Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Соловьев С.М. - История России с древнейших времен

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 931
Размер файла: 6952 Кб
Страницы: «« « 402   403   404   405   406   407   408   409   410  411   412   413   414   415   416   417   418   419   420  » »»

тавление, но не получили желаемого. Фотий требует от православных,  чтоб
они не сообщались с епископами, замыслившими разделение митрополии.
   Цамблак, славившийся между современниками красноречием, остался верен
правилу, выраженному в послании поставивших его епископов, т. е. остался
верен православию. В наших летописях сохранилось известие, будто  бы  он
задал вопрос Витовту: зачем тот не в православии? И будто бы Витовт  от-
вечал, что если Григорий поедет в Рим и оспорит там папу и всех мудрецов
его, то он со всеми своими подданными обратится в православие.  Это  из-
вестие может указывать только на побуждения, которые заставили  Григория
отправиться вместе с посольством Витовтовым на Констанцский  собор.  Ли-
товское посольство прибыло в Констанц уже к концу заседания  собора,  на
который оно явилось 18 февраля 1418 года вместе с послами греческого им-
ператора Мануила, имевшими поручение начать переговоры с папою о  соеди-
нении церквей. Посольство греческое и литовское были приняты торжествен-
но, получили право отправлять богослужение по своему обряду,  но  уехали
ни с чем, потому что собор разошелся, не начавши совещания о  соединении
церквей. Григорий жил недолго по возвращении из  Констанца;  он  умер  в
1419 году. В это время вражда к Москве остыла в Витовте, и все  внимание
его было поглощено отношениями польскими; вот почему по смерти  Цамблака
он не старался об избрании особого митрополита для Киева, и Фотий  снова
получил в управление церковь южнорусскую. Извещая об этом  событии  пра-
вославных, он пишет: "Христос, устрояющий всю вселенную,  снова  древним
благолепием и миром свою церковь украсил и смирение мое в  церковь  свою
ввел, советованием благородного,  славного,  великого  князя  Александра
(Витовта)". В 1421 году мы видим Фотия на юго-западе: во Львове,  Влади-
мире, Вильне; а в 1430 году он был в Троках и в Вильне у Витовта  вместе
с московским великим  князем  Василием  Васильевичем,  причем  литовский
князь оказал большую честь митрополиту; такую же честь оказал ему и пре-
емник Витовта, Свидригайло.
   Мы видели, каким важным  шагом  ознаменовал  свою  политическую  дея-
тельность Фотий на севере, в Москве, объявивши себя торжественно на сто-
роне племянника против дяди; при жизни Фотия открытой вражды не  было  и
Юрий признавал старшинство племянника, но тотчас по  смерти  митрополита
князья снова заспорили и стали собираться в Орду. Усобицы между Василием
и Юрием происходили, когда митрополита не было в Москве, и мы с  уверен-
ностию можем сказать, что присутствие митрополита дало бы иной  характер
событиям, ибо мы видели, как митрополит Иона сильно действовал в  пользу
Василия Темного; мы видели, как побежденные князья требуют у победителя,
чтоб он не призывал их в Москву в то время, когда там не будет  митропо-
лита, который один мог дать им ручательство в безопасности.
   Московские смуты долго мешали назначению нового митрополита;  наконец
был избран рязанский епископ Иона, первый митрополит не только  русский,
но рождением и происхождением из Северной Руси, именно  из  Солигалицкой
области. Но, когда медлили в Москве, спешили в Литве, и, прежде чем Иона
успел собраться ехать в Константинополь, оттуда уже явился  митрополитом
смоленский епископ Герасим, который остановился в  Смоленске,  пережидая
здесь, пока в Москве прекратятся усобицы. Усобицы прекратились, но Моск-
ва не видала Герасима: поссорившись  с  литовским  князем  Свидригайлом,
митрополит был схвачен им и сожжен. На этот раз Иона отправился в  Конс-
