Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Соловьев С.М. - История России с древнейших времен

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 931
Размер файла: 6952 Кб
Страницы: «« « 400   401   402   403   404   405   406   407   408  409   410   411   412   413   414   415   416   417   418  » »»

вачен Мамаем, но ненадолго задержан; переплыто было уже  благополучно  и
Черное море, как вдруг в виду Константинополя Митяй разболелся  и  умер.
Между провожавшими его духовными и боярами встало тогда  сильное  смяте-
ние: одни хотели поставить в митрополиты Иоанна, архимандрита петровско-
го, из Москвы, а другие - Нимена, архимандрита горицкого, из  Переяслав-
ля; наконец бояре, хотевшие Пимена, пересилили и едва не умертвили Иоан-
на, который не соглашался. с ними. На одной из белых хартий написали  от
имени великого князя грамоту к императору и патриарху с просьбою о  пос-
тавлении Пимена в митрополиты. Сперва дело пошло было дурно: император и
патриарх отвечали, что уже давно посвящен и отправлен в Россию  митропо-
лит Киприан и  другого  не  следует  ставить;  тогда  русские  заняли  у
итальянских и восточных купцов денег в рост, написавши кабалу на  другой
белой хартии, раздали повсюду богатые подарки и достигли  своей  цели  в
Константинополе; но не достигли ее в Москве. Когда  сюда  пришла  весть,
что Митяй умер на море и вместо него поставлен Пимен, и когда  в  то  же
время, как обыкновенно бывает, стали носиться слухи, что Митяй  умер  не
своею смертию, то сильно опечаленный великий князь сказал: "Я не посылал
Пимена в митрополиты, послал я его как слугу при Митяе; что сделалось  с
Митяем, я не знаю, один бог знает, один бог и судит, только Пимена я  не
приму и видеть его не хочу". Еще Пимен медлил в Константинополе, как ве-
ликий князь отправил духовника своего в Киев звать на митрополичий  стол
Киприана, и тот приехал в Москву; когда же узнали о приходе  Пимена,  то
остановили его в Коломне, сняли белый клобук и отправили в заточение.
   Но Киприан не долго на этот раз пробыл в Москве, и Пимен не долго до-
жидался  своей  очереди;  как  прежде  присутствие  нескольких   князей,
предъявляющих права свои на старшинство, давало возможность выбора между
ними, так теперь присутствие двух митрополитов, уже поставленных в Конс-
тантинополе, делало возможным выбор и между ними. Мы видели, что во вре-
мя Тохтамышева нашествия митрополит Киприан уехал  из  Москвы  в  Тверь;
отъезд ли Киприана из Москвы, или отъезд именно в Тверь,  которой  князь
немедленно после Тохтамышева отступления отправился в Орду искать  ярлы-
ка, или, наконец, какое-нибудь другое обстоятельство было  причиною  не-
расположения великого князя Димитрия к Киприану, только встречаем извес-
тие, что Димитрий не захотел видеть Киприана в Москве, и тот  отправился
в Киев, где сел на свое митрополичье место, принят был от всех с  честию
и радостию и стал жить здесь, управляя, по обычаю, делами церковными,  а
в Москву был вызван из заточения Пимен, который был также встречен здесь
с честию и вступил в церковное управление. Таким образом, опять для  юга
и севера, для Киева и Москвы, явились два отдельных  митрополита;  этого
мало: в Киев явился из Византии еще третий митрополит, известный уже нам
епископ суздальский Дионисий; но киевский князь Владимир Олгердович  ве-
лел схватить Дионисия и посадить в заключение, где этот соперник  Митяев
и умер через год; несколько лет спустя умер и Пимен в Халкидоне, на  до-
роге в Константинополь. Смерть Пимена соединяла  снова  русскую  церковь
под одним митрополитом - Киприаном, для  которого  не  было  более  пре-
пятствий и в Москве: здесь Донской умер, и сын его  Василий  встретил  с
честию Киприана.
   Согласие московского князя с митрополитом не прерывалось после  этого
ни разу: мы видели, как оба они дружно действовали в делах новгородских.
