Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Соловьев С.М. - История России с древнейших времен

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 931
Размер файла: 6952 Кб
Страницы: «« « 395   396   397   398   399   400   401   402   403  404   405   406   407   408   409   410   411   412   413  » »»

дом упоминается о расписании церкви Рождества богородицы и  придела  св.
Лазаря в Кремле: мастера были - Феофан Грек и Семен Черный; тот же  Фео-
фан Грек расписал церковь св. архистратига Михаила в 1399 году;  в  1405
году расписывали церковь Благовещения на  княжом  дворе  иконник  Феофан
Грек, Прохор, старец из Городца, да чернец Андрей Рублев. Под 1409 годом
говорится о расписании церкви Богородицы владимирской мастерами Даниилом
иконником и Андреем Рублевым. Они же расписали церковь Троицкую над гро-
бом св. Сергия, церковь в московском Андрониковом монастыре. В Новгороде
церковною живописью занимались также греки: под 1338  годом  упоминается
Исаия Гречин. Упомянутый мастер, грек Феофан, расписал  в  1378  году  в
Новгороде церковь Христа Спасителя на Ильине улице; под 1385  годом  при
описании большого пожара в Новгороде говорится,  что  вместе  с  другими
сгорел в Павлове монастыре Иваш, церковный росписник, как видно русский.
Под 1345 годом находим известие, что в Москве слиты  были  три  колокола
больших и два меньших, и лил их мастер Борис Римлянин; но еще прежде,  в
1342 году, как видно, этот же самый Борис вызван был из Москвы в  Новго-
род и слил там большой колокол к св. Софии. В 1403 году слит был колокол
в Твери к соборной церкви Преображения, но не сказано,  каким  мастером.
Из построек не церковных упоминается под 1409 годом о построении в  Нов-
городе владыкою Иоанном пекленицы (поварни?) каменной; под 1433 годом  -
о построении новгородским владыкою Евфимием у себя на дворе  палаты  ка-
менной с 30 дверями: строили мастера немецкие из-за моря (т. е.  не  ли-
вонские) вместе с новгородскими; в 1439 году  тот  же  владыка  поставил
ключницу хлебную каменную; в следующем году  поставил  комнату  каменную
меньшую; в 1441 году большая палата владыкина и сени прежние были распи-
саны; в 1442 году тот же владыка поставил на своем дворе поварни  камен-
ные и комнату каменную, а в 1444 -  духовницу  и  сторожню  каменные.  В
Москве только в 1450 году митрополит Иона заложил на своем дворе  палату
каменную. Наконец, находим известия об устройстве часов; под 1404  годом
говорится, что поставлены были часы в Москве, на дворе  великого  князя,
за церковию Благовещения, устроил их монах Лазарь, пришедший из  Сербии.
Вот как описываются эти часы: "Сий же  часник  наречется  часомерье;  на
всякий же час ударяет молотом в колокол, размеряя и расчитая часы ночныя
и дневныя; не бо человек ударяше, но человековидно, самозвонно и  самод-
вижно, страннолепно некако сотворено есть человеческою хитростью, преиз-
мечтано и преухищрено". В Новгороде в 1436 году владыка Евфимий  устроил
у себя над палатою часы звонящие, а под 1449 годом говорится, что тот же
владыка поставил часозвоню.
   О построении и украшении церквей в Юго-Западной Руси можем иметь  по-
нятие из рассказа волынского летописца о построении церквей в Холме  Да-
ниилом Романовичем под 1259 годом: построена была  церковь  св.  Иоанна,
красивая и великолепная; построена она была так: четверо комар, с каждо-
го угла перевод, а стояли они на четырех головах человеческих, изваянных
некоторым хитрецом; три окна украшены были стеклами римскими; при  входе
в алтарь стояли два столпа из цельного камня, и на них - комара; потолок
был украшен звездами золотыми на лазури; внутренний помост был  слит  из
меди и олова чистого и блестел как зеркало; двое дверей украшены  камнем
галицким, белым и зеленым холмским, тесаным, сработаны некоторым  хитре-
цом Авдеем, прилепы от всех шаров - из золота, напереди  их  изваян  св.
Спас, а на полунощных - св. Иоанн, на удивление всем  смотрящим;  иконы,
