Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Соловьев С.М. - История России с древнейших времен

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 931
Размер файла: 6952 Кб
Страницы: «« « 419   420   421   422   423   424   425   426   427  428   429   430   431   432   433   434   435   436   437  » »»

Павла Высокого, который был очень книжен и большой  философ;  слово  его
было солью божественною растворено. До нас дошло несколько слов, или по-
учений, от описываемого времени. Дошло слово на собор архистратига Миха-
ила, приписываемое митрополиту Кириллу: проповедник говорит о сотворении
небесных сил, их занятии, о падении сатаны, о сущности  души  человечес-
кой, о падении первого человека, излагается кратко история Ветхого и Но-
вого завета, после чего проповедник обращается опять к ангелам, описыва-
ет служение ангелов-хранителей, говорит о том, что ожидает душу человека
по разлучении с телом, описываются так называемые мытарства, в числе ко-
торых помещены срамословие и иные бесстыдные  слова,  пляски  на  пирах,
свадьбах, вечерях, игрищах, на  улицах,  басни,  всякие  позорные  игры,
плескание ручное, скакание ногами, вера во встречу, чох, полаз и  птичий
грай, ворожбу. Затем следует наставление духовенству. "Если вы сохраните
все эти завещания,- говорит проповедник,- то бога  возвеселите,  ангелов
удивите, молитва ваша услышана будет от бога, земля наша  облегчится  от
иноверного ига бесерменского, милость божия на все страны Русской  земли
умножится, пагубы и порчи плодам и скотам перестанут, гнев божий утолит-
ся, народы всей Русской земли в тишине и безмолвии поживут и милость бо-
жию получат в нынешнем веке, особенно же в будущем".  В  конце  поучения
замечательны для нас следующие слова: "Уже, видимо, кончина мира прибли-
зилась, и урок житию нашему приспел, и лета сокращаются, сбылось уже все
сказанное господом: восстанет бо язык на язык... Говорят,  что  по  про-
шествии семи тысяч лет пришествие Христово будет".
   Современником Кирилла был Серапион, епископ владимирский, отзыв о ко-
тором мы привели уже выше. Серапион был поставлен в епископы  митрополи-
том Кириллом из архимандритов киевского Печерского  монастыря,  следова-
тельно, происходил из Южной Руси. Серапион в своих словах также призыва-
ет к покаянию, указывая на страшные бедствия,  тяготеющие  над  Русью  и
возвещающие последнее время. Особенно замечательно из слов его  то,  где
он вооружается против упомянутой выше привычки приписывать  общественные
бедствия ведьмам и губить их за это: "Я было короткое время порадовался,
дети, видя вашу любовь и послушание к нашей худости; я стал было думать,
что вы уже утвердились и с радостию принимаете божественное писание.  Но
вы все еще держитесь поганского обычая, волхвованию веруете и  сожигаете
невинных людей. Если кто из вас и сам не бил их, но был в сонме с други-
ми в одной мысли, и тот такой же убийца, ибо если кто мог помочь  да  не
помог, все равно что сам велел убивать. В каких книгах, в каких писаниях
вы слышали, что голода бывают на земле от волхвования и, наоборот, волх-
вованием же хлеб умножается? Если вы этому верите, то зачем же вы  пожи-
гаете волхвов? Умоляйте, почитайте их, дары им приносите, чтоб устроива-
ли мир, дождь ниспускали, тепло приводили, земле велели  быть  плодонос-
ною. Теперь вот уже три года хлеб не родится не только на Руси, но  и  в
латинских землях; что ж? все это волхвы наделали?  Чародеи  и  чародейки
действуют силою бесовскою над теми, кто их боится, а  кто  веру  твердую
держит к богу, над тем они не имеют власти.  Скорблю  о  вашем  безумии;
умоляю вас: отступите от дел поганских. Если хотите  очистить  город  от
беззаконных людей, то очищайте, как  царь  Давид  очищал  Иерусалим:  он
страхом божиим судил, духом святым прозревал.  А  вы  как  осуждаете  на
смерть, будучи сами исполнены страстей? - один губит по  вражде,  другой
