Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Соловьев С.М. - История России с древнейших времен

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 931
Размер файла: 6952 Кб
Страницы: «« « 408   409   410   411   412   413   414   415   416  417   418   419   420   421   422   423   424   425   426  » »»

разделении митрополии: так, митрополит Фотий в 1416 году  писал  пскови-
чам, чтоб они удалялись от неправедных пределов, отметающихся божия  за-
кона и святых правил, также чтобы с радушием принимали православных, ко-
торые вследствие религиозного гонения будут искать убежища в их  городе.
В другой раз писал Фотий к псковскому духовенству с приказанием не упот-
реблять при крещении мира латинского, но только цареградское и не  обли-
вать младенцев, но погружать; митрополит требует, чтоб псковичи прислали
к нему одного из своих священников, человека искусного, и он научит  его
всем церковным правилам и миро святое с ним пришлет. В  другом  послании
Фотий пишет, чтобы псковичи не позволяли людям, играющим  клятвою,  быть
церковными старостами и вообще  занимать  правительственные  и  судебные
должности; также чтоб не позволяли старостить в церквах людям,  которые,
разведясь с законными женами, вступили в новые браки.  Митрополит  Иона,
стараясь везде утверждать власть великого князя московского, писал и  во
Псков, называя его отчиною великого государя русского, который  дедич  и
отчич во Пскове, по родству, по изначальству прежних великих господарей,
великих князей русских, его  праотцев.  Митрополит  увещевает  псковичей
жить по своему христианству, по той доброй старине, которая пошла от ве-
ликого князя Александра; увещевает их стоять в том, что обещали великому
князю. Увещание Ионы не могло остаться без влияния  во  Пскове,  ибо  мы
знаем, какое важное значение имел здесь митрополит:  так,  будучи  недо-
вольны новою уставною грамотою, которую дал им князь Константин Димитри-
евич и которую они поклялись соблюдать, псковичи обратились к митрополи-
ту Фотию с просьбою разрешить их от этой клятвы и благословить  жить  по
старине; митрополит исполнил их просьбу. Наконец, до нас дошли два  пос-
лания митрополита Фотия к псковичам, замечательные по отношению  к  осо-
бенностям их пополнения: в одном послании, написанном по случаю морового
поветрия, митрополит обращается к нарочитым гражданам  и  увещевает  их,
чтоб они были довольны своими уроками и в куплях и в  мерилах  праведных
божию правду соблюдали; в другой раз псковичи обратились  к  митрополиту
за разрешением недоумения их - пользоваться ли им хлебом, вином и овоща-
ми, приходящими из Немецкой  земли?  Митрополит  разрешил  пользоваться,
очистив молитвою иерейскою. Но кроме означенных отношений еще одно явле-
ние заставило обратить внимание не только  митрополитов  русских,  но  и
патриархов константинопольских на Псков и Новгород,  преимущественно  на
первый. Враждебные отношения Пскова к Новгороду отзывались в  отношениях
Пскова к владыке новгородскому и вместе  псковскому;  не  раз  поведение
владыки возбуждало сильное негодование псковичей; раздражение вследствие
несбывшегося желания независимости от Новгорода  в  церковном  отношении
возбудило в некоторых желание освободиться совершенно от  всякой  иерар-
хии; споры о подъездах, судах, жалобы на убытки дали повод - и вот  яви-
лась ересь стригольников в семидесятых годах XIV века. Начальниками ере-
си летописи называют дьякона Никиту и Карпа, простого человека; но в так
называемом послании Антония патриарха и в "Просветителе" Иосифа Волоцко-
го начало ереси приписывается одному Карпу, причем  в  первом  источнике
Карп называется дьяконом, отлученным от службы, стригольником; во втором
говорится, что он был художеством стригольник. Разноречия эти можно сог-
ласить тем, что Карп, действительно бывший прежде дьяконом, как отлучен-
ный от службы, мог называться и простым уже человеком; от этого  отлуче-
