Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Соловьев С.М. - История России с древнейших времен

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 931
Размер файла: 6952 Кб
Страницы: «« « 417   418   419   420   421   422   423   424   425  426   427   428   429   430   431   432   433   434   435  » »»

является стремление к сообщению с  другими  христианскими  державами;  в
продолжение XVI и XVII веков, несмотря на все препятствия, это  стремле-
ние становится все сильнее и сильнее,  и  наконец  в  XVIII  веке  видим
вступление России в систему европейских государств. Следовательно,  пол-
ное уединение Руси в XIII, XIV и XV веках условливалось не  географичес-
ким только отдалением, но преимущественно тем, что все внимание ее  было
поглощено внутренним, тяжким, болезненным переходом  от  одного  порядка
вещей к другому. Этот-то болезненный переход и действовал неблагоприятно
на нравы.  На  юге  мы  видели  сильные  усобицы;  но  усобицы  эти  шли
вследствие споров за родовые права:  тот  или  другой  князь  становился
старшим, занимал Киев вследствие своего  торжества,-  отношения  к  нему
младших оставались прежние; но и  тут  мы  замечаем  большую  жесткость,
большую неразборчивость средств у тех князей, которые вследствие  разных
обстоятельств были доводимы до крайности, лишались волостей и принуждены
были потом приобретать их и сохранять мечом. На севере же, как мы  виде-
ли, изменилась цель усобиц, должен был измениться и характер их:  князья
показали ясно, что они борются не за старшинство, как прежде, но за  си-
лу, хотят увеличить свои волости,  приобресть  могущество  и  вследствие
этого могущества подчинить себе всех остальных князей, лишить их  владе-
ний. При таком характере борьбы нет речи о правах и обязанностях, каждый
действует по инстинкту самосохранения, а где человек действует только по
инстинкту самосохранения, там не  может  быть  выбора  средств,  сильный
пользуется первым удобным случаем употребить свою силу, слабый прибегает
к хитрости, коварству, взаимное доверие рушится, сильные начинают прибе-
гать к страшным нравственным обязательным средствам в отношении  к  сла-
бым, но и эти средства оказываются недействительными: страшные проклятые
грамоты нарушаются так же легко, как и обыкновенные договоры;  хитрость,
двоедушие слабого получает похвалу, как дело мудрости: летописец  хвалит
князя тверского, который, будучи слабым среди борьбы двух сильных,  умел
извернуться, не прогневал ни князя московского, ни Эдигея. Борьба, дове-
денная до крайности, условливала и средства крайние: сперва  губили  со-
перников в Орде; но здесь могли видеть еще  только  следствия  судебного
приговора, произнесенного высшею властию; когда же князья  стали  управ-
ляться друг с другом независимо  от  всякого  чуждого  влияния  и  когда
борьба, приходя к концу, достигла крайнего ожесточения, является  сперва
ослепление, а потом и смерть насильственная. Обычай, по которому дружин-
ники свободно переходили от одного князя к другому, обычай, много облег-
чивший объединение  Северо-Восточной  Руси,  с  другой  стороны,  вредил
нравственности; поступок Румянца и товарищей его в Нижнем Новгороде, ко-
нечно, не может быть причислен к поступкам нравственным. Насилия со сто-
роны сильных, хитрость, коварство со стороны слабых, недоверчивость, ос-
лабление общественных уз среди всех - вот необходимые  следствия  такого
порядка вещей. Нравы грубели, привычка руководствоваться инстинктом  са-
мосохранения вела к господству всякого рода материальных побуждений  над
нравственными; грубость нравов должна была отражаться на деле, на слове,
на всех движениях человека. В это время имущества  граждан  прятались  в
церквах и монастырях как местах наиболее, хотя  не  всегда,  безопасных;
сокровища нравственные имели нужду также в безопасных убежищах - в  пус-
тынях, монастырях, теремах; женщина спешила удалиться,  или  ее  спешили
удалить от общества мужчин, чтоб волею или неволею  удержать  в  чистоте
нравственность, чистоту семейную; не вследствие византийского,  или  та-
тарского, или какого-нибудь другого влияния явилось затворничество  жен-
щин в высших сословиях, но вследствие известной нравственной экономии  в
народном теле; подтверждение здесь сказанному нами  найдем  мы  после  в
прямых известиях современников-очевидцев. Историк не решится отвечать на
вопрос: что бы сталось с нами в XIV веке без церкви, монастыря и терема?
Но понятно, что удаление женщин, бывшее следствием огрубения нравов, са-
мо в свою очередь могло производить еще большее огрубение.
   Но хотя это большее огрубение в нравах очень  заметно  в  описываемое
время, однако историк не имеет права делать уже слишком резкого различия
между нравами описываемого времени и нравами  предшествовавшей  эпохи  в
пользу последней. Мы уже имели случай заметить,  что  увещание  Мономаха
детям не убивать ни правого, ни виноватого нисколько не  служит  доказа-
тельством, чтоб подобных убийств не было в его  время;  мы  сомневаемся,
чтоб торжественная смертная казнь была  установлена  Димитрием  Донским,
ибо не знаем, как Андрей Боголюбский казнил Кучковича. Говорят,  что  от
времен Василия Ярославича до Иоанна Калиты отечество наше походило более
на темный лес, нежели на государство: сила  казалась  правом;  кто  мог,
грабил, не только чужие, но и свои; не было безопасности ни в  пути,  ни
дома; татьба сделалась общею язвою собственности. В доказательство  этих
слов приводят одно  известие  летописи,  что  Иоанн  Калита  прославился
уменьшением разбойников и воров. Хотя в источниках можно отыскать и  бо-
лее указаний относительно разбоев; однако, с одной стороны, мы  не  ска-
жем, чтоб в приведенной картине краски не были слитком ярки, а с  другой
стороны, нет основания предполагать, чтоб прежде было много лучше и чтоб
в других соседних христианских странах в описываемое  время  было  также
много лучше; в последнем усомнится всякий, кто, например, сравнит извес-
тия о разбоях в польских владениях во время Казимира  Ягайловича.  Гово-
рят: легкие денежные пени могли некогда удерживать наших предков от  во-
ровства; но в XIV веке воров клеймили и вешали, причем  спрашивают:  был
ли действителен стыд гражданский там, где человек с клеймом  вора  оста-
вался в обществе? Но мы в свою очередь спросим: был ли действителен стыд
гражданский там, где вор, отделавшись легкою пенею, без клейма оставался
в обществе? К описываемому же времени относят появление телесных наказа-
ний; но мы уже в Русской Правде встретили известие о муках или  телесных
истязаниях, которым виновный подвергался по приказанию  княжескому;  те-
лесные наказания существовали везде в средние века, но  были  ограничены
известными отношениями сословными; у нас же вследствие известных  причин
такие сословные отношения не выработались, откуда и произошло  безразли-
чие касательно телесных наказаний. Но если мы не можем допустить  излиш-
ней яркости некоторых красок в картине нравов и резкости в  противополо-
жении нравов описываемого времени нравам предшествовавшей эпохи,  то,  с
другой стороны, мы видели в описываемое время  причины,  которые  должны
были вредно действовать на нравственность народную,  изменять  ее  не  к
лучшему.
   В примерах жестокости наказаний нет недостатка в источниках; советни-
ки молодого князя Василия Александровича подверглись жестоким  наказани-
ям: у одних нос и уши обрезали, у других глаза выкололи, руки отсекли.
   Под 1442 годом летописец упоминает, что каких-то Колударова и Режско-
го кнутом били; это известие вставлено в рассказ о войне великого  князя

Страницы: «« « 417   418   419   420   421   422   423   424   425  426   427   428   429   430   431   432   433   434   435  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Соловьев С.М., История России с древнейших времен