Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Соловьев С.М. - История России с древнейших времен

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 931
Размер файла: 6952 Кб
Страницы: «« « 424   425   426   427   428   429   430   431   432  433   434   435   436   437   438   439   440   441   442  » »»

ликом князе Дмитрее Ивановиче и о брате его князе Владимире  Андреевиче,
яко победили супостата своего царя Мамая, написанное явно по  подражанию
древнему южнорусскому произведению, Слову о полку Игореве.  Автор  этого
"Слова о Димитрии" говорит, что он написал жалость  и  похвалу  великому
князю Димитрию Иоанновичу и брату его, чем выражает взгляд современников
на Куликовскую битву, представлявшуюся им,  с  одной  стороны,  событием
славным, с другой - бедственным вследствие  страшного  урона  убитыми  с
русской стороны. В кратком сказании вовсе не говорится о поражении русс-
ких полков вначале; по его словам, битва происходила с одинаким  успехом
для той и другой стороны: "Много руси биено от татар, и от руси татар, и
паде труп на трупе, а инде видети русин за татарином гонится, а  татарин
русина състигаше. Мнози же небывальцы москвичи устрашишаяся и живота от-
чаяшися, а иные сыны агарины на побег возвратишася от клича  великаго  и
зря злаго убийства". После этого автор извещает о  поражении  татар,  не
приводя никакой земной причины, склонившей победу  на  сторону  русских,
указывая только на одну небесную помощь: "По сих же в 9 час дни,  призре
господь милостивыма очима на великаго князя Димитрия Ивановича и на  все
князи русьскыя, и на крепкия воеводы и на вся христпяны, и не устрашиша-
ся християне, дерзнуща яко велиции ратници. Видеша вернии, яко в  9  час
биющеся, ангели помогающе християном, и св. мученик полкы, и воина вели-
кого Христова Георгия, и славнаго Димитрия, и великых князей  тезоимени-
тых Бориса и Глеба, в них же бе воевода свершеннаго полка  небесных  сил
великый архистратиг Михаил: видеша погании полци двои  воеводы,  тресол-
нечныя полкы и пламенныя их стрелы, яже идуть на них; безбожнии же тата-
рове от страха божия и от оружия христианьского падаху. Взнесе бог  дес-
ницею великаго князя Димитрия Ивановича на победу иноплеменник.  Безбож-
ный же Мамай со страхом встрепетав" и проч. В пространном сказании гово-
рится, что татары везде одолели; но что тут  внезапный  удар  из  засады
свежих сил под начальством князя Владимира Андреевича и воеводы  Волынс-
кого решил дело в пользу русских. Наконец, в  третьем,  по  преимуществу
поэтическом слове говорится также о поражении русских вначале, почему  и
первая часть сочинения является как жалость: "На том поле  сильныи  тучи
ступишася, а из них часто сияли молыньи и загремели громы велицыи; то ти
ступишася русские удальцы с погаными татарами за свою великую обиду, а в
них сияли сильные доспехи злаченые, а гремели князи русские  мечьми  бу-
латными о шеломы хиновские. А билися из утра до полудни в суботу на  Ро-
жество св. богородицы. Не тури возгремели у Дунаю великаго на поле Кули-
кове, и не тури побеждении у Дунаю великаго; но посечени князи руские  и
бояры и воеводы великаго князя Димитрея Ивановича, побеждены князи бело-
зерстии от поганых татар, Феодор Семенович, да Семен Михайлович, да  Ти-
мофей Валуевич, да Андрей Серкиаович, да и Михайло Иванович и иная  мно-
гая дружина Пересвета чернца, брянскаго боярина, на суженое место приве-
ли. Восплакашася все княгини и боярыни и вси воеводские жены  о  избиен-
ных..." После этого плача жен автор переходит к  похвале,  к  победе,  и
здесь, полусогласно с пространным сказанием, выставляет князя  Владимира
Андреевича, который увещевает брата, великого князя, наступить на татар,
тот двигается - и победа одержана: "Того же дни в суботу на Рожество св.
богородицы иссекша христиана поганые полки на  поле  Куликове,  на  реке
Напряде; и нюкнув князь великый Владимир Андреевич гораздо, и скакаше  в
