Главная - Наука - История
Соловьев С.М. - История России с древнейших времен Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 931 Размер файла: 6952 Кб Страницы: «« « 405 406 407 408 409 410 411 412 413 414 415 416 417 418 419 420 421 422 423 » »» власть церковная и гражданская должны были стать в те же отношения, в каких они были в Византии: все, следовательно, показывает, откуда идет предание и пример. Относительно определения отношений власти митрополичьей ко власти ве- ликокняжеской мы получаем известия из грамоты, составленной по взаимному согласию великого князя Василия Димитриевича и митрополита Киприана; из этой грамоты видим, что все лица, принадлежащие к церкви, подчиняются суду митрополичьему; если человек великокняжеский ударит великому князю челом на игумена, священника или чернеца, то суд общий, т. е. судит ве- ликий князь вместе с митрополитом; если же митрополит будет в отлучке, то судит один великий князь, а прибытком делится пополам с митрополитом; если кто ударит челом великому князю на митрополичья наместника, деся- тинника или волостеля, то великий князь судит сам. В случае войны, когда сам великий князь сядет на коня, тогда и митрополичьи бояре и слуги выс- тупают в поход под митрополичьим воеводою, но под стягом великокняжес- ким; которые из бояр и слуг не служили Алексию митрополиту, вступили в митрополичью службу недавно (приказались ново), те пойдут с воеводою ве- ликокняжеским смотря по месту, где кто живет. Слуг великокняжеских и лю- дей тяглых, платящих дань в великокняжескую казну (данных людей), митро- полит не имел права ставить в священники или дьяконы, ибо этим наносился ущерб службе и казне великокняжеской. Здесь причина, почему в духовное звание поступали только люди из того же звания. Но сын священника, хотя записанный в службу великокняжескую, если захочет, может быть поставлен в священники или в дьяконы. Сын священника, который живет у отца, ест хлеб отцовский, принадлежит к ведомству митрополичьему, а который отде- лен, живет не вместе с отцом, хлеб ест свой, тот принадлежит великому князю. Из этой грамоты мы уже видим, что у митрополита был свой двор, свои бояре и слуги, дом его называется дворцом. Встречаем и в летописи известия о митрополичьих боярах, отроках: о Митяе говорится, что бояре митрополичьи служили ему, отроки предстояли, куда двинется, и те и дру- гие шли перед ним. Митрополит имел своих стольников: так, митрополит Киприан посылал своего стольника Федора Тимофеева звать новгородского владыку в Москву; имел своего печатника, своего конюшего. Из этих прид- ворных слуг своих митрополит посылал для управления волостями (в волос- тели), для суда церковного (в десятинники) и проч. Мы видели, какое важ- ное значение имел митрополит в отношениях княжеских, и потому встречаем подписи митрополичьи и печати на грамотах княжеских, на договорах, ду- ховных завещаниях. Из дошедших до нас грамот договорная Димитрия Донско- го с двоюродным братом Владимиром Андреевичем - первая, в начале которой встречаем слова: "По благословению отца нашего Олексея митрополита всея Руси". В конце духовного завещания Димитрия Донского читаем: "А сю гра- моту писал есмь себе душевную, и явил есмь отцю своему Олексею митропо- литу всея Руси, и отец мой Олексей митрополит всея Руси и печать свою привесил к сей грамоте". Печать митрополичья имеет на одной стороне изображение богородицы с младенцем Иисусом, и на другой - надпись: "Бо- жиею милостию печать (имя) митрополита всея Руси". На духовном завещании Василия Димитриевича встречаем подпись митрополита Фотия по-гречески; ту же подпись видим и на договорной грамоте Василия Васильевича с дядею Юрием. С 1450 года грамоты пишутся по благословению митрополита Ионы и утверждаются его подписью: "Смиренный Иона, архиепископ киевский и всея Руси". Такова же подпись и преемника Ионина, Феодосия. В настольных грамотах патриарших новопоставленному митрополиту гово- рилось, что великий князь должен воздавать ему честь, показывать духов- ную любовь с благоговением и послушанием и благим повиновением, равно как все другие русские князья, сановники, духовенство и весь христоиме- нитый народ, и что митрополит должен во всем пределе своем ставить архи- епископов, священников, монахов, дьяконов, поддьяконов и чтецов, освя- щать церкви и управлять всеми церковными делами. Избрание епископов, как видно, производилось так же, как и в предшествовавшем периоде: так, под 1289 годом читаем в летописи, что великий князь Михаил Ярославич тверс- кой вместе с матерью своею послал игумена Андрея в Киев, к митрополиту Максиму, и тот поставил его епископом в Тверь; этот Андрей был сын ли- товского князя. Впрочем, от конца описываемого времени дошел до нас ус- тав, как должно избирать епископа здесь говорится, что по случаю избра- ния митрополит созывает всех епископов, ему подчиненных; который из них не мог приехать, присылал грамоту, что будет согласен на решение ос- тальных; собравшиеся епископы избирают три лица, имена которых в запеча- танном свитке отсылают митрополиту, и тот из троих выбирает уже одного. Такой порядок действительно мог быть введен в конце описываемого време- ни, когда значение областных князей поникло. Избранный пред посвящением давал обет исповедовать православие, повиноваться митрополиту, не пре- пятствовать в своей епархии сбору митрополичьих пошлин, не исполнять обязанностей своего звания в чужих епархиях, приезжать к митрополиту беспрекословно по первому зову, не позволять в своей епархии православ- ным вступать в браки, кумиться и брататься с армянами и латинами; тут же новопоставляемый объявлял, что не дал ничего за поставление, не обещался дать и не даст; запись эту он писал собственною рукою и подписывал. Нас- тольные грамоты митрополичьи епископам писались по приведенному образцу настольной патриаршей митрополиту. Архиепископы и епископы не могли на- зывать митрополита братом, но только отцом; в противном случае подверга- лись выговору. Митрополит имел право отлучать епископов от службы. В 1280 году мит- рополит Кирилл, обозревая подведомственные ему епархии, приехал в Ростов и узнал, что здешний епископ Игнатий велел в полночь выкинуть из собор- ной церкви тело князя Глеба Васильковича и запросто закопать его в мо- настыре. Митрополит немедленно отлучил за это епископа от службы и прос- тил его только по усердным просьбам князя Димитрия Борисовича, причем дал такое наставление Игнатию: "Не возносись и не думай, что ты без гре- ха, больше освобождай и прощай, чем запрещай и отлучай. Плачь и кайся до самой смерти в этой дерзости, потому что осудил ты прежде суда божия уже мертвого человека, а живого боялся, дары от него принимал, ел с ним, пил и веселился и, когда было можно исправить его, не исправлял, а теперь уже мертвого хочешь исправить таким жестоким отлучением. Если хочешь по- мочь ему на том свете, то помогай милостынями и молитвами". Митрополит Петр снял сан с епископа сарайского Измаила; митрополит Феогност отлучил и потом простил суздальского епископа Даниила. Князь, недовольный своим епископом, ездил жаловаться на него митрополиту. Тверской епископ Евфи- мий возбудил на себя сильное негодование своего князя Михаила Александ- ровича, который в 1390 году послал звать в Тверь митрополита Киприана. Тот отправился с двумя владыками греческими и несколькими русскими. За Страницы: «« « 405 406 407 408 409 410 411 412 413 414 415 416 417 418 419 420 421 422 423 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |