Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Соловьев С.М. - История России с древнейших времен

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 931
Размер файла: 6952 Кб
Страницы: «« « 399   400   401   402   403   404   405   406   407  408   409   410   411   412   413   414   415   416   417  » »»

князья дали великому князю страшную клятву выступить вместе против  вра-
гов веры. Смоленский князь Святослав жаловался,  что  митрополит  предал
его проклятию; патриарх отвечал, что  поступок  митрополита  справедлив,
ибо Святослав помогал Олгерду против Москвы.  Князь  тверской  жаловался
также на митрополита и требовал суда с ним; патриарх отвечал, что счита-
ет неприличным князю судиться с  митрополитом  пред  послом  патриаршим.
Слава благочестивой жизни русского митрополита достигла и Орды: жена ха-
на Чанибека, Тайдула, заболевши глазами, прислала в Москву просить Алек-
сия, чтоб посетил ее; св. Алексий поехал в Орду, и ханша получила  исце-
ление.
   Алексий хотел видеть и преемником своим мужа, славного своею  святос-
тию,Сергия, игумена, основателя Троицкого монастыря, но  смиренный  инок
отказался от власти; а между тем в Константинополе не хотели  дожидаться
московского избранника: туда с разных сторон приходили жалобы на то, что
митрополит покинул юг для севера; польский король Казимир, владея Галиц-
кою Русью, требовал для нее особого митрополита грозя в противном случае
обращать русских в латинскую веру. Угроза подействовала, и в  Константи-
нополе поставили особого митрополита для Галича, подчинив ему епархии  -
Холмскую, Туровскую, Перемышльскую и Владимирскую на  Волыни.  С  другой
стороны, Олгерд литовский писал жалобы к патриарху, что  Москва  обидела
шурина его, Михаила тверского, зятя, Бориса нижегородского, другого  зя-
тя, Ивана новосильского, побрала много городов; жаловался, что  митропо-
лит благословляет московского князя на такие поступки  по  благословению
патриаршему, не приезжал ни в Литву, ни в Киев, снимает крестное целова-
ние с перебежчиков из Литвы в Москву; Олгерд требовал другого митрополи-
та киевского на Смоленск, на Тверь, на Малую  Россию,  на  Новосиль,  на
Нижний Новгород. И вот по просьбам юго-западных русских князей  в  Конс-
тантинополе поставили им митрополита Киприана, родом серба, с  условием,
чтоб по смерти митрополита Алексия он был митрополитом всея  России.  Но
понятно, что если в Литве хотели своего митрополита, то в Москве  хотели
также своего. Ни в Москве, ни в Новгороде, ни во Пскове не признали Кип-
риана, и он принужден был отправиться на житье в  Киев:  опять  повтори-
лось, следовательно, прежнее явление, опять указывалась возможность раз-
деления русской митрополии, ибо в Москве не хотели принимать Киприана  и
по смерти Алексия; здесь был свой избранник. Был в городе  Коломне  свя-
щенник Михаил-Митяй, человек необыкновенно видный, красивой  наружности,
грамотный, с речью легкою и чистою, голосом громким и приятным,  превос-
ходил всех уменьем толковать силу книжную; память  имел  необыкновенную,
знал все старинные повести, книги и притчи: во всяких делах и судах рас-
суждал красноречиво и умно. Такие достоинства обратили на него  внимание
великого князя Димитрия, который и взял Митяя к себе в духовники  и  пе-
чатники. Митяй год от году приобретал все более славы и значения: никто,
по словам летописца, не был в такой чести и славе, как Митяй; от велико-
го князя не было ему ни в чем отказу, все почитали его, как царя какого,
и, что еще важнее, любили его все.
   В Спасском монастыре (внутри Кремля) очистилось архимандричье  место;
великому князю и боярам непременно хотелось, чтоб на этом месте был  Ми-
тяй; по сам Митяй не хотел; великий князь стал его уговаривать: "Видишь:
Алексий митрополит уже стар, и ты будешь после  него  митрополитом  всея
Руси; постригись только теперь в монахи и будешь архимандритом в  Спасс-
