Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Соловьев С.М. - История России с древнейших времен

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 931
Размер файла: 6952 Кб
Страницы: «« « 420   421   422   423   424   425   426   427   428  429   430   431   432   433   434   435   436   437   438  » »»

преминуша, смотрение и се некое божие мню и святаго дарованя, яко  да  и
мы малу мзду приимем, ако же вдовица она, принесшая две медницы, тако  и
аз убо многими деньми томим и привлачим любовию ко истинному пастуху,  и
хотящю ми убо малое некое похваление святителю принести, но свою  немощь
смотряющу недостижну ко онаго вечествию и удерживахся, паки же до  конца
оставити и обленитись тяжчайше вмених". Митрополит Феодосий описал чудо,
бывшее у гроба св. Алексия; он начинает свой труд так: "Светло нам днесь
позорище и чюдно торжество,  и  просвещено  и  собрано,  днесь  радостен
праздник и чудеси исполнен, праздник душевному  спасению  потреба  есть,
иже всякаго ума и слова превосходит... Како ли кто  может  по  достоянию
доблести твоя похвалити и многа чюдеса, ими же тя бог прославил? слышана
же бысть чудес твоих пучина, отовсюду к тебе  различных  родов  человеци
верою влекоми течаху, якоже елени на источники водныя во время  распале-
ния, насладитися твоих дарований; ты  бо  душевная  и  телесная  чувства
светло просвещаеши, имеют бо в душах своих слово, от сущия к тебе благо-
дати даемое любезно. Аз смиренный, видя таковая, велми удивихся, надеющу
же ми ся помощи святаго, и еже ми к нему веры и  любви  боязни,  дерзнух
простерти смиреного ми телесе руку и омочих мою трость в светящееся сми-
рение, и дерзнул положити начало, еже написати великое и преславное  чу-
до". Встречается слово похвальное св. верховным апостолам Петру и  Павлу
- творение Феодосия, архиепископа всея Руси.
   Из других писателей житий святых  известен  троицкий  монах  Епифаний
Премудрый, написавший службу, житие и чудеса св. Сергия и  Никона  Радо-
нежских, также житие Стефана Пермского. "Был ли Епифаний на  Афоне  и  в
других православных центрах просвещения или нет,- но он был хорошо  зна-
ком с современной ему русской книжностью и в совершенстве усвоил  приемы
образцовых произведений церковного витийства на славянском языке,  пере-
водных или оригинальных, которые стали размножаться в  русской  письмен-
ности с его времени. По житию Стефана можно составить значительный  лек-
сикон тех искусственных, чуждых русскому языку по своему грамматическому
образованию слов, которые вносила в книжный язык древней  Руси  южносла-
вянская письменность. Риторические фигуры  и  всевозможные  амплификации
рассеяны в житии с утомительным изобилием; автор не любит рассказывать и
размышлять просто, но облекает часто одну и ту же мысль в несколько тав-
тологических оборотов; для характеристики святого он  набирает  в  одном
месте 20, в другом 25 эпитетов, и почти все они разные... Вообще  Епифа-
ний в своем творении больше проповедник, чем биограф, и в смешении жития
с церковным панегириком идет гораздо дальше Киприана. Исторический расс-
каз о Стефане в потоке авторского витийства является  скудными  отрывка-
ми". Чтобы объяснить себе такой характер житий, надобно  вникнуть  в  их
происхождение, в побуждения, которые заставляли писать  их.  Религиозное
чувство требовало отнестись к святому с молитвою  и  прославлением,  что
выражалось в службе святому: из жизни святого  выбирались  именно  такие
черты, которые особенно возбуждали умиление, религиозное чувство, служи-
ли к прославлению угодника божия.  Церковная  песнь,  канон,  похвальное
слово - вот первоначальная, естественная и необходимая форма известий  о
жизни святого, и позднейшие жития должны  были  слагаться  под  влиянием
этой формы, тем более что и в их составителях действовало то же побужде-
ние, то же желание прославить святого, принести ему "малое некое  похва-
ление". Поэтому в житиях святых мы и не можем найти много  черт  быта  и
важных теперь для нас указаний исторических. Тем менее можем  мы  искать
этого в сочинениях писателя пришлого, для которого обстановка  тогдашней
русской жизни была чуждою, в сочинениях знаменитого книжника Пахомия Ло-
гофета, родом серба, который, живя то в Троицком монастыре, то в  Новго-
роде, писал жития святых, похвальные слова и  каноны  по  поручению  на-
чальства. Искусством в книжном сложении славился также митрополичий дьяк
Родион Кожух, из сочинений которого дошли до нас  сказание  о  чуде  св.
Варлаама и сказание о трусе, бывшем в 1460 году. Вот  образец  Родионова
искусства: "Прежде взыде под небесы туча на облацех и  всем  зрети,  яко
обычно, шествоваше воздухе носимо, и тако поиде от юга совокупляяся  об-
лакы по аэру воздуха парящаго, по пророческому словеси: сбирая яко в мех
воды морския и полагая в скровищах бездны; и тако поиде к  востоку  сол-
нечному на облацех, и яко уже совокупи в свое величество, исполнены  во-
доточнаго естества, и так распространися надо многими месты, и бысть ви-
дением туча грозна и велика велми".
   И в описываемое время сохранился обычай странствовать ко  св.  местам
цареградским, афонским, палестинским. Так, дошло до нас описание  Царег-
рада, сочиненное Стефаном новгородцем в половине XIV века. Вот цель  пу-
тешествия Стефанова, как он сам определяет ее в начале своего  описания:
"Аз грешный Стефан из Великаго Новгорода с своими други осмью  приидохом
и Царьград поклонитися святым местам, и целовати телеса святых, и  поми-
ловани быхом от св. Софии премудрости божией". Любопытно видеть, как чу-
деса искусства и прочность камня поражали  русских  людей,  привыкших  к
своим бедным и непрочным зданиям: статуя Юстинианова  показалась  нашему
новгородцу вельми чудна, "аки жив, грозно видети его... Суть же много  и
иниих столпов по граду стоят, от камени мрамора, много же на них писания
от верха и до долу, писано рытиею великою. Много бо есть дивитися  и  ум
сказати не может: како бо толико лет камня того ничто не имет?".  Видим,
что русские путешественники  пользовались  в  Константинополе  особенным
вниманием со стороны правительства, гражданского и церковного: так,  ца-
рев боярин, видя, что новгородцы стиснуты в толпе и не могут  пробраться
к страстям господним, очистил  им  дорогу;  патриарх,  увидевши  русских
странников, подозвал их к себе, благословил и разговаривал с ними,  "по-
неже бо вельми любит Русь. О великое чудо! Колико смирение бысть ему, иж
беседова с странники ны грешнии; не наш бо обычай имеет".  Описывая  мо-
настырь Студийский, Стефан говорит, что из этого монастыря в Русь  посы-
лали много книг: уставы, триоди. Обходя другие монастыри, Стефан  встре-
тил двоих своих новгородцев, Ивана и Добрилу, которые жили в  Константи-
нополе, занимаясь списыванием церковных книг в Студийском монастыре.
   Троицкий монах Зосима, странствовавший по святым местам в 1420  году,
так говорит о побуждениях, заставивших его описать свое хождение: "Поне-
же глаголет писание: тайну бо цареву хранити добро есть,  а  дела  божия
проповедати преславно есть: да еже бо не хранити царевы тайны неправедно
и блазнено есть, а еже бо молчати дела божия,  ино  беду  наносить  душе
своей. Убо и аз боюся дела божия таити, воспоминая муку раба онаго,  иже
приимше талант господень и в земле скрывый... Буди же се написание  всем
нам причащающимся благословение от бога и святаго  гроба,  и  от  святых
мест сих; мзду бо много равну приимут с ходящими до св. града Иерусалима
и видевшими святые сии места. Блажени бо видевше и веровавше;  треблаже-
нии бо не видевше и веровавше... Но бога ради, братие и отцы и  господие

Страницы: «« « 420   421   422   423   424   425   426   427   428  429   430   431   432   433   434   435   436   437   438  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Соловьев С.М., История России с древнейших времен