ния, расстрижения, могло произойти и название стригольника, которое, бу-
дучи после не понято, превратилось в название  художества.  Учение,  как
излагают его источники, состояло в том, что духовные  недостойны  своего
сана, потому что поставляются на мзде, стараются  приобретать  имение  и
неприлично ведут себя; что не должно принимать от них таинств; что миря-
не могут учить народ вере; что должно каяться, обращаясь к земле; что не
должно ни отпевать умерших, ни поминать их, ни служить заупокойных  обе-
ден, ни приносов приносить, ни пиров учреждать, ни  милостыни  раздавать
по душе умершего; ходили даже слухи, что стригольники отвергали  будущую
жизнь. Ересь началась и распространилась во Пскове; неизвестно волею или
неволею ересиархи явились в Новгороде; известно только то, что  здесь  в
1375 году Карпа, Никиту и еще третьего какого-то их товарища сбросили  с
мосту в Волхов. Но гибель ересиархов не искоренила  ереси;  стригольники
прельщали народ своим  бескорыстием,  своею  примерною  нравственностию,
уменьем говорить от писания; указывая на них, говорили: "Вот эти не гра-
бят, имения не собирают". В обличительных посланиях читаем об них:  "Та-
ковы были и все еретики: постники, богомольцы, книжники, лицемеры, перед
людьми люди чистые; если бы видели, что  они  неблагочестиво  живут,  то
никто бы им и не поверил; и если бы они говорили не от писания, то никто
бы их и слушать не стал". Из XIV века ересь перешла в XV; до  нас  дошло
три послания митрополита Фотия к псковичам  относительно  стригольников.
Митрополит запрещает  духовенству  псковскому  принимать  приношения  от
стригольников, мирским людям сообщаться с ними в еде или питье. Псковичи
отвечали, что, исполняя приказание митрополита, они обыскали и показнили
еретиков, что некоторые из них убежали, но что другие упорствуют в своих
мнениях и, устремляя глаза на небо, говорят, что там их отец. Митрополит
писал на это, чтобы псковичи продолжали удаляться от еретиков,  могут  и
наказывать их, только не смертию, а телесными наказаниями и  заточением.
После 1427 года, когда написано последнее послание Фотия, мы не встреча-
ем более известий о стригольниках.
   Относительно материального благосостояния церкви: источниками для со-
держания митрополита и епископов служили, во-первых,  сборы  с  церквей;
эти сборы в уставной грамоте великого князя Василия Дмитриевича и митро-
полита Киприана определены так: "Сборного  митрополиту  брать  с  церкви
шесть алтын, а заезда - три деньги; десятиннику,  на  десятину  наседши,
брать за въездное, и за рождественское, и за  петровское  пошлины  шесть
алтын; сборное брать о рождестве Христове, а десятиннику брать свои пош-
лины о Петрове дни; которые же соборные  церкви  по  городам  не  давали
сборного при прежних митрополитах, тем и нынче не  давать".  Архиепископ
ростовский Феодосий, освобождая две церкви Кириллова Белозерского монас-
тыря, пишет в своей грамоте: "Кто у тех  церквей  будут  священники  или
игумены, не надобно давать им моей дани, ни данничьих пошлин,  ни  деся-
тинничьей пошлины, ни доводчичьей, ни другой какой-либо, десятинники мои
их не судят, и пристава на них не дают".  О  Митяе  говорится,  что  он,
вступив во все права митрополита, начал со  всех  церквей  в  митрополии
дань сбирать, сборы петровские и рождественские, доходы, уроки и  оброки
митрополичьи. По-прежнему источниками дохода для митрополита и епископов
служили пошлины ставленые и судные; для суда церковного посылался архие-
реем особый чиновник, называвшийся десятинником; вместо того чтобы  ска-
зать: такой-то город был подведомствен  такому-то  владыке,  говорилось:
такой-то город был его десятиною. Один из десятинников митрополита Ионы,

Страницы: «« « 408   409   410   411   412   413   414   415   416  417   418   419   420   421   422   423   424   425   426  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Соловьев С.М., История России с древнейших времен