ком монастыре и моим отцем духовным по-прежнему". Митяй  согласился;  до
обеда постригли его в монахи, а после обеда назначили архимандритом. Те-
перь надобно было уговорить митрополита, чтоб благословил Митяя  себе  в
преемники; но св. Алексий не соглашался на это. "Митяй еще недавно в мо-
нахах, - говорил он, - надобно ему еще  поискуситься,  облечься  благими
делами и нравами". Великий князь долго его упрашивал, то сам приходил  к
нему, то посылал брата двоюродного, Владимира Андреевича, то бояр -  все
напрасно. "Кому даст господь бог, пречистая богородица, патриарх и  все-
ленский собор, того и я благословлю",- был от него  ответ.  Несмотря  на
то, когда св. Алексий преставился в 1377 г., Митяй вошел на митрополичий
двор, стал ходить в митрополичьем одеянии и  начал  обращаться  с  духо-
венством и властвовать как митрополит. Сперва он сбирался ехать в  Конс-
тантинополь на поставление к патриарху, но потом раздумал и начал  гово-
рить великому князю: "В правилах писано, что два или три  епископа  пос-
тавляют епископа; так пусть и теперь сойдутся епископы русские, пять или
шесть, и посвятят меня в митрополиты". Великий князь  и  бояре  согласи-
лись, и епископы уже собрались. Но что случилось в XII веке при  постав-
лении митрополита Клима одним собором русских  епископов,  то  же  самое
случилось и теперь: как тогда Нифонт новгородский восстал против  непра-
вильного, по его мнению, поставления Климова, так теперь против  постав-
ления Митяева вооружился Дионисий,  епископ  суздальский.  Сопротивление
Дионисия заставило Митяя опять думать о путешествии в Царьград; туда  же
начал сбираться и Дионисий, желая сам получить  митрополию.  Узнавши  об
этом, Митяй стал советовать великому князю  удержать  Дионисия,  который
может помешать ему в Константинополе, и великий князь велел держать суз-
дальского епископа под крепкою стражею.  Дионисий,  чтоб  избавиться  из
заключения, дал великому князю обещание не ездить  в  Царьград  без  его
позволения и поставил поручителем преподобного Сергия  Радонежского,  но
не сдержал слова: из Суздаля поехал в Нижний, отсюда Волгою - в Сарай, а
из Сарая - в Константинополь. Митяй и прежде не соглашался на освобожде-
ние Дионисия; ему казалось, что св. Алексий не хотел  благословить  его,
Митяя, по совету преподобного Сергия, который и теперь действует  против
него заодно с Дионисием; когда же он узнал о бегстве Дионисия в Констан-
тинополь, то негодование его достигло высшей степени, и св. Сергий гово-
рил: "Молю господа бога сокрушенным сердцем, да не попустит Митяю испол-
нить свою угрозу - разорить место это святое и изгнать нас без вины".  С
другой стороны, явился новый соперник Митяю: Киприан  из  Киева  ехал  в
Москву и был уже в Любутске, откуда дал знать св. Сергию, что идет к сы-
ну своему, великому князю, с миром и благословением. Но  великий  князь,
узнав о прибытии незваного гостя, разослал всюду заставы, чтоб  не  про-
пустить его в Москву; Киприана схватили и с бесчестием отправили назад.
   Движения Дионисия и Киприана должны были  ускорить  поездку  Митяя  в
Константинополь, и он отправился наконец с полномочием от великого князя
действовать как заблагорассудит, смотря  по  обстоятельствам,  для  чего
взял с собою про запас белые хартии с привешенною к ним  великокняжескою
печатню чтоб в случае надобности можно было написать на них кабалу,  или
вексель: Димитрий позволил ему занять  тысячу  рублей  серебра,  и  даже
больше, на великокняжеское имя. Митяй отправился  в  сопровождении  трех
архимандритов и многих других духовных лиц, также большого боярина вели-
кокняжеского Юрия Кочевина и митрополичьих бояр. В степи Митяй был  зах-

Страницы: «« « 399   400   401   402   403   404   405   406   407  408   409   410   411   412   413   414   415   416   417  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Соловьев С.М., История России с древнейших времен