принесенные из Киева, украшены были драгоценными камнями, жемчугом и зо-
лотом; колокола привезены были также из Киева, а другие слиты на  месте.
Другая церковь была построена в честь св. безмездников Кузьмы и Дамиана;
верх ее поддерживали четыре столпа из цельного камня истесанного.  Пост-
роена была и церковь св. Богородицы, величиною и красотою не  хуже  пер-
вых, и украшена пречудными иконами: князь Даниил принес из Венгрии чашу,
мраморную, багряную, изваянную чудесно, с змеиными  головами  вокруг,  и
поставил ее перед дверями церковными, называемыми царскими: в этой  чаше
святили воду на Богоявленье. Князь Владимир Василькович построил  в  Ка-
менце церковь Благовещения, украсил ее иконами золотыми,  сковал  сосуды
служебные серебряные, евангелие дал также окованное серебром, положил  и
крест воздвизальный. Во Владимире расписал всю церковь св. Димитрия, со-
суды служебные серебряные сковал, икону св. богородицы оковал серебром и
дорогими камнями, завесы у иконы были золотом шитые, а другие аксамитные
с дробницею;  в  кафедральном  соборе  Св.  богородицы  образ  спасителя
большой оковал серебром, евангелие также оковал серебром, сосуды служеб-
ные устроил из жженого золота с дорогими камнями и образ  Спасов  оковал
золотом с дорогими камнями и поставил на память  себе.  В  перемытльский
собор дал евангелие, окованное серебром с жемчугом; в черниговский собор
послал евангелие, золотом писанное, окованное  серебром  и  жемчугом,  и
среди его - Спас с финифтью; в луцкий собор дал крест большой,  серебря-
ный, позолоченный, с честным древом. В Любимле поставил церковь каменную
св. Георгия, украсил ее иконами коваными, сосудами  серебряными,  платцы
дал аксамитные, шитые золотом с жемчугом, херувим  и  серафим,  индитью,
золотом шитую всю, а другую из белчатой паволоки, а в малых алтарях  обе
индитьи из белчатой паволоки, евангелие, окованное все золотом с дороги-
ми камнями и жемчугом, деисус на нем скован из золота,  цаты  большие  с
финифтью, другое евангелие волочено оловиром; два кадила - одно серебря-
ное, другое медное; икона местная св. Георгия была написана  на  золоте;
на эту икону князь положил гривну золотую с жемчугом, другая икона,  Бо-
городицы, была также написана на золоте, и на ней было монисто золотое с
дорогими камнями; двери в церкви были медные;  князь  начал  расписывать
эту церковь и расписал уже все три алтаря,  начали  было  расписывать  и
шею, но не окончили по причине княжеской болезни;  колокола  были  слиты
такие удивительные на слух, что подобных не было во всей земле.
   Что касается ремесел вообще, то из рассказа летописцева  о  населении
Холма Галицкого мы видим, какие были главные, самые нужные из них -  это
мастерство оружейное и металлическое; начали, сказано, собираться в Холм
седельники, лучники, тульники и кузнецы железа, меди и серебра; в Новго-
роде встречаем щитника и серебряника; ибо что касается  других  ремесел,
например сапожного, портного, то, по всем вероятностям, они отправлялись
в домах слугами. О мебели, удобствах домашней жизни, расположении и  ук-
рашении жилищ мы не имеем почти никаких известий и должны заключить, что
домашний быт отличался по-прежнему простотою.  Богатый  волынский  князь
Владимир Василькович, который построил столько городов, церквей, так  их
богато украсил, лежал во время болезни своей на соломе. О богатстве мос-
ковских князей можем иметь понятие по их завещаниям, где упоминается  об
иконах, дорогих платьях, цепях, редко - о дорогом оружии,  о  нескольких
сосудах столовых, и все это в таком небольшом количестве, что  не  могло
занимать много места, легко могло быть спрятано,  собрано,  увезено.  Но

Страницы: «« « 395   396   397   398   399   400   401   402   403  404   405   406   407   408   409   410   411   412   413  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Соловьев С.М., История России с древнейших времен