Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Соловьев С.М. - История России с древнейших времен

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 931
Размер файла: 6952 Кб
Страницы: «« « 405   406   407   408   409   410   411   412   413  414   415   416   417   418   419   420   421   422   423  » »»

власть церковная и гражданская должны были стать в те  же  отношения,  в
каких они были в Византии: все, следовательно, показывает,  откуда  идет
предание и пример.
   Относительно определения отношений власти митрополичьей ко власти ве-
ликокняжеской мы получаем известия из грамоты, составленной по взаимному
согласию великого князя Василия Димитриевича и митрополита Киприана;  из
этой грамоты видим, что все лица, принадлежащие  к  церкви,  подчиняются
суду митрополичьему; если человек великокняжеский ударит великому  князю
челом на игумена, священника или чернеца, то суд общий, т. е. судит  ве-
ликий князь вместе с митрополитом; если же митрополит будет  в  отлучке,
то судит один великий князь, а прибытком делится пополам с митрополитом;
если кто ударит челом великому князю на митрополичья  наместника,  деся-
тинника или волостеля, то великий князь судит сам. В случае войны, когда
сам великий князь сядет на коня, тогда и митрополичьи бояре и слуги выс-
тупают в поход под митрополичьим воеводою, но под  стягом  великокняжес-
ким; которые из бояр и слуг не служили Алексию митрополиту,  вступили  в
митрополичью службу недавно (приказались ново), те пойдут с воеводою ве-
ликокняжеским смотря по месту, где кто живет. Слуг великокняжеских и лю-
дей тяглых, платящих дань в великокняжескую казну (данных людей), митро-
полит не имел права ставить в священники или дьяконы, ибо этим наносился
ущерб службе и казне великокняжеской. Здесь причина, почему  в  духовное
звание поступали только люди из того же звания. Но сын священника,  хотя
записанный в службу великокняжескую, если захочет, может быть  поставлен
в священники или в дьяконы. Сын священника, который живет  у  отца,  ест
хлеб отцовский, принадлежит к ведомству митрополичьему, а который  отде-
лен, живет не вместе с отцом, хлеб ест свой,  тот  принадлежит  великому
князю. Из этой грамоты мы уже видим, что у митрополита  был  свой  двор,
свои бояре и слуги, дом его называется дворцом. Встречаем и  в  летописи
известия о митрополичьих боярах, отроках: о Митяе говорится,  что  бояре
митрополичьи служили ему, отроки предстояли, куда двинется, и те и  дру-
гие шли перед ним. Митрополит имел  своих  стольников:  так,  митрополит
Киприан посылал своего стольника Федора  Тимофеева  звать  новгородского
владыку в Москву; имел своего печатника, своего конюшего. Из этих  прид-
ворных слуг своих митрополит посылал для управления волостями (в  волос-
тели), для суда церковного (в десятинники) и проч. Мы видели, какое важ-
ное значение имел митрополит в отношениях княжеских, и потому  встречаем
подписи митрополичьи и печати на грамотах княжеских, на  договорах,  ду-
ховных завещаниях. Из дошедших до нас грамот договорная Димитрия Донско-
го с двоюродным братом Владимиром Андреевичем - первая, в начале которой
встречаем слова: "По благословению отца нашего Олексея митрополита  всея
Руси". В конце духовного завещания Димитрия Донского читаем: "А сю  гра-
моту писал есмь себе душевную, и явил есмь отцю своему Олексею  митропо-
литу всея Руси, и отец мой Олексей митрополит всея Руси  и  печать  свою
привесил к сей грамоте". Печать  митрополичья  имеет  на  одной  стороне
изображение богородицы с младенцем Иисусом, и на другой - надпись:  "Бо-
жиею милостию печать (имя) митрополита всея Руси". На духовном завещании
Василия Димитриевича встречаем подпись митрополита Фотия по-гречески; ту
же подпись видим и на договорной грамоте  Василия  Васильевича  с  дядею
Юрием. С 1450 года грамоты пишутся по благословению митрополита  Ионы  и