Союз Василия Димитриевича с тестем Витовтом литовским удерживал  и  цер-
ковную связь между Русью Литовскою и Московскою: так,  когда  московский
князь ездил в Смоленск на свидание с тестем, то в то же время ездил туда
и митрополит Киприан, который из Смоленска поехал в Киев и жил там  пол-
тора года; потом, под 1404 годом, встречаем  известие  о  новой  поездке
Киприана в Литву, к Витовту, и в Киев: от Витовта и от Ягайла получил он
большую честь и много даров, большую честь видел от всех князей, панов и
от всей земли; в Киеве он велел схватить наместника своего  архимандрита
Тимофея и слуг своих тамошних и отвести их в Москву; в это же  путешест-
вие Киприан должен был снять сап и отослать в Москву, в  Симонов  монас-
тырь, Антония, епископа туровского, по настоянию Витовта,  пред  которым
Антоний был оклеветан в сношениях с татарами; главною же причиною  нена-
висти литовских властей к Антонию полагают  ревность  этого  епископа  к
православию.
   Но вскоре за тем последовал разрыв между князьями  московским  и  ли-
товским, долженствовавший повлечь за собою и разделение митрополии. Кип-
риан не дожил до этого события. Когда по его смерти  московский  великий
князь, не имея своего избранника, послал в  Константинополь  с  просьбою
выслать оттуда митрополита на Русь, Витовт отправил  туда  же  полоцкого
епископа Феодосия; литовский князь просил императора и патриарха:  "Пос-
тавьте Феодосия нам в митрополиты, чтобы сидел на столе киевской  митро-
полии по старине, строил бы церковь божию по-прежнему, как  наш,  потому
что по воле божией мы обладаем тем городом, Киевом". Но в Константинопо-
ле не исполнили желания Витовтова, а прислали на всероссийскую  митропо-
лию Фотия, родом грека, из Мореи. Нет основания думать чтобы Витовт, же-
лая поставления Феодосия полоцкого в митрополиты,  имел  в  виду  именно
разделение митрополии, чтоб он хотел поставления особого  митрополита  в
Литву: он хотел только, чтобы митрополит всероссийский жил по старине, в
Киеве, в областях литовских и был бы, таким образом,  его  митрополитом,
хотел перезвать митрополита из враждебной Москвы, о чем,  без  сомнения,
он уговорился с своим избранником, Феодосием; положение Витовта было со-
вершенно иное, чем положение Олгерда: последний,  жалуясь  патриарху  на
митрополита Алексия, поборавшего за Москву, не смел думать, чтобы патри-
арх по этой жалобе снял сан с Алексия и чтобы в  Москве  согласились  на
это, а потому и просил для Литвы особого митрополита; тогда  как  теперь
положение дел было иное: общего для юга и севера митрополита не стало, и
Витовт спешил предложить в этот сан своего  избранника,  который  бы  по
старине остался жить в Киеве. Почему в Константинополе не посвятили Фео-
досия, неизвестно; очень вероятно, что не хотели, в угоду князю  иновер-
ному, сделать неприятность государю московскому, который незадолго перед
тем, в 1398 году, отправил к императору Мануилу богатое денежное вспомо-
жение; о тогдашних дружеских отношениях между московским и  константино-
польским дворами можно судить по тому, что в 1414 году Мануил женил сына
своего Иоанна на дочери Василия Димитриевича Анне; если московский князь
оказывал такую учтивость, предоставляя императору и патриарху по старине
выбор митрополита, то странно было бы на эту учтивость ответить  постав-
лением человека, присланного князем, враждебным Москве;  наконец,  очень
может быть, что Фотий был посвящен прежде приезда Феодосиева. Как бы  то
ни было, когда Фотий приехал в Киев, то Витовт  сначала  не  хотел  было
принимать его, но потом принял, взявши с него обещание жить в Киеве.  Но
Фотий, пробывши в Киеве около семи месяцев, отправился в Москву и занял-

Страницы: «« « 400   401   402   403   404   405   406   407   408  409   410   411   412   413   414   415   416   417   418  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Соловьев С.М., История России с древнейших времен