Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Соловьев С.М. - История России с древнейших времен

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 931
Размер файла: 6952 Кб
Страницы: «« « 407   408   409   410   411   412   413   414   415  416   417   418   419   420   421   422   423   424   425  » »»

родцев воевать с великим князем для возвращения Двинской области и  зап-
латил за это трехлетним заключением в Москве. Мы упоминали в своем месте
о неприятной переписке митрополита Ионы с новгородским владыкою по пово-
ду Шемяки. Митрополит Иона счел также своею обязанностию дать  наставле-
ние новгородскому владыке и его пастве  насчет  воздержания  от  вечевых
буйств. "Я слышал, дети,- пишет митрополит,- что по наветам  дьявольским
творится богоненавистное дело у вас, в отчине сына моего, великого  кня-
зя, в Великом Новгороде, не только между простыми людьми, но между чест-
ными, великими: за всякое важное и пустое дело начинается гнев, от гнева
- ярость, свары, прекословия, с обеих враждующих сторон является  много-
народное собрание, нанимают сбродней, пьянчивых и кровопролитных  людей,
замышляют бой и души христианские губят". Предшественник Ионы,  митропо-
лит Фотий, также посылал поучение новгородскому владыке  и  его  пастве:
митрополит увещевает новгородцев удерживаться от привычки сквернословить
(за которую летописец осуждает еще  дорюриковские  славянские  племена);
Фотий говорит, что такой привычки нет  нигде  между  христианами.  Далее
митрополит увещевает новгородцев басней не слушать, лихих баб не  прини-
мать, узлов, примолвленья, зелья, ворожбы и ничего подобного не употреб-
лять; при крещении приказывает погружать в сосуде, а не обливать  водою,
по обычаю латинскому; запрещает венчать девочек ранее тринадцатого года;
запрещает духовенству белому и черному торговать  или  давать  деньги  в
рост; если кто пред выходом на поле (судебный поединок) придет к священ-
нику за св. причастием, тому причастия нет; который из соперников  убьет
другого, тот отлучается от церкви на 18 лет, а убитого не хоронить.
   Политические и находившиеся в тесной связи с ними церковные отношения
Новгорода ко Пскову также требовали внимания митрополита. Мы видели, что
Псков, разбогатевший от торговли, давно уже начал стремиться к независи-
мости от Новгорода, вследствие чего последний стал обнаруживать нераспо-
ложение ко Пскову, высказывавшееся иногда открытою войной. Понятно,  как
затруднительно было при таких отнотшениях положение Пскова,  зависевшего
в церковных делах от владыки новгородского; отсюда естественное  желание
псковитян избавиться от этой зависимости, получит особого владыку. Но мы
видели, как их старание об этом осталось тщетным, ибо  митрополит  Феог-
ност не согласился поставить им особого епископа. Действительно, пскови-
чи выбрали дурное время: митрополит Феогност, подобно  своему  предшест-
веннику, утвердил пребывание в Москве, и Псков более других городов  ис-
пытал на себе следствия этого утверждения: еще недавно  Феогност  грозил
ему проклятием в случае, если он не откажется  от  союза  с  Александром
тверским; теперь же этот самый Александр опять княжил у них, и под  пок-
ровительством литовским, тогда как Новгород еще не ссорился с Москвою. О
прямой вражде псковичей с новгородским владыкою не раз упоминает летопи-
сец; так, он говорит о ссоре их с владыкой Феоктистом  в  1307  году;  в
1337 году владыка Василий поехал в Псков на подъезд, но псковичи не дали
ему суда, и владыка выехал из города, проклявши жителей;  когда  в  1411
году владыка Иоанн прислал протопопа во Псков просить подъезда на тамош-
нем духовенстве, то псковичи не велели давать и отослали протопопа с та-
ким ответом: "Если, бог даст, будет  сам  владыка  во  Пскове,  тогда  и
подъезд его чист, как пошло изначала, по старине". В 1435  году  приехал
во Псков владыка Евфимий, не в свой подъезд, не в свою череду, псковичи,