хочет прибытка, а иному безумному хочется только побить да пограбить,  а
за что бьет и грабит, того сам не знает. Правила божественные повелевают
осуждать человека на смерть по выслушании многих свидетелей; а вы в сви-
детели поставили воду, говорите: если начнет тонуть - невинна,  если  же
поплывет, то - ведьма. Но разве дьявол, видя ваше  маловерие,  не  может
поддержать ее, чтоб не тонула, и тем ввести вас  в  душегубство?  Свиде-
тельство человека отвергаете, а идете к бездушному естеству, к воде,  за
свидетельством!"
   Дошли до нас поучения митрополитов  Петра,  Алексия,  Фотия.  Литовс-
ко-русский митрополит Григорий Цамблак, изученный, по словам  летописей,
книжной мудрости, оставил много проповедей. Мы должны обратить  внимание
на поучение новгородского владыки Симеона псковичам, ибо в нем  высказы-
ваются отношения новгородских владык к их пастве: "Благородные и христо-
любивые честные мужи псковичи! сами знаете, что кто честь воздает своему
святителю, то честь эта самому Христу приходит и воздающий принимает  от
него мзду сторицею. И вы, дети, честь воздавайте своему святителю и  от-
цам своим духовным со всяким пекорением и любовию, не пытая от них ниче-
го и не говоря вопреки ничего; но смотрите сами на себя, укоряйте и  су-
дите сами себя, плачьтесь о грехах своих, не похищайте чужого, не радуй-
тесь бедам братии своей; не мудрствуйте о себе и  не  гордитесь,  но  со
смирением повинуйтесь отцам своим духовным. Церковь божию не обижайте, в
дела церковные не вступайтесь, не вступайтесь в земли и воды, в  суды  и
печать и во все пошлины церковные, потому что всякому надобно гнева  бо-
жия бояться, милость его призывать, о грехах своих плакаться и чужого не
брать". К описываемому времени можно отнести  окончательное  составление
краткого домостроя, который в некоторых сборниках  называется  "Поучение
владыки Матфея сарайского к детям моим". Это сочинение замечательно тем,
что в нем три раза преподается наставление хорошо обращаться  с  прислу-
гою. Сначала говорится: "Не морите их голодом и паче того, ибо  это  до-
машние нищие: нищий выпросит себе в другом месте, а прислуга в одни твои
руки смотрит". Потом снова наставление: "Челядь свою  милуйте  и  учите,
старых на свободу отпускайте, молодых  на  добро  учите".  В  заключение
опять наставление: "Челядь свою кормите. Холопа или рабу твою  убьют  на
воровстве - тебе отвечать за их кровь". Тут же советуется не щадить жез-
ла на непослушных рабов, но не давать, однако, более 30 ран.
   От митрополитов Киприана и Фотия дошли до нас прощальные грамоты.  За
четыре дня до преставления своего митрополит Киприан написал грамоту, по
выражению летописца, незнаему и страннолепну, в которой  всех  прощал  и
благословлял и сам требовал от всех прощения и благословения с  приказа-
нием прочесть эту грамоту во всеуслышание, когда тело его  будут  класть
во гроб, что и было  исполнено.  Фотиева  грамота  подобна  Киприановой,
только более распространена в начале, там, где митрополит говорит о сво-
их трудах и печалях, и в конце, где говорится о церковных имуществах.
   Митрополит Киприан написал житие предшественника своего,  св.  Петра.
Вот образец слога Киприанова: "Праведницы вовеки  живут,  и  от  господа
мзда их, и строение их от вышнего, и праведник аще постигнет скончатися,
в покое будет, и похваляему праведнику возвеселятся людие занеже правед-
ным подобает похвала. От сих убо един есть, иже и ныне нами  похваляемый
священноначальник, и аще убо никто же доволен ныне есть  похвалили  дос-
тойно его по достоинству, но паки неправедно рассудих, таковаго святите-
ля венец не украшен некако оставити, аще и прежде нас бывшии  самохотием

Страницы: «« « 419   420   421   422   423   424   425   426   427  428   429   430   431   432   433   434   435   436   437  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Соловьев С.М., История России с древнейших времен