целую семью; определяются также и все  другие  судные  издержки,
которые обязан платить истец; если же холоп или раба не станут тягаться,
то пошлин нет. Если по должнике не будет поруки, то его обвинить.  Вора,
разбойника, грабежника душегубца судить там, где поймают, если же станет
проситься на извод, то пускать. Новгородцы договорились  с  Тверью,  что
если из новгородских волостей явится обвинение  на  тверского  вора  или
разбойника и тверичи скажут, что такого у них нет, то пусть его не будет
и после в Тверских волостях; если же явится в них, то выдать его без су-
да.
   На северо-востоке мы встречаем известие об убиении посла,  отправлен-
ного от одного князя к другому. Встречаем известие об убийстве татарских
послов в Нижнем; в 1414 году немцы убили псковского посла в  Нейгаузене,
псковичи убили дерптского. Мы видели, что в войнах псковичей с литовцами
был обычай отдавать пленных на поруки.
   На юго-западе под 1229 годом встречаем замечательное известие об  ус-
ловии, заключенном между Конрадом мазовецким и Даниилом  галицким:  если
когда-нибудь начнется между ними война, то полякам  не  воевать  русской
челяди, а русским - польской. Потом и здесь встречаем также  известие  о
возвращении пленных после войны. В договоре Василия  Темного  с  королем
Казимиром находим условие: "А которые люди с которых мест  вышли  добро-
вольно, ино тым людем вольным воля, где хотят, тут живут".  В  договорах
великих князей литовских с Новгородом и Псковом встречаем условие:  если
великий князь захочет начать войну с Новгородом или Псковом,  то  обязан
прислать разметные грамоты и может начать войну только спустя месяц пос-
ле этой присылки. Витовт, которого по справедливости  русский  летописец
называет неверником правде, чтоб напасть врасплох на псковичей, послал в
1406 году разметную грамоту не во Псков, а в Новгород под предлогом ста-
рой зависимости первого от последнего, а сам  вступил  в  Псковскую  об-
ласть. Для предотвращения впредь подобного коварства псковичи,  заключая
договор с Казимиром, обязали его в  случае  разрыва  отсылать  разметную
грамоту не в Москву и не в Новгород, но положить ее во Пскове. Новгород-
цы, заключая договор с тем же  Казимиром,  условились,  чтобы  литовские
послы по Новгородской волости подвод не брали, а новгородские -  по  Ли-
товской. Но как видно, между Москвою и Литвою не  было  условий  относи-
тельно подданных одного государства, находившихся в областях другого  во
время разрыва между ними, ибо под 1406 годом находим известие,  что  при
разрыве Витовта с Василием Димитриевичем в Литве перебили москвичей.
   Что касается нравственного состояния вообще  на  Руси  в  описываемое
время, то мы уже заметили и в предыдущем периоде, что чем далее на  вос-
ток, тем нравы становятся жестче. Понятно, что удаление славянских пере-
селенцев в пустыни Северо-Восточной Европы, удаление от  других  народов
христианских, стоявших с ними на одинакой степени  гражданственности,  и
вступление в постоянное сообщество только с народами, стоявшими на  низ-
шей степени не могли действовать благоприятно на нравы  этих  переселен-
цев; понятно, если последние не только остановились в этом отношении, но
даже пошли назад; не забудем здесь и влияния самой  природы,  о  котором
была уже речь прежде. Но кроме этих собственно географических причин бы-
ли еще другие, исторические, которые не могли  способствовать  смягчению
нравов. Одна географическая отдаленность главной сцены действия не могла
надолго отнять у русских людей возможность сообщения с  другими  христи-
анскими народами: мы видим, что когда Северо-Восточная Русь образовалась
в одно сильное государство, то начиная со второй половины  XV  века  уже

Страницы: «« « 416   417   418   419   420   421   422   423   424  425   426   427   428   429   430   431   432   433   434  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Соловьев С.М., История России с древнейших времен