однако, приняли его и били ему челом о соборовании; но он созвать  собор
не обещался, а стал просить суда  да  на  священниках  своего  подъезда.
Псковичи ему этого не посулили, но стали за соборование и за свою стари-
ну, стали говорить владыке, зачем он сажает наместника  и  печатника  из
своей руки - новгородцев, а не псковичей; владыка за это  рассердился  и
уехал, побывши только одну неделю во Пскове. Князь Владимир, посадники и
бояре поехали за ним, нагнали и упросили возвратиться: псковичи дали ему
суд на месяц, подъезд на священниках; о соборе же  владыка  сказал,  что
отлагает его до митрополита. Но владычный наместник начал судить  не  по
псковской пошлине, начал уничтожать разные уговорные  грамоты  (посужать
рукописанья и рядницы), стал сажать дьяконов в гридницу, все  по-новому,
покинувши старину; псковичи были правы, говорит их летописец, священники
за подъезд и оброк не стояли, но по  грехам  и  дьявольскому  наваждению
случился бой между псковичами и владычными служилыми людьми (софьянамп).
Тогда владыка опять рассердился и уехал, не взявши псковского подарка, а
игуменам и священникам наделал много убытка, не бывало так прежде никог-
да, с тех пор как начал Псков стоять. После того как псковичи  вместе  с
московским войском опустошили новгородские владения и заключили мир, оба
города жили дружно, и дружба эта отразилась на отношениях  церковных:  в
1449 году владыка Евфимий приехал  во  Псков;  духовенство  с  крестами,
князь, посадники, бояре вышли к  нему  навстречу  и  приняли  с  великою
честью. В самый день приезда владыка служил обедню у св.  Троицы,  а  на
третий день соборовал в той же церкви и читал  синодик:  прокляли  злых,
которые хотят зла Великому Новгороду и Пскову,  а  благоверным  князьям,
лежащим в дому св. Софии и св. Троицы, пели вечную память, также и  дру-
гим добрым людям, которые сложили головы и кровь пролили за домы божии и
за православное христианство, живым же новгородцам и псковичам пели мно-
гая лета. Князь, посадники и во всех концах господина владыку много чти-
ли и дарили и проводили его из своей земли до границы с великою  честию.
С такою же честию был принят и провожен владыка и в  1453  году,  потому
что он делал все точно так же, как и прежние братья его - архиепископы.
   Неприязненные отношения Пскова к Новгороду и его владыке были  причи-
ною церковного неустройства и заставляли псковичей  обращаться  прямо  к
митрополиту за управлением и  наставлением,  а  неприязненные  отношения
Новгорода к митрополиту благоприятствовали этим непосредственным сообще-
ниям. Так, псковичи послали в Москву к  митрополиту  Киприану  несколько
священников для поставления и для извещения о своих нуждах,  что  нет  у
них церковного правила настоящего.  Митрополит  посвятил  священников  и
послал с ними устав службы и синодик правый, какой читают в Константино-
поле у св. Софии, приложил к этому правило,  как  поминать  православных
царей и князей великих, как совершать крещение  и  брак:  велел  вывести
прежний обычай - держать детей при крещении на руках и  сверху  поливать
водою; послал также 60 антиминсов с запрещением резать  их,  по  примеру
новгородского епископа. Разрывы псковичей с владыкою новгородским и про-
истекавшее от того церковное безначалие вело к тому, что вече  псковское
присвоило себе право судить и наказывать священников: митрополит Киприан
в 1395 году писал псковичам, что это противно христианскому закону,  что
священника судит и наказывает святитель, который его поставил; при  этом
митрополит запрещал также псковичам вступаться в земли и села церковные.
Близость Пскова к литовским границам, частые и  давние  сношения  его  с
Литвою и князьями ее заставляли митрополитов беспокоиться о  Пскове  при

Страницы: «« « 407   408   409   410   411   412   413   414   415  416   417   418   419   420   421   422   423   424   425  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Соловьев С.М., История России с древнейших времен