полцех поганых в татарских, а злаченным тым шеломом посвечивает, а  ска-
каше со всем своим войским, и загремели мечьми булатными  о  шеломы  хи-
новские. И восхвалит брата своего  великаго  князя  Димитрея  Ивановича:
свои полки понужай... уже бо поганые татары поля  поступают,  а  храбрую
дружину у нас потеряли, а в трупи человечьи борзи кони не могут скочити,
а в крови по колена бродят, а  уже  бо,  брате,  жалостно  видети  кровь
крестьянская. И кн. вел. Димитрей Иванович рече своим боярам: братия бо-
яра и воеводы и дети боярские! то ти ваши московские сладкие меды и  ве-
ликие места, туто добудете себе места и своим женам, туто, брате,  стару
помолодеть, а молодому чести добыть. И рече кн. вел. Димитрей  Иванович:
Господи боже мой! на тя уповах да не постыжуся в век, ни да  посмиютмися
враги моя; и помолися богу и пречистой его матери и всем святым  его,  и
прослезися горько, и утер слезы. И тогда аки соколы  борзо  полетели.  И
поскакивает князь вел. Димитрей Иванович" и проч.
   Таковы источники, которыми должен пользоваться историк  при  описании
Куликовской битвы. В какое время составились эти сказания, мы не  знаем;
на одном списке пространного сказания означено, что оно  составлено  ря-
занцем, иереем Софронием: в одной летописи он назван Софонием  рязанцем,
брянским боярином; автор поэтического слова поминает рязанца Софония как
своего предшественника в сочинении похвал великого князя Димитрия.
   Нашествие Тохтамыша на Москву послужило также предметом особого  ска-
зания: "О Московском  взятии  от  царя  Тактамыша  и  о  пленении  земля
Руськыя". Это сказание носит такой же характер, как и краткое сказание о
Куликовской битве, но отличается от него  большею  простотою  и  обстоя-
тельностию рассказа. Известия о Тамерлановом нашествии вошли в  "Повесть
преславнаго чудеси от иконы пречистыя богородицы, еже нарицается  влади-
мирская". Здесь говорится о Тамерлане, что он  родился  между  заяицкими
татарами, в Самаркандской стране, был простой, бедный человек,  ремеслом
кузнец, нравом хищник, ябедник и вор. В молодости украл он овцу,  хозяин
которой переломил ему за это ногу и бедро; но Тамерлан оковал себе  ногу
железом, отчего и был прозван Железным Хромцом, Темир-Аксаком. К  выходу
из русских владений побудил его сон, в котором явилась  ему  на  воздухе
жена в багряных ризах, воспрещавшая ему идти  далее  на  Русскую  землю.
Особое сказание о битве русских под Рязанью с татарами внесено  в  лето-
пись под заглавием Повести о Мустафе царевиче. Битва на Ворскле послужи-
ла предметом также особого сказания.
   Если столкновения с татарами вообще и битва Куликовская в особенности
возбуждали сильное внимание народа, вследствие чего являлись разного ро-
да сказания об них, то неудивительно,  что  жизнь  того  князя,  который
впервые вывел русские полки против татар и победил, стала предметом  ук-
рашенного сказания. В этом сказании О житии и преставлении великаго кня-
зя Димитрия Ивановича, царя русьскаго мы не должны искать подробных  из-
вестий о подвигах Донского; сказание это есть  не  иное  что,  как  пох-
вальное слово, касающееся почти исключительно нравственной стороны.  Ав-
тор начинает с происхождения своего героя, потом говорит о его  душевных
качествах, которыми он отличался в молодости,  когда  принял  правление:
"Еще же млад сый возрастом, и о духовных прилежа  делесех,  и  пустотных
бесед не творяше, и срамных грагол не любляше, злонравных человек отвра-
щашеся, а с благыми всегда беседоваше, божественных  писаний  всегда  со
умилением послушаше, о церквах божиих велми печашеся,  а  стражбу  земли
Русьскыя мужеством своим держаше, злобою отроча обреташеся, а умом свер-

Страницы: «« « 424   425   426   427   428   429   430   431   432  433   434   435   436   437   438   439   440   441   442  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Соловьев С.М., История России с древнейших времен