Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Соловьев С.М. - История России с древнейших времен

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 931
Размер файла: 6952 Кб
Страницы: «« « 423   424   425   426   427   428   429   430   431  432   433   434   435   436   437   438   439   440   441  » »»

наделали?" Пленники отвечали: "Мы веры христианской, рабы великого князя
Георгия Игоревича, из полку Ипатия Коловрата,  посланы  от  князя  Игоря
Игоревича рязанского тебя, сильного царя, почтить и честно проводить; не
сердись, государь, что не успеваем чаш наливать на великую силу  татарс-
кую". Батый подивился ответу их мудрому и послал шурина  своего  Таврула
на Ипатия с полками сильными. Таврул похвалился, что приведет Ипатия жи-
вого, но вместо того сам был рассечен пополам Ипатием. Тогда татары  на-
вели на этого крепкого исполина множество саней с нарядом (?) и тут едва
одолели. Когда труп Ипатия принесли к Батыю, то хан  сказал:  "Ну,  брат
Ипатий! Гораздо ты меня потчевал, с малой дружиною многих богатырей  по-
бил; если бы ты у меня такую службу служил, то держал бы я  тебя  против
своего сердца". Князь Игорь Игоревич был в это время в Чернигове, у  та-
мошнего князя Михаила Всеволодовича. Возвратясь в родную землю, он начал
хоронить трупы и так плакал над побитою братьею: "Возопи горьким гласом,
вельми ревыи, слезы от очию изпущающи яко струю силну, утробою располаю-
щи, в перси руками бьющи и гласом же яко труба рати поведающим, яко  ор-
гань сладко вещающе. И рече сице: почто не промолвыте ко мне цвете  мои,
и прекраснии виногради мои многоплоднии уже не подасте сладость души мо-
ея; кому приказываете мя, солнце мое драгое рано  заходящиа,  месяц  мои
краснои скоропогибшии, звезды восточны, почто рано зашли есте" и проч.
   Составилось сказание и о смерти Батыя. Батый вошел в Венгрию и осадил
город Варадин, стоящий среди земли Венгерской; около этого  города  мало
простых деревьев, но все деревья виноградные. Среди города  стоял  столп
высокий каменный, на столпе укрывался король Власлав, или Владислав, ко-
роль венграм, чехам, и немцам, и всему Поморью.  Были  венгры  прежде  в
православии, потому что приняли крещение от греков; но не успели на сво-
ем языке грамоты сложить, и соседние римляне  присоединили  их  к  своей
ереси. И король Владислав повиновался римской церкви до тех пор, пока не
пришел к нему св. Савва, архиепископ сербский,  который  обратил  его  к
греческому закону; но Владислав  исповедовал  этот  закон  тайно,  боясь
восстания от венгров. И вот, когда Батый осадил  Варадин,  Владислав  не
пил, не ел, все молил Христа бога, да преложит гнев на милость.  Однажды
он увидел со столпа, что сестра его бежала к нему в город, но  была  пе-
рехвачена татарами и отведена к Батыю. С тех  пор  Владислав  начал  еще
усерднее молиться: слезы текли из глаз его, как быстрины речные, и,  где
падали на мрамор, проходили насквозь, так что и теперь видны скважины на
мраморах. И вот является к нему какой-то человек, светлый и страшный,  и
говорит ему: "Ради слез твоих дает тебе бог победу  над  Батыем;  ступай
сейчас же на него". Вестник исчез; но у башни стоял конь оседланный, ни-
кем не держимый, и на коне секира. Владислав  немедленно  сел  на  коня,
взял секиру в руки и повел дружину свою на стан Батыев, а у Батыя  тогда
было мало войска, потому что все татары его разошлись в загоны. Находив-
шиеся в стане татары побежали пред Владиславом; побежал и  сам  Батый  с
сестрою королевскою, но был настигнут Владиславом, который сам  сразился
с ним. Королевна стала помогать Батыю; тогда Владислав возопил к богу  о
помощи, одолел Батыя и убил его вместе с сестрою своею. Венгры  располо-
жились в стане Батыевом и хватали татар, возвращавшихся из загонов:  до-
бычу отнимали, самих предавали смерти, но кто хотел креститься, тех  ос-
тавляли в живых. И на память последнему роду воздвигнуто было на городо-