тантинополь, но опять был предупрежден:  здесь  уже  поставили  Исидора,
последнего русского митрополита из греков и поставленного в Греции,  по-
тому что Флорентийский собор, смуты и падение Византии должны  были  по-
вести необходимо к  независимости  русской  митрополии  от  константино-
польского патриарха.
   Исидор, приехавши в Москву, стал собираться  на  собор,  созванный  в
Италии для соединения церквей. Самое уже место собора в стране неправос-
лавной должно было возбуждать подозрение в Москве. Великому князю не хо-
телось, чтобы Исидор ехал в Италию; когда же он не смог отклонить митро-
полита от этого путешествия, то сказал ему: "Смотри же,  приноси  к  нам
древнее благочестие, какое мы приняли от прародителя нашего Владимира, а
нового, чужого, не приноси, если же принесешь что-нибудь новое и  чужое,
то мы не примем". Исидор обещался крепко стоять в православии, но уже на
дороге православные спутники стали замечать  в  нем  наклонность  к  ла-
тинству: так, в Юрьеве Ливонском (Дерпте), когда русское народонаселение
города вышло к нему навстречу с священниками и крестами и в то же  время
вышли навстречу немцы с своими крестами, то он подошел сначала к послед-
ним. На соборе Исидор принял соединение: между другими побуждениями Иси-
дор мог иметь в виду и большие средства к поддержанию единства  митропо-
лии, большие удобства в положении русского митрополита, когда  князья  -
московский и литовский - не будут разниться в вере. Но в Москве не хоте-
ли иметь в виду ничего, кроме поддержания древнего благочестия  и  когда
Исидор, возвратясь в Москву, принес новое и  чужое,  когда  начал  назы-
ваться легатом папиным и велел носить пред собою крыж  латинский  и  три
палицы серебряные, когда на литургии велел поминать папу вместо патриар-
хов вселенских, а после литургии велел на амвоне читать грамоту о соеди-
нении церквей, когда услыхали, что дух св. исходит от отца и  сына,  что
хлеб бесквасный и квасной может одинаково претворяться в тело Христово и
прочие новизны, то великий князь назвал Исидора латинским  ересным  пре-
лестником, волком, велел свести его с митрополичьего двора и посадить  в
Чудове монастыре под стражу, а сам созвал епископов, архимандритов, игу-
менов, монахов и велел им рассмотреть дело. Те нашли, что все это папино
дело, несогласное с божественными правилами и преданиями;  а  между  тем
Исидор успел бежать из заключения. Великий князь не велел догонять его.
   Флорентийский собор заставил наконец решиться на то, что  хотел  сде-
лать Митяй на севере, что сделали потом  на  юге  епископы,  поставившие
Цамблака. Великий князь отправил в Константинополь грамоту к  патриарху.
"Прошло уже с лишком 450 лет, - пишет Василий, - как Россия держит древ-
нее благочестие, принятое от Византии при св. Владимире. По смерти  мит-
рополита Фотия мы понудили идти к вам епископа рязанского Иону, мужа ду-
ховного, от младенчества живущего в добродетельном житии; но  не  знаем,
почему вы нашего прошения не приняли, грамотам и послу нашему не вняли и
вместо Ионы прислали Исидора, за которым мы  не  посылали,  которого  не
просили и не требовали; мольба императорского посла, благословение  пат-
риарха, сокрушение, покорение, челобитье самого Исидора едва-едва  могли
заставить нас принять его. Нам тогда и в мысль не приходило, что со вре-
менем от него станется! Он принес нам папские новизны, приехал  легатом,
с латински изваянным распятием и злочестиво двоеженствовал, называя себя
учителем и настоятелем двух церквей, православной и латинской. Мы собра-
ли наше православное духовенство, и всем Исидорово поведение  показалось
чуждым, странным и противозаконным. Вследствие всего этого  просим  твое

Страницы: «« « 402   403   404   405   406   407   408   409   410  411   412   413   414   415   416   417   418   419   420  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Соловьев С.М., История России с древнейших времен