утверждаются его подписью: "Смиренный Иона, архиепископ киевский и  всея
Руси". Такова же подпись и преемника Ионина, Феодосия.
   В настольных грамотах патриарших новопоставленному митрополиту  гово-
рилось, что великий князь должен воздавать ему честь, показывать  духов-
ную любовь с благоговением и послушанием и  благим  повиновением,  равно
как все другие русские князья, сановники, духовенство и весь  христоиме-
нитый народ, и что митрополит должен во всем пределе своем ставить архи-
епископов, священников, монахов, дьяконов, поддьяконов и  чтецов,  освя-
щать церкви и управлять всеми церковными делами. Избрание епископов, как
видно, производилось так же, как и в предшествовавшем периоде: так,  под
1289 годом читаем в летописи, что великий князь Михаил Ярославич  тверс-
кой вместе с матерью своею послал игумена Андрея в Киев,  к  митрополиту
Максиму, и тот поставил его епископом в Тверь; этот Андрей был  сын  ли-
товского князя. Впрочем, от конца описываемого времени дошел до нас  ус-
тав, как должно избирать епископа здесь говорится, что по случаю  избра-
ния митрополит созывает всех епископов, ему подчиненных; который из  них
не мог приехать, присылал грамоту, что будет  согласен  на  решение  ос-
тальных; собравшиеся епископы избирают три лица, имена которых в запеча-
танном свитке отсылают митрополиту, и тот из троих выбирает уже  одного.
Такой порядок действительно мог быть введен в конце описываемого  време-
ни, когда значение областных князей поникло. Избранный пред  посвящением
давал обет исповедовать православие, повиноваться митрополиту,  не  пре-
пятствовать в своей епархии сбору  митрополичьих  пошлин,  не  исполнять
обязанностей своего звания в чужих  епархиях,  приезжать  к  митрополиту
беспрекословно по первому зову, не позволять в своей епархии  православ-
ным вступать в браки, кумиться и брататься с армянами и латинами; тут же
новопоставляемый объявлял, что не дал ничего за поставление, не обещался
дать и не даст; запись эту он писал собственною рукою и подписывал. Нас-
тольные грамоты митрополичьи епископам писались по приведенному  образцу
настольной патриаршей митрополиту. Архиепископы и епископы не могли  на-
зывать митрополита братом, но только отцом; в противном случае подверга-
лись выговору.
   Митрополит имел право отлучать епископов от службы. В 1280 году  мит-
рополит Кирилл, обозревая подведомственные ему епархии, приехал в Ростов
и узнал, что здешний епископ Игнатий велел в полночь выкинуть из  собор-
ной церкви тело князя Глеба Васильковича и запросто закопать его  в  мо-
настыре. Митрополит немедленно отлучил за это епископа от службы и прос-
тил его только по усердным просьбам князя  Димитрия  Борисовича,  причем
дал такое наставление Игнатию: "Не возносись и не думай, что ты без гре-
ха, больше освобождай и прощай, чем запрещай и отлучай. Плачь и кайся до
самой смерти в этой дерзости, потому что осудил ты прежде суда божия уже
мертвого человека, а живого боялся, дары от него принимал, ел с ним, пил
и веселился и, когда было можно исправить его, не  исправлял,  а  теперь
уже мертвого хочешь исправить таким жестоким отлучением. Если хочешь по-
мочь ему на том свете, то помогай милостынями и  молитвами".  Митрополит
Петр снял сан с епископа сарайского Измаила; митрополит Феогност отлучил
и потом простил суздальского епископа Даниила. Князь, недовольный  своим
епископом, ездил жаловаться на него митрополиту. Тверской епископ  Евфи-
мий возбудил на себя сильное негодование своего князя Михаила  Александ-
ровича, который в 1390 году послал звать в Тверь  митрополита  Киприана.
Тот отправился с двумя владыками греческими и несколькими  русскими.  За

Страницы: «« « 405   406   407   408   409   410   411   412   413  414   415   416   417   418   419   420   421   422   423  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Соловьев С.М., История России с древнейших времен