вом столпе изваяние: сидит король Владислав на коне, в руке держит секи-
ру, которою убил Батыя и сестру свою. В основе сказания  лежит  истинное
происшествие - поражение татар при осаде Ольмюца чешским воеводою, Ярос-
лавом Штернбергским; и по чешскому поэтическому преданию, от руки  Ярос-
лава погиб в битве сын хана Кублая. Нет сомнения, что сказание это  сос-
тавилось на юге и принесено к нам на север  известным  сербом,  Пахомием
Логофетом.
   Великое событие, которым началось освобождение Северо-Восточной  Руси
от татар, - Куликовская битва не могла остаться без особенного описания.
И действительно, составилось первоначальное сказание, вполне сходное  по
характеру своему со сказанием об Александре Невском, проникнутое религи-
озным чувством, вследствие чего приводятся в  полноте  молитвы,  которые
произносит главное действующее лицо, помещены благочестивые  рассуждения
и восклицания самого писателя; при описании  самого  дела  нет  подозри-
тельных подробностей. В таком виде первоначальное сказание внесено в не-
которые летописи; оно начинается так: "Прииде ордынский  князь  Мамай  с
единомышленники своими, и с всеми прочими князьми ордынскими, и  с  всею
силою татарьскою и половецкою, и еще к тому рати понаимовав,  бесермены,
и армены, и фрязи, черкасы, и ясы, и буртасы; также  с  Мамаем  вкупе  в
единомыслии в единой думе и литовьский Ягайло со всею силою литовьскою и
лятскою, с ним же в одиначестве Олег Иванович, князь рязанский, с  всеми
сими съветники поиде на великаго князя Дмитрея Ивановича и на брата  его
Володимера Андреевича. Но хотя человеколюбивый бог  спасти  и  свободити
род крестьянский, молитвами пречистыя его матере, от  работы  измаилтес-
кия, от поганаго Мамая, и от сонма печестиваго Ягайла, и от велеречиваго
и худаго Олга рязаньскаго, не снабдевшаго своего крестьянства; и приидет
ему день великый господень в суд аду.  Окаянный  же  Мамай  разгордевся,
мнев себе аки царя, начат злый сьвет творити, темныя своя князи  поганыя
звати; и рече им: пойдем на русскаго князя и на всю силу русскую, яко же
при Батыи было, крестьянство потеряем, и церкви божии попалим,  и  кровь
их прольем, и законы их погубим, сего ради нечестивый люте  гневашеся  о
своих друзех и любовницех о князех избьеных на реце на Воже". Вот описа-
ние самой битвы: "Съступишася обои силы великыя на долг  час  вместе,  и
покрыша поле полкы, яко на десяти верст от множества вой: и  бысть  сеча
велика и брань крепка, и трус велик зело, яко от начала миру  не  бывала
сеча такова великым князем русьскым. Биющим же ся им от шестаго часа  до
девятого, и пролияся кровь акы дождевая туча обоих, и крестьян и  татар,
и множество много безчислено падоша трупия мертвых обоих... И рече к се-
бе Мамай: власи наши растерзаются, очи наши не могут огненных слез испу-
щати, языци наши связуются,  гортани  пересыхают,  сердце  раставает,  и
чресла ми протерзаются" и проч.
   Но событие было так велико, так сильно всех занимало, что одним  ска-
занием не могли ограничиться. О подобных событиях обыкновенно обращается
в народе много разных подробностей, верных и неверных; подробности  вер-
ные с течением времени, переходя из уст в уста, искажаются,  перемешива-
ются имена лиц, порядок событий; но так как важность события не уменьша-
ется, то является потребность собрать все эти подробности и составить из
них новое украшенное сказание; при переписывании его вносятся новые под-
робности. Это второго рода сказание отличается от первого преимуществен-
но большими подробностями, вероятными, подозрительными, явно  неверными.
Но до нас дошел еще третий род сказания о Куликовской битве, Слово о ве-

Страницы: «« « 423   424   425   426   427   428   429   430   431  432   433   434   435   436   437   438   439   440   441  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Соловьев С.М., История России